.

Вы здесь

Счисление случайной лавировки

Счисление случайной лавировки

27.02.2013 Автор: 0 9439

Б. Д. Педяш «Катера и яхты» №2 (66) март-апрель 1977г.

 

Счисление случайной лавировки 

 

Плавание на яхте в от­крытом море при неустойчивых по силе и направлению ветрах сильно затрудняет навигацию. При встреч­ном ветре рулевому приходится часто менять курс, уходить от шквалов или дрейфовать при продолжительном усилении ветра. Плавание в таких условиях не похоже на обычную лавировку. Оно скорее напоминает блу­ждание вдоль линии генерального компасного курса (ГКК) и порождает у судоводителя сомнения — правиль­но ли учтен пройденный путь? Чтобы избавиться от этой неуверенности, прибегают к частым определениям места судна, вплоть до астрономических, и совершенно незаслуженно пренебрегают навигационными методами счисления. В мореходной практике обычно пользуются приближенными способами определения места судна по счислению, когда либо один, либо оба параметра места определяются «на глаз». Как правило, одним из этих параметров является счислимое расстояние, реже — компасный пеленг или курс, которые можно учесть достаточно точно по компасу. Ошибку в измерении пройденного расстояния неопытным штурманом при использовании такого простейшего способа замера скорости, как голландский лаг, оценивали примерно в 20%. Однако на практике результаты такого плавания по счислению приводили к парадоксальным, на первый взгляд, результатам: чем чаще изменялся курс и чем большее число приближенно определенных прямолинейных отрезков пройденного пути было нанесено на карту, тем точнее оказывалось место судна после определения его по береговым ориентирам. Никакого парадокса здесь нет. Дело в том, что ошибки в счислении курса и пройденного расстояния представляют собой категорию случайных ошибок, имеющих равновероятное отклонение как в одну, так и в другую сторону. Чем большее количество перемен курса и скорости учитывается в плавании, тем больше вероятность, что случайные ошибки в счислении пути взаимно уничтожат друг друга.

lavirovka

Обычный магнитный компас позволяет достаточно точно учитывать курс яхты. Ошибки возможны при определении скорости движения либо при отсчетах лага (от которых зависит счисление расстояния), а также при учете ветрового дрейфа и сноса течением. Очевидно, что влияние случайных ошибок тем больше, чем боль­ше протяженность маршрута по ГКК. Эти утверждения не голословны. Нам довелось проверить их во вре­мя двух плаваний через Азовское море на небольшой крейсерской яхте типа «Капелла». Ветра на Азовском море в период циклонов сильны и неустойчивы по направлению, т. е. плавания проходили именно в тех ус­ловиях, которые оговорены в начале статьи. Счисление велось в виде пе­риодической прокладки на карте «ры­скания» вдоль ГКК по приближен­ным параметрам — компасному курсу (КК) и средней скорости за опреде­ленный промежуток времени, непо­средственно снимаемых со шлюпочно­го путевого компаса и лага. Вахтен­ный рулевой самостоятельно усред­нял и записывал фактические пара­метры в специальный бланк таблицы счисления (см. таблицу). В графе «Судовое время» указывался момент времени начала плавания определен­ным курсом. Во вторую графу впи­сывался усредненный компасный курс по данным начала и конца плавания. Средняя скорость вписывалась в стро­ку момента начала плавания. Если, например, начиная с момента судово­го времени 21 ч 00 м яхта в течение пяти часов (до 02 ч 00 м) шла пере­менным курсом, причем первые 2 ч 15 м КК был 345°, а затем — 5°, ру­левой самостоятельно вписывал усред­ненный КК 355°, указывая против на­чального судового времени среднюю скорость за пять часов — 2,7 уз. Опыт плаваний по Азовскому морю убедил нас в том, что, постоянно наблюдая метеорологическую обстановку, ха­рактер и направление движения суд­на, именно рулевой располагает наи­более полной и оперативной информацией для разумного усреднения фактических параметров счисления.

Перед прокладкой эти данные пе­риодически обрабатывались во вто­рой части той же таблицы — выпол­нялось исправление румбов и вычис­ление пройденного каждым курсом расстояния. Например, для судового времени 21 ч 00 м и усредненного КК 355° вписывался соответствующий ИК 359,8°. Пройденный за пять часов путь S = 2,7 уз X 5= 13,5 мили вписывал­ся в строку момента конца плавания этим курсом — 02 ч 00 м. В послед­нюю графу заносился нарастающий итог пройденного пути.

Такой прием периодической про­кладки с использованием таблицы счисления возможен при плавании вдали от навигационных опасностей. Он позволяет избежать частой рабо­ты с картой и существенно облегчает плавание при малочисленном экипа­же. Тем не менее, этот метод не мо­жет исключать обычной прокладки по карте.

Boatportal.ru

logo