.

Вы здесь

Удаление старой краски химическим способом

Удаление старой краски химическим способом

01.03.2013 Автор: 0 9841

Б. П. Фаворов «Катера и яхты» №2 (66) март-апрель 1977г.

 

Удаление старой краски химическим способом

 

Вред лишней краски оче­виден. Известно, например, что тол­стый слой масляной краски опасен в пожарном отношении (она горит со скоростью 5—8 м/мин). Уже после не­скольких перекрашиваний, когда тол­щина слоя достигает 0,5—0,8 мм, кра­ска начинает представлять собой зна­чительный «мертвый груз» и в то же время все хуже защищает металли­ческий корпус от коррозии. При мо­дернизации одного из зарубежных линкоров обнаружилось, что за вре­мя его эксплуатации на корпус было нанесено 33 слоя краски (преимуще­ственно свинцовой) весом около 1500 т.

Для удаления старой краски с ме­таллических поверхностей в судоре­монте кроме механического способа

широко применяется химический. Химическими реагентами размягчают краску, растворяя содержащиеся в ее составе естественные или искусственные смолы, после чего она легко снимается даже ручным шпателем.

Чаще всего используются те же чистые органические (летучие) растворители, которые употребляются для растворения смол при изготовлении красок (табл. 1), но известны и составы, специально выпускаемые для удаления старой краски — так называемые смывки. Эти смывки бывают двух типов: щелочные (табл. 2, 3) и органические (табл. 4); наносятся они чистой капроновой кистью.

kraska1

kraska2

kraska3

Кроме указанных в таблицах, можно использовать следующие составы:

Для удаления этинолевых красок — 10% -ный раствор щелочи (едкий натр) при температуре +50— 60°С.

Для удаления масляных красок:

1)      10—12%-ный раствор каустической соды, загущенный 40—50% (по весу) кислотостойкой глины (порошкообразной, в сухом состоянии);

2)      на I вес. ч. каустической соды— 14 вес. ч. воды; раствор загустить 3 вес. ч. совелита (составы по

рецептам 1 и 2 наносятся слоем толщиной до 5 мм — шпателем или капроновой   кистью — при   температуре +20 С; снимаются через 30 мин; при недостаточном растворении старой краски операцию следует повторить);

3)      кислотные составы по одному из следующих рецептов: соляной кислоты  (с уд. весом 1,19)—25%, воды-23%, глины белой —52% или соляной кислоты — 42 %, воды — 48 %, глины белой—10%; после удаления размягченной краски поверхность ме­талла нейтрализовать раствором 40%-ной (по весу) негашеной изве­сти в 60% воды;

4) рецепт НИИЛКа: на 8 вес. ч. бензола по 1 вес. ч. парафина и дре­весного спирта; через 2—3 ч после смачивания разбухшую краску уда­ляют металлическим шпателем.

kraska4

Для снятия красок, сушка кото­рых происходила при высоких тем­пературах (80—120°С), применение всех указанных составов малоэффек­тивно.

Составы и смывки содержат взрыво- и огнеопасные вещества и кроме того легко испаряются — летучи. При работе с ними запрещается курить, разводить огонь и применять электри­ческие     нагревательные     приборы (плитки, отражательные печи) с от­крытыми спиралями.

Работающий должен надеть про­тивогаз или, в крайнем случае, респи­ратор, так как некоторые летучие углеводы в составе смывок оказы­вают вредное действие на легкие и нервную систему: при длительном их вдыхании может, в частности, про­изойти отек легких (для курящих — и со смертельным исходом).

За последнее время отечественная промышленность начала выпускать более безопасные смывки СА-2, СА-3, СА-4, СП-1, СП-2, СП-3, СП-6.

Местные предприятия бытовой хи­мии также выпускают смывки раз­личных марок и составов, обычно — применительно к какой-либо опреде­ленной группе красок: для масля­ных, для эмалей, для нитрокрасок. Ассортимент их довольно широк, при­чем нередко одинаковые по составу смывки имеют различные наименова­ния.

Смывки, выпускаемые для автомо­бильной промышленности и называе­мые растворителями для красок, с успехом могут быть применены для снятия нитроэмалей, а в некоторых случаях для глифталевых и пентафталевых эмалей. Следует иметь в в виду, что пентафталевая и глифталевая краски сходны по роду смолы, поэтому растворитель для одной из них может быть применен и для дру­гой.

Прежде чем приобрести раствори­тель, уточните марку старой краски, которую надо снимать, и ознакомь­тесь со свойствами имеющихся в про­даже составов. Если к флакону рас­творителя не приложена инструкция и не указан его состав, необходимо проконсультироваться у специали­стов.

Раздел: 

Boatportal.ru

logo