.

Вы здесь

Самодельный подвесной водомет

Самодельный подвесной водомет

05.04.2013 Автор: 0 12028

Ф. П. Михеев «Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г

 

Самодельный подвесной водомет

 

Водометными движителя­ми я занимаюсь уже двенадцать лет. За это время изготовил и испы­тал несколько стационарных и под­весных вариантов с двигателями от подвесных моторов «Стрела», «Ветерок»  и «Москва» и от «СМ-557Л».

Предлагаемый вниманию читате­лей подвесной вариант — самый про­стой и, как мне представляется, удачный. Выполнен он на базе под­весного мотора «Ветерок-12» с мак­симальным использованием серийных деталей. Вес «Ветерка-12» с водоме­том увеличился, по сравнению с се­рийным винтовым, всего на 1 кг.

Я эксплуатирую этот водомет на серийной мотолодке «МКМ». При водоизмещении 450 кг она легко входит на глиссирование и идет со скоростью 20—22 км/ч; под серий­ным «Ветерком-12» с гребным вин­том при тех же условиях скорость больше всего на 2 км/ч.

Высокая проходимость лодки и снижение гидродинамического со­противления обеспечиваются малым заглублением водозаборника: его передняя верхняя кромка находится ниже днища всего на 25—30 мм, а самая нижняя точка на 110—120 мм. Наклон входного отверстия водовода исключает подсасывание его к грунту, а при движении на вол­не препятствует подсасыванию воз­духа. Кроме того, наклонная передняя часть водовода играет роль своеобразного стабилизатора, умень­шающего дифферент лодки при вы­ходе на глиссирование.

Водомет изготовлен с использова­нием штатного редуктора, крепяще­гося к дейдвуду мотора на специаль­ном фланце. В случае необходи­мости замена водометного движите­ля винтовым  занимает  10—15 мин.

Приведу краткие рекомендации для желающих сделать подвесной водомет. Начинать следует с самых трудоемких частей — водозаборника и спрямляющего аппарата.

На листе металла размечаются развертки водозаборника, обечайки, спрямляющего аппарата и шести его лопастей. Заготовки вырезаются, за­чищаются напильником кромки и на гибочных вальцах или вручную на оправке (с помощью киянки) произ­водится гибка. Затем свариваются продольный стыковой шов водоза­борника и поперечные швы по фа­сонным вырезкам, начиная от заднего по ходу воды. Для стягивания при выполнении поперечных швов ис­пользуется проволока или струбци­ны. Сварка производится только сна­ружи. Чтобы брызги расплавленного металла не прилипали к поверхности, перед сваркой деталь следует по­крыть раствором мела (30%) в во­де (65%) с добавлением 5% жидко­го стекла. Швы тщательно зачи­щаются, производится развальцовка роликом задней кромки водоза­борника в токарном станке на оп­равке. При развальцовке шпиндель проворачивается только вручную; следует при этом следить, чтобы кромка водозаборника прижималась к торцу оправки.

Изготовление спрямляющего ап­парата начинается с разметки мест приварки лопаток на предварительно выточенной ступице. Основание сту­пицы делится на 6 равных частей, затем на разметочной плите рейсму­сом или при помощи угольника на образующей ступицы проводятся прямые линии, параллельные оси. Для приварки лопаток необходимо сделать приспособление, показанное на приводимых эскизах. На бобышку приспособления устанавливается ступица, совмещаются контрольные ли­нии на ступице и на приспособлении. Лопатка прижимается к стойке, совмещается с линиями и в двух-трех точках прихватывается. Затем, последовательно поворачивая ступи­цу, ставят на прихватки все осталь­ные лопатки, Их приварка произво­дится двусторонним швом с катетом 4 мм.

Затем ступица с лопатками про­тачивается в оправке по наружному диаметру так, чтобы лопатки плотно входили в обечайку (с предвари­тельно сваренным продольным швом) и передние кромки их совмещались с передней кромкой обечай­ки. Ступица с лопатками устанавли­вается на ровную плиту, на нее на­девается обечайка и лопатки с вы­пуклой их стороны прихватываются к ней. Приварка лопаток произво­дится только с выпуклой стороны и на половину их ширины. Штуцер для охлаждающей воды приваривается к обечайке между лопатками на сто­роне, противоположной продольно­му шву. Козырек штуцера припа­ивается изнутри припоем ПОС-30. Уплотнительное кольцо приклеивает­ся к обечайке клеем «88» на расстоя­нии 4 мм от передней кромки. Об­текатель изготавливается из пено­пласта и вклеивается в ступицу клеем «88».

Все неровности в водозаборнике и спрямляющем аппарате шпаклюют­ся эпоксидной  шпаклевкой.

Изготовление деталей силовой передачи — фланца, стакана ведущей шестерни, обоймы манжеты — осо­бых пояснений не требует. Шлицы на шлицевой муфте выпиливаются вручную. Для этого в муфту на всю ее длину вставляется стальная проб­ка; чтобы ее зафиксировать, свер­лится поперечное отверстие 0 5 мм и в него вставляется штифт. Затем на торце 24 мм проводится ок­ружность диаметром 12,6 мм, которая делит­ся на шесть равных частей. В отме­ченных точках сверлятся 6 отверстий 3,4 мм на нужную глубину 25 мм, пробка вынимается и шлицы обра­батываются надфилем по шлицам ве­дущей шестерни. Муфта должна плотно входить на шлицы шестерни на глубину 25 мм.

