.

Вы здесь

Марафон на водометных катерах

Марафон на водометных катерах

17.03.2013 Автор: 0 10317

Ник Толертон. «Катера и яхты» №2 (66) март-апрель 1977г.

 

Марафон на водометных катерах

 

ОТ РЕДАКЦИИ:

Несколько лет подряд на берегах мексиканской реки Риу Бальса, славящейся порогами, каме­нистым руслом и бурным течением, собираются асы водно-моторного спорта, чтобы еще раз покорить экзотическую реку, ранее считав­шуюся непроходимой для моторных судов. И надо сказать, что победы даются нелегко. Например, в 1974 г. из 65 стартовавших катеров только десять смогли успешно завершить 400-мильную гонку. Многие катера были разбиты на порогах букваль­но в щепки, другие утонули, полу­чив пробоины, третьи вынуждены были прекратить соревнование из-за серьезных поломок корпусов и моторов. По характеру соревнования приближаются к мотокроссу по пе­ресеченной местности и требуют от водителей изрядного мужества, вы­носливости, быстроты реакции, а от техники — исключительной надежно­сти в работе и прочности. Недаром многие фирмы, выпускающие катера и моторы, используют марафон для рекламы своей продукции.

marafon1

Главным призом соревнований на Риу Бальса в 1972 г. стал приз пре­зидента Мексики — массивная отлив­ка из чистого серебра, изготовлен­ная мексиканскими серебряных дел мастерами и оцениваемая в 5000 дол­ларов. Он присуждается экипажу катера, прошедшему дистанцию с максимальной скоростью, независи­мо от класса и штрафных поправок (в марафоне участвуют катера с во­дометными движителями, оснащен­ные двигателями с рабочим объ­емом цилиндров до 6000 см3, мото­лодки с жестким корпусом, надув­ные лодки и плоты с подвесными моторами). Первым обладателем приза стал экипаж канадского водо­метного катера под командой Майка Сандермана, выходца из Новой Зе­ландии. А в последующие три года его бывшие соотечественники, вы­ступая на катерах с трехступенчаты­ми водометами оклендской фирмы «Гамильтон», неизменно оказывались победителями мексиканского мара­фона. В 1975 г. катер «Аотеароа», ведомый Невилом Сатзерлендом, первым закончил 594-километровый маршрут за 5 часов 55 мин 21 с, окончательно завоевав право увезти почетный трофей на родину на веч­ное хранение.

Водно-моторный спорт в Новой Зеландии — стране горных рек и озер, окруженной океаном, имеет много поклонников. Только одна Ассоциация водометных катеров насчитывает 1400 членов (не надо забывать, что все население Новой Зеландии составляет 3 млн. человек). Фирма «Гамильтон», получившая всемирную известность благодаря выпуску первых промышленных образцов водометных движителей для катеров, поставляет на рынок широкий ряд водометов, пригодных как для установки на прогулочных и служебных катерах, так и на высокоскоростных гоночных судах. В 1974 г. Ассоциация водометных катеров, пользуясь поддержкой фирмы «Городские часы», провела первый марафон по реке Уонгануи, а программа второго, гораздо более сложного марафона, проведенного в сентябре прошлого года, включала гонки по шести рекам, горному озеру и вдоль океанского побережья. В гонках приняли участие спортсмены только из самой Новой Зеландии; участвующие су­да были разбиты на 4 класса: А — с рабочим объемом цилиндров свыше 5100 см3, В —4100—5100 см3, С — 3000—4100 см3 и D —до 3000 см3. Рассказ об этих интересных соревно­ваниях подготовлен при любезном со­действии Дэвида Пардона— редактора новозеландского журнала «Sea Spray», посвященного парусно­му и водно-моторному спорту и ма­лому судостроению.

