.

Вы здесь

В походах и гонках

В походах и гонках

20.03.2013 Автор: 0 9207

В. Н. Белоозероз «Катера и яхты» №3 (67) май-июнь 1977г.

 

В походах и гонках

 

В последние годы в на­шем водном туризме проис­ходят существенные измене­ния, связанные, в частности, с изменением самой карты страны. Возводятся плоти­ны— возникают моря, все новые районы становятся доступными для туризма. Прекрасный тому пример — Братское водохранилище, раскинувшее свои плесы на 550 км по Ангаре, 370 км — по Оке, 180 км —по Ие и по множеству других рек и речушек, по которым мож­но теперь двигаться не только вниз — по воле те­чения, но и вверх. И дело не только в географии: ес­ли раньше практически един­ственным вариантом был сплав, то теперь с каждым годом растет интерес к пла­ваниям под парусом. (Не случайно же и в сборнике появилась рубрика «Парус на реке»!).

Члены парусной подсек­ции Московского городско­го клуба туристов плавают под парусами на подмосковных водохранилищах и Селигере, ходят по многим водоемам Карелии и Вели­ким— Ладожскому и Онеж­скому озерам, бывали на Азове и Арале, на Байкале и Белом море. Многие похо­ды совершены на «Мевах», однако широкому распро­странению этого разборного туристского швертбота ме­шает то, что импортируется он из ПНР в крайне незна­чительном количестве, а ни­чего подобного отечествен­ная промышленность по-прежнему даже не обещает.

В создавшихся условиях именно разборная байдар­ка стала основной разно­видностью парусного судна для массового туризма. От настоящих мини-яхт любых других видов байдарку вы­годно отличают не только такие очевидные достоин­ства, как малый вес, транс­портабельность, идеальная простота решения проблемы стоянки, но и легкий ход на веслах (а при плавании на реке убирать паруса прихо­дится часто), возможность плавания по мелководью и преодоления различных пре­пятствий (обноса). Наконец, имеют значение во много раз меньшая цена и повсе­местная возможность приоб­ретения.

Первые же опыты пока­зали, что на легкой, мелко­сидящей, тесной байдарке далеко не просто сделать парусное вооружение одно­временно надежным, безо­пасным и удобным, доста­точно эффективным на вет­рах слабых и сильных, на курсах острых и полных. Популяризировать паруса, выявить и отработать опти­мальные конструкции воо­ружения туристских судов, совершенствовать мастер­ство    управления   парусами, — такие цели поставила перед собой наша парусная подсекция. Наиболее дей­ственным средством дости­жения всех этих целей ока­зались открытые соревнова­ния— гонки на туристских разборных судах, оснащен­ных парусами.

В Москве такие соревно­вания проводятся уже чет­вертый год. Если наш пер­вый гоночный сезон можно было бы назвать сезоном объединения московских ту­ристов-парусников, то вто­рой прошел уже под знаком совершенствования воору­жения, а третий — поисков органического единства па­руса и корпуса. Думается, пора подвести определен­ные итоги.

Характерны, на наш взгляд, результаты прош­лого сезона. За навигацию проведено шесть соревнова­ний; кроме того, московские команды выезжали еще на три регаты — в Ленинград и Таллин. Общий итог всех этих встреч—очередной шаг вперед в освоении парусной техники, тем более замет­ный, что погода, во всяком случае у нас в Москве, как правило, была неблаго­приятной — очень сложной для плавания под паруса­ми.

Так, во время маршрут­ной гонки Московское мо­ре — Конаково 7—9 мая, проходившей    в    условиях

5—6 балльного ветра, 19 экипажей из 20 были выну­ждены паруса спускать и идти на веслах. (Только од­ной байдарке «Колибри» с бортовыми поплавками уда­лось пройти всю дистанцию под парусом; вооруже­ние — кэт 3,2 м2.) Эта не­удача байдарок особенно показательна при сравнении со швертботами «Мева», ко­торые прошли дистанцию в полном составе и с хорошим временем. Уроки весенних стартов не прошли даром: уже на августовской гонке по маршруту Конаково — Большая Волга мы увиде­ли, что многие байдарочни­ки оборудовали своп лод­ки «откренивающими» по­плавками, серьезно повыси­ли надежность парусного вооружения.

На Осенней регате 6-балльный ветер снова уст­роил серьезное испытание. Здесь, в частности, можно было наблюдать две до­вольно показательные ава­рии: «Мева» с увеличенной парусностью перевернулась через скулу на фордевинде; тримаран потерял поплавок и был залит водой из-за отсутствия встроенных емко­стей в основном корпусе.

