Четырехместная моторная лодка «Стрекоза», спроектированная и построенная Г. Р. Ванамельдером, рассчитана для плавания на реках и малых озерах. Кроме водного туризма, она может быть также использована на спортивных соревнованиях по водно-моторному спорту по классам МА или MB — мотолодок с подвесными моторами рабочим объемом до 250 или до 350 см3. Проект лодки отмечен премией на конкурсе Московского правления НТО судостроительной промышленности.
Основные элементы моторной лодки
Длина, мм | 3550 |
Ширина, мм | 1400 |
Высота, мм | 450 |
Вес, кг | 75—80 |
Небольшая длина корпуса была получена благодаря применению срезанной носовой оконечности.
Лодку рекомендуется строить вверх дном на стапеле.
Обшивка моторной лодки изготовлена из водостойкой фанеры толщиной 6 мм для днища, 4 мм — для бортов, 3 мм — для палубы. Шпангоуты выполняются из сосновых брусков сечением 60X18 мм и соединяются с бимсами фанерными кницами, которые устанавливаются с двух сторон на водоупорном клее и оцинкованных гвоздях. Банки изготовляют из гнутой фанеры, пайолы — из досок или фанеры.
На середину носовой палубы прибивают рейки, которые образуют дорожку для схода на берег.
В корме лодки, на месте крепления подвесного мотора, имеется ящик с наклоненным назад дном. При переполнении карбюратора горючее из мотора не попадает в лодку, а стекает через отверстия в транце наружу.
Таблица ллазовых ординат мотолодки «Стрекоза»
Лодка снабжается штурвалом автомобильного типа и оборудованием для дистанционного управления мотором.
В ненастную погоду и во время ночевки кокпит можно покрывать брезентовым тентом.
Теоретический чертеж.
Конструктивный чертеж.
Моторная лодка «Стрекоза» показала хорошие ходовые качества. При установке подвесного мотора «Москва» была достигнута скорость с одним водителем на борту — 38 км/час, а с водителем и пассажиром — 35 км/час. С двумя пассажирами и водителем лодка еще глиссирует. Присутствие на лодке четырех человек приводит к снижению скорости. При более длительных путешествиях с двумя пассажирами и багажом средняя скорость составила 30—32 км/час.
Для улучшения устойчивости на курсе к днищу моторной лодки следует прикрепить небольшой металлический плавник.
Несложность конструкции моторной лодки «Стрекоза» делает ее постройку доступной для начинающих любителей-судостроителей.