 

РАССКАЗЫВАЕТ НИК ТОЛЕРТОН:

Тысячекилометровая марафонская гонка на водометных катерах, прове­денная в сентябре прошлого года в Новой Зеландии, оказалась, по мне­нию большинства принимавших в ней участие экипажей, самым протяженным и трудным соревнованием подобного рода, когда-либо имевшим место. Не удивительно, что в предыдущих международных соревнованиях водометных катеров, проводившихся на реках Мексики или Бразилии, доминировали новозеландские экипажи — именно в этой стране Билл Гамильтон впервые начал промышленный выпуск водометных движителей для катеров.

marafon2

Шестидневный марафон явился самой крупной гонкой водометных катеров, и новозеландские спортсмены единодушно заявили, что у себя дома они нашли условия марафона более соревновательными, чем в любой другой стране. В Новой Зеландии нет змей и диких животных, которые наводили ужас на участни­ков марафонов по мексиканской ре­ке Риу Бальса, но тем не менее соревнование явилось суровым испы­танием навыков водителей управ­лять катерами, мчащимися на беше­ной скорости по обманчивым, изви­листым и усыпанным подводными камнями рекам, по океанским отме­лям и  глубоководным озерам.

Финальный итог говорит сам за себя. Из 44 заявленных катеров только 28 прошли через все семь го­нок, включенных в марафон. Причем треть экипажей этих судов получили штрафные очки за нарушения пра­вил и ни одна из лодок не закончи­ла соревнование без поломок механизмов или повреждений корпуса. Один катер утонул, а несколько дру­гих оказались так сильно поврежден­ными, что ремонт их был невозмо­жен. Помимо упомянутых 44 кате­ров еще десять брали старты в от­дельных гонках на реках Северного или Южного островов.

Старт соревнованиям был дан на реке Уонгануи на Северном острове. От города Таумарунуи катера устре­мились по 230-километровому марш­руту вниз по реке до города Уонга­нуи, расположенного близ ее впаде­ния в океан. На следующий день гонщики должны были возвратиться обратно, борясь с сильным встреч­ным течением. По сравнению с по­следующими гонками, эти этапы бы­ли сравнительно легкими, так как на большей части дистанции было срав­нительно глубоко и катера смогли развивать   максимальную  скорость.

Однако еще до старта соревнова­ния были закончены для новейшего катера «Голден Кэй Джет» из Крайстчерча. Во время тренировки на Уонгануи катер наскочил на подвод­ную скалу и утонул. Три члена эки­пажа были выброшены из катера, его водителя Говарда Смита при­шлось отправить в больницу с пере­ломом ноги.

Из 47 катеров, которые стартова­ли в Таумарунуи, только 24 закончи­ли обе гонки. Тяжелый инцидент произошел с катером «Канарики Джет» из Южного Кентербери: в на­чале первой гонки на огромной скорости он налетел на камни, у води­теля Тревора Аллана было сломано ребро, а у одного из членов экипажа — ключица.

Очень трудными были гонки на Южном острове. Здесь горные реки прерываются разливами шириной в 3—4 км, мелководным галечным рус­лом. Многие из таких участков не­проходимы даже для легких водометных катеров, которые нормально эксплуатируются при глубине воды всего в 12 см. Но те же реки ино­гда врываются бурлящими потоками в узкие ущелья, причем русло усея­но опасными обломками скал, о ко­торые так легко можно пробить дни­ще лодки.

Марафон стал захватывающим зрелищем для населения близлежа­щих деревень, расположенных вдоль рек. Занятия в школах, работа на фермах прекращались на много ча­сов, магазины были закрыты. Тыся­чи людей толпились по берегам, на речных отмелях и мостах, чтобы по­смотреть окрашенные в яркие цве­та катера, с ревом проносящиеся мимо.

Гонки на Южном острове нача­лись 96-километровым пробегом вверх по реке Уайхао из ее устья на юго-восточном побережье океана.