Драматично складывался ход соревнований байдарок на Матче городов 4—5 сен­тября. В самый разгул непогоды дали старт отбороч­ной гонки, проводимой для определения состава коман­ды Москвы. Большая часть участников так и не смогла пересечь стартовую ли­нию — еще долго виднелись мокрые паруса в окрестных камышах! Когда после не­скольких оверкилей на ди­станции остались только три байдарки (две из них — «Колибри»), было решено прекратить эту гонку.

Старты основных гонок отложили, но улучшения по­годы так и не дождались: пришлось начать соревнова­ния при ветре не менее 5 баллов. На этот раз не избежали аварий и лиде­ры — В. Суровое на «Ко­либри» и А. Козлов на «RZ». Матч городов снова выиграла команда москов­ских туристов (13 очков). Даже если бы зачет прово­дился по худшим экипажам, она все равно опережала бы занявшую 2-е место (41 оч­ко) команду Московской об­ласти, впервые выступав­шую самостоятельно. Ле­нинградцы (44 очка) не­сколько опередили туристов из Калинина (52 очка). Уместно сказать, что калининцы заслуживают самой высокой похвалы за орга­низацию этого матча: их спасательной службе, воз­главляемой В. Мордаше­вым, пришлось поработать на славу!

Оценивая прошлый «штормовой» сезон в це­лом, подчеркнем, что к кон­цу лета у нас в Москве насчитывалось вместо 50 уже только 30 экипажей, регу­лярно выступающих на «чи­стых» байдарках — без по­плавков. Зато резко возрос­ла численность байдарочных тримаранов, а также и бо­лее мореходных швертбо­тов. Прослеживается явный поворот к применению бор­товых вынесенных элементов плавучести — «откренивающих» поплавков. В то же время была продемонстри­рована сравнительно высо­кая надежность малых бай­дарок, несущих меньшую, чем «Салюты», парусность. Так, на Весенней регате обе участвовавшие в гонках «Колибри» неизменно пре­одолевали дистанцию в са­мых тяжелых условиях и финишировали (рулевые В. Суровое и В. Рябинин) вслед за лидером (В. Успен­ский).

Великолепной проверкой мастерства рулевых послу­жила гонка одиночек, в ко­торой приняло участие 16 «Мев» и один тримаран. Выявилось, что не все из участников четко представ­ляли специфику управления парусником в гонке без по­мощи шкотового. Суда силь­но растянулись по дистан­ции; если победитель В. Латонов затратил на ее прохо­ждение всего 45 мин, то в течение следующего за его финишем часа гонку закон­чила только половина участ­ников (в их числе была и единственная женщина — Н. Дорошенко. которая, кстати сказать, имеет опыт одиночных плавании по Аральскому морю).

Остается добавить, что отработка деталей вооружения и поиски оптимальных конструкций продолжались не только на трассах гонок, но и в условиях дальних плаваний. Интересный экс­перимент был поставлен не­сколькими группами, совер­шавшими походы по Азов­скому морю. Каждая из этих групп включала суда различных типов. Так, в ко­манде «Строитель» вместе с «Мевами» плавал байдароч­ный тримаран С. Козлова (см. «КЯ» № 58). По сви­детельству руководителя группы А. Тимофеева, это судно показало себя с луч­шей стороны: при слабом ветре оно имело преимуще­ство в скорости, при силь­ном — по комфортабельно­сти. Другой тип парусного судна — проа с надувными
корпусами испытывал В. Байбаков, совершивший вместе с М. Власенко (на «Меве») переход через Азовское море от Обиточной косы до мыса Казантип. И здесь многокорпусная кон­струкция оправдала все на­дежды.

Основной вывод, сделан­ный московскими туристами в прошлом году, хорошо сформулировал Д. Давиденко, участвовавший в плава­нии по Камскому водохра­нилищу. «На «чистых» бай­дарках на большой воде просто   нечего   делать!  Не туризм, а игра в кошки-мышки с погодой. Если со­бираешься в серьезное пла­вание, ставь поплавки! Практически ни вес, ни га­бариты пакетов не увеличи­ваются, а начинаешь чув­ствовать себя господином положения!»

По мнению парусной подсекции МГКТ, для даль­нейшей популяризации пер­спективных многокорпусных судов стоило бы на парус­ных соревнованиях на Приз «Катеров и яхт», проводи­мых на разборных шверт­ботах (Московское море), учредить и специальный приз для лучшей команды на байдарках с вынесенны­ми элементами плавучести.

В новом сезоне москов­ские туристы собираются главное внимание уделить вопросам организации дальних парусных плаваний, од­нако это не значит, что мы будем сворачивать гонки! Будут проводиться все уже ставшие традиционными со­ревнования (даты открытия регат — 7, 21 и 28 мая, 27 августа и 3 сентября).

МГКТ приглашает всех туристов-парусников! Спор­тивная борьба на трассах Московского моря будет способствовать популяриза­ции паруса и дальнейшему развитию техники водного туризма.

Boatportal.ru

logo