.

Вы здесь

О правилах шлюзования

О правилах шлюзования

06.03.2013 Автор: 0 9817

В. М. Мочалов Д. С. Федосеев «Катера и яхты» №3 (67) май-июнь 1977г

 

О правилах шлюзования

shluzovanie

Шлюзование — одна из самых сложных, а порой и опасных операций, выполняемых малыми туристскими судами при плавании по внутренним водным путям. К сожа­лению, единых для всех шлюзовых систем правил шлюзования, разрабо­танных специально для малых судов и учитывающих их специфику, не су­ществует. Судоводители-любители вынуждены руководствоваться теми же документами, регламентирующи­ми безопасность плавания, что и су­доводители больших транспортных судов. Шлюзование маломерных су­дов зачастую производится, как предписывают правила плавания, «по усмотрению начальника вахты шлю­за».

Статья В. П. Пальянова «Лодка в шлюзе», помещенная в «КЯ» № 58, вызвала большой интерес у судоводителей-любителей. Она содержит ряд полезных советов, которыми сто­ит воспользоваться, однако в то же время некоторые ее рекомендации, на наш взгляд, ошибочны и могут ввести в заблуждение начинающих, малоопытных капитанов прогулочно­го флота.

Так, автор статьи (как и авторы ряда учебных пособий) советует швартовать лодки и катера в камере шлюза к борту крупнотоннажного транспортного судна, хотя одновре­менно и предостерегает, говоря о том, что это судно может быть сор­вано со швартовов и тогда возможен его навал на противоположную стен­ку шлюза. (Можно представить, что будет с катером, если по тем или иным причинам он не успеет вовре­мя отойти от борта судна водоизме­щением в несколько тысяч тонн и окажется прижатым к бетонной сте­не!)

Наш опыт говорит о том, что малое судно нельзя швартовать ни к борту крупного транспортного судна, ни к противоположной стенке шлюза на его траверзе. Следует швартоваться только за кормой большого судна и на достаточно безопасном от него расстоянии. В этом случае лодки и катера, естественно, не должны вы­ходить первыми из шлюза (ни в ко­ем случае нельзя выходить раньше судов на подводных крыльях): в слу­чае отказа мотора, а такие случаи, к сожалению, бывают нередко, ка­тер неизбежно окажется стоящим без хода под форштевнем большого судна — в мертвой зоне видимости с его мостика. Суда должны выхо­дить из камеры шлюза в той же оче­редности, в какой заходили в него.

В статье есть также и другие ре­комендации, с которыми трудно со­гласиться (в отношении количества членов экипажа на борту катера при шлюзовании, нецелесообразности шлюзования за 2—3 часа до наступ­ления темноты и др.).

Управлением Канала имени Моск­вы на основании накопленного опы­та разработаны и введены специаль­ные правила пропуска малых судов через шлюзы. В этих правилах учте­ны пожелания капитанов московских яхт-клубов и клубов водно-моторно­го спорта и туризма; они одобрены и согласованы с судоходной инспек­цией Московского бассейна. Правила эти изданы в дополнение к «Прави­лам пропуска судов, составов и пло­тов через судоходные шлюзы еди­ной глубоководной системы Европей­ской части РСФСР» и учитывают специфику шлюзования в Москов­ском бассейне. Считаем, что публи­кация основных положений этого до­кумента будет полезна для многих судоводителей-любителей.

К шлюзованию допускаются толь­ко технически исправные суда, име­ющие судовой билет или удостоверение яхты. Регистрационный номер должен быть нанесен на корпусе судна. Кроме того, должен иметься переносный номерной знак (таблич­ка), выставляемый при шлюзовании таким образом, чтобы его было вид­но с башни пульта управления шлю­зом.

Пропуск малых судов через шлю­зы осуществляется только в светлое время суток, попутно с транспортны­ми судами и при наличии достаточно­го по условиям безопасности места в камере.

Регулирование пропуска осущест­вляется входными и выходными светофорами, имеющими зеленый разрешающий и красный запрещающий огни. Кроме того, по громкоговоря­щей сети наружного оповещения на­чальником вахты шлюза даются те или иные указания, выполнение кото­рых обязательно для всех судоводи­телей.

Швартовка и стоянка малых судов у причальных устройств, предназна­ченных специально для стоянки транспортных судов, запрещена. Если шлюз занят, нельзя подходить близ­ко к голове шлюза: при наполнении шлюза катер может быть подхвачен мощным потоком, с которым не всегда справляются даже большие суда.

Катера и лодки могут заходить в камеру шлюза только после захода в нее крупных судов и встают на расстоянии 40 м от кормы последне­го крупного судна (40 м — расстоя­ние между швартовными рымами шлюза). Запрещается вставать впе­реди транспортных судов, запреща­ется швартоваться к их борту или вставать по их траверзу у противо­положной стенки.

Когда собирается несколько ма­лых судов, первыми заходят в шлюз более крупные катера, которые швартуются к стенке. Лодки и не­большие катера швартуются к круп­ным счалами не более чем в три пыжа (не больше трех).

Вход в камеру шлюза и выход из нее должны осуществляться на ми­нимальной скорости, обеспечивающей управляемость судна. Обгон в камере шлюза и подходных каналах запрещен. Выход малых судов из шлюза разрешается только после выхода крупных транспортных судов.

Лодки и катера можно шварто­вать за швартовные устройства как двумя, так и одним концом. Не сле­дует закладывать швартовные концы «намертво»; необходимо держать их на руках, закладывая серьгой. При швартовке вблизи стоповых огней необходимо следить, чтобы корпус надстройки или вооружение судна не перекрывали луч фотоэлемента.

Во время шлюзования на ка­тере должны быть готовы к дейст­вию весла и буксирные концы. В слу­чае отказа двигателя ближайшее ма­лое судно обязано взять лишенный хода катер на буксир и вывести его из камеры за пределы причальных линий подходного канала.

При неблагоприятных метеороло­гических условиях (туман, снегопад, ледоход и т. д.) шлюзование малых судов не производится.

За сохранность материальных ценностей, находящихся на борту ма­лого судна, администрация шлюза ответственность не несет.

Управление Канала имени Москвы будет признательно тем читателям, которые дадут свои предложения по улучшению условий пропуска мало­мерных судов через шлюзы.

 

Boatportal.ru

logo