Водомет удобнее всего собирать в такой последовательности.

vodomet1-small

Большой формат чертежа для печати

1—штатный редуктор в сборе; 2—водозаборник; 3—шпилька М8, l=35: сталь 35; 4—гайка М8, шайба пружинная; 5—обтекатель, дюралюминий б=0,8; 6—болт Мб, l=25, сталь 35; 7—фланец; 8— стакан ведущей шестерни; 9—обойма манжеты; 10—муфта; 11— штифт диаметром 5, l=20; сталь 65Г; 12—вал вертикальный; 13—винт М5, l=15 с пружинной шайбой; 14—напорная трубка диаметром 10x1, 1=390, латунь; 15—хомут; 16—винт М5, l=20 с гайкой М5 и пружинной шайбой; 17— муфта диаметром 10X1, шланг резиновый; 18 - муфта диаметром 14X2, шланг резиновый; 19—уплотнительное кольцо диаметром 155X135, 6=2; резина; 20—спрямляющий аппарат; 21 — обтекатель, пенопласт; 22—шпонка диаметром 4; l=2; сталь 35; 23—кольцо стопорное; 24—рабочее колесо; 25—легкосъемная защитная решетка; 25—стержень решетки, стальная проволока диаметром 4; 27—распорная трубка, отрезки трубкидиаметром 6 X 1 между пластинами решетки, латунь; 28 — кронштейн; 29—винт М5, l = 15 с гайкой М5 и пружинной шайбой.

vodomet2-small

Большой формат чертежа для печати

Технологические приспособления: а — приспособление для приварки спрямляющих лопаток к ступице:

1 — лопатка; 2—плита, сталь; 3 — ступица спрямляющего аппарата; 4—бобышка; сталь; 5—стойка, сталь;

б — схема развальцовки выходного патрубка водозаборника:

1 — оправка в патроне токарного станка; 2—водозаборник; 3—ролик в державке, сталь 45, калить;

в — приспособление для сборки водозаборника с редуктором, сталь

vodomet3-small

Большой формат чертежа для печати

vodomet4-small

Большой формат чертежа для печати

Детали водовода и спрямляющего аппарата.

1 — водовод, нержавеющая сталь б=1,5; 2 —развертка водовода; 3 — спрямляющий аппарат в сборе; 4—развертка обечайки спрямляющего аппарата, нержавеющая сталь б = 1,5; 5 —лопатка спрямляющего аппарата; 6 шт., нержавеющая сталь б—1,5; 6 — ступица спрямляющего аппарата, нержавеющая сталь; 7 —кронштейн, нержавеющая сталь, б = 2,0; 8— хомут, нержавеющая сталь 9— уголок, нержавеющая сталь, б=2,0.

vodomet5-small

Большой формат чертежа для печати

vodomet6-small

Большой формат чертежа для печати

Детали силовой передачи.

1 — фланец, нержавеющая сталь; 2—стакан ведущей шестерни, нержавеющая сталь; 3—муфта, сталь 45 калить HRC=45/50; 4—обойма манжеты сталь нержавеющая, латунь; 5—кольцо стопорное, латунь

В стакан 8 запрессовываются под­шипник № 203 и завинчивается обойма 9 манжеты (торцы обоймы смазываются герметиком); запрессо­вывается наружное кольцо ролико­подшипника № 7203 и вставляется ведущая шестерня. Весь узел соби­рается с корпусом редуктора, регу­лируется зацепление шестерен. Стакан снимается с корпуса редуктора и вставляется верхним концом в отверстие водозаборника 48 мм.

Корпус редуктора вставляется в водозаборник и соединяется со стака­ном. На гребной вал надевается сборочное приспособление, изготов­ленное по приводимому эскизу, и фланец 7 поворачивается до упора. После этого на подпятник редуктора надевается кронштейн 28, произво­дится приварка его к водозаборнику, и через отверстие в кронштейне сверлится отверстие в подпятнике. На фланце 7 размечается параллель­ная продольной оси водомета осе­вая линия отверстий под крепежные болты 6; сверлится отверстие для стопорного винта 13, одновременно служащее для заливки масла.

Из полосы дюралюминия шири­ной 36 мм сгибается и подгоняется по форме водозаборника обтекатель 5, закрывающий часть стакана, рас­положенную в водозаборнике. После подгонки обтекатель склепывается сзади 4 заклепками 0 3 мм и кре­пится к нижнему фланцу стакана 4 винтами М4. Вертикальный вал из­готавливается из серийного вала об­резкой нижней части до размера 360 мм.

Рабочее колесо делается из штат­ного гребного винта мотора «Ветерок-8»: нужно уменьшить диаметр винта до 155,5 мм и длину ступицы (обрезав с задней стороны) до 50-0,3 мм. Лопасти рабочего колеся полируются.

Подача воды в систему охлаж­дения двигателя осуществляется от спрямляющего аппарата по трубке 14. Для удобства демонтажа и заме­ны водометного движителя винтовым напорная трубка выполняется из двух половинок. Нижняя часть 14, выгнутая из латунной трубки длиной 390, входит в отверстие дейдвуда и соединяется с верхним отрезком (0 8X1; длина 150 мм) резиновой муфтой.

Входная решетка 25 необходима только при использовании водомета на сильно заросших травой и за­грязненных водоемах. По опыту экс­плуатации можно сказать, что водо­росли и трава легко перемалываются рабочим колесом.

При окончательной сборке водо­мета перед навинчиванием фланца 7, в него вставляются крепежные бол­ты 6, а место соединения стакана во­дозаборника и фланца герметизи­руется клеем «88»; ставятся рабочее колесо, шпонка 22 и кольцо 23, в редуктор заливается смазка, уста­навливается спрямляющий аппарат. Собранный движитель крепится к дейдвуду так, чтобы шлицевая муф­та наделась на хвостовик ведущей шестерни; система охлаждения сое­диняется с патрубком водозабор­ника.

Водометный движитель такой же конструкции можно сделать и для более мощных подвесных моторов, например «Вихря» или «Нептуна».

Раздел: 

Boatportal.ru

logo