«Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.
Претенденты на Голубую ленту
В последний раз Голубая лента Атлантики — приз, учрежденный еще в 1В40 г. судовладельцем Кунардом за наивысшую скорость (наименьшее время) перехода через Атлантический океан, была вручена 25 лет назад владельцу американского лайнера «Юнайтед Стейтс». В первом же рейсе это судно, введенное в эксплуатацию в 1952 г., прошло расстояние в 3000 миль от берегов США до входа в Английский канал за 3 суток 10 часов и 40 минут, показав среднюю скорость 35,59 уз.
С тех пор ни одно пассажирское судно не улучшило рекорд американского лайнера. Совсем не потому, что это технически невозможно: отпала необходимость в дальнейшем повышении скоростей на трансатлантических рейсах, деловые люди предпочитают теперь пересекать океан на воздушных лайнерах, сокративших «расстояние» между континентами с четырех суток до нескольких часов.
Тем не менее борьбу за рекорд на трансатлантической трассе решили продолжить... водители гоночных катеров. Первым о своем намерении завоевать Голубую ленту заявил знаменитый американский гонщик, двукратный чемпион США по океанским гонкам на катерах, обладатель приза Чапмана доктор Роберт Магун, известный в водно-моторном мире просто как Док Магун. После памятного знатокам рекордного перехода 1974 г. вдоль атлантического побережья США около двух лет о Доке ничего не было слышно, но вот его «Сигарета» вновь появилась на трассах океанских гонок. Первую же из них — Бенихана Гран При — Магун выиграл с большим отрывом от остальных соперников.
Каковы же его планы транс атлантического перехода? Он собирается пересекать океан по линии Рота (Испания) — Ньюпорт (США), т. е. с востока на запад; предстоит преодолеть расстояние порядка 3 500 миль.
В роли трансатлантического судна Дока Магуна выступит одна из его старых 11-метровых «Сигарет» — открытый гоночный катер класса OPI, оснащенный четырьмя мощными подвесными моторами «Меркюри». Еще восемь таких же моторов будут уложены в трюме катера в качестве запасных. Претендент на Голубую ленту не собирается тратить время на ремонт: как только какой-либо из работающих моторов заглохнет, он тут же будет заменен на запасной.
Потребуется несколько тонн горючего, для которого на небольшом катере нет ни места, ни соответствующей дополнительной мощности двигателей, необходимой, чтобы «везти» этот груз с нужной скоростью. Поэтому планируется заправлять катер горючим прямо в океане с шести судов, которые заранее выйдут на трассу в условленные точки рандеву. Так что экипажу «Сигареты» потребуется проявить немалое навигационное искусство, чтобы через каждые 450 миль пути найти место встречи с очередным заправщиком.
Другой проект завоевания почетной Голубой ленты вынашивает английский гонщик Генри Гектор. Он намеревается пересекать океан на примерно таком же четырехмоторном гоночном катере длиной 13,5 м и следуя в том же направлении — с востока на запад, но используя для заправки береговые пункты, расположенные в Шотландии, Исландии, на юге Гренландии и Ньюфаундленде. На этом северном варианте пути придется преодолевать обширные области океана, почти постоянно покрытые туманами, лавировать между айсбергами; да и сам путь с учетом заходов для заправки получается на несколько сотен миль длиннее, чем избранный Магуном.
Предполагается, что уже в текущем году по крайней мере один из этих планов будет осуществлен.