Сильный дождь затруднял наблюде­ние за трассой и в самом начале го­нок катер «ПДЛ Джет» (класс судов с 6-литровыми двигателями), управ­ляемый Питером Филлипсом из Крайстчерча, потерпел аварию. Филлипс был лидером соревнований по­сле первых двух этапов, но сейчас на скорости свыше 100 км/ч катер вдруг потерял управление и врезал­ся в речную отмель. Филлипс выле­тел из кокпита и, пролетев пять мет­ров, упал в речной ил. К счастью, никто из экипажа, включая и водите­ля, не пострадал.

Затем действие переместилось на западный берег Южного о-ва, на­чавшись со стремительного броска катеров по реке Буллер. Джон Бат­терфилд на катере «Аутло» возгла­вил гонку, но Филлипс, наскоро отремонтировав свой «ПДЛ Джет», стремился наверстать упущенное и шел за ним по пятам.

Гонка по реке Грей была, пожа­луй, решающей во всем марафоне. Снова не повезло Филлипсу — он неправильно сориентировался на трассе, свернул в боковую протоку и здесь его «ПДЛ Джет» на полной скорости выскочил на мель. Шесть следовавших за ним водителей со­вершили ту же ошибку и их катера пришлось стаскивать на воду бульдо­зерами.

На пятый день катера должны были пройти реку Тарамакау и часть озера Бруннер. В давние времена этот район славился залежами не­фрита, который здесь добывали ту­земцы племени маори. Позже белые переселенцы обнаружили здесь зо­лото и Тарамакау стала ареной со­перничества золотоискателей. Победу в гонках по этой реке одержал Баттерфилд на «Аутло».

На последнем этапе гонки катера должны были пройти 120 км вниз по реке Уаймакарири через известный овцеводческий район Кентербери до восточного побережья, выйти в оке­ан, пройти затем 20 км вдоль бере­га, перепрыгнуть через мелководный песчаный бар и финишировать в об­ширном эстуарии реки Самнер у города  Крайстчерч.

Но прежде устроителям соревно­ваний пришлось прибегнуть к по­мощи бульдозеров, чтобы расчи­стить в верховьях реки километро­вую дорогу для подвоза и спуска лодок. Эти работы проводились при 6-градусном морозе, а наступившая утром оттепель превратила дорогу в грязь и заставила отложить старт на час. Это обернулось для участни­ков новыми трудностями — начался прилив и на выходе из реки в океан мощные валы с ломающимися греб­нями перекатывались через песча­ный бар, угрожая залить лодки или ударить их о дно.

marafon3

Катер "Аутло" - победитель соревнований

Да и сам переход по реке был нелегким и отмечен рядом аварий катеров. На полной скорости по­терял управление катер «Фьюри», ведомый Дэйвом Маттерсоном. От резкой остановки водителя сорвало с места и ударило головой о ветро­вое стекло. Выскочили на речные мели и два других катера — «Рива Рэт» и «Конкорд»; к счастью, экипа­жи не пострадали.

Но вот катера пересекают песча­ный бар, и тут «Коугар Каб», управ­ляемый одним из опытнейших ново­зеландских гонщиков Диком Фэррэн-том, накрыло волной, и катер пошел на дно, увлекая за собой водителя. Чудом Фэррэнту удалось освобо­диться и всплыть на поверхность, где его и подобрало патрульное судно.

И вот, наконец, «Аутло», ведомый твердой рукой Джона Баттерфилда, успешно финиширует, выиграв эту гонку и завоевав общее первое ме­сто в марафоне. Ему вручается главный трофей соревнований — се­ребряный приз президента Мексики.

«Аутло» на 18 минут опередил вторую лодку на финише — «Майти Смув» с водителем Роном Реганом из Крайстчерча.

Оба катера имеют длину 5 м, ширину 2 м. Их корпуса с обводами глубокое V с углом килеватости днища на транце 15° построены из стеклопластика. На катерах установ­лены американские 8-цилиндровые бензиновые двигатели «Шевроле-350», спаренные с трехступенчатыми водометными движителями «Гамиль­тон»   новозеландского производства.

 

 

 

Boatportal.ru

logo