.

Вы здесь

Лодка "Суперкартоп"

Лодка "Суперкартоп"

23.03.2010 Автор: 0 2429

www.kizhim.ru

Характеристики судна:

Длина наибольшая ................................. 3,20 м
Ширина наибольшая .............................. 1,30 м
Высота борта на миделе ....................... 0,40 м
Двигатель ................................................ до 10 л.с.
Материал корпуса ................................... дерево+фанера+стеклопластик или алюминий

На форуме КиЯ появился один парень, который вознамерился построить лодку-картоп с необычными свойствами. Просил совета... не он первый. Обсуждений подобной темы было немало, однако он стал последней каплей, да и требования у него действительно неординарные по сумме. Получался уже не картоп, как таковой, а некое универсальное плавсредство в особо лёгком классе. После обсуждений, споров и оптимизации идеи получилось следующее творение, названное нами «суперкартоп».

Техзадание получилось примерно такое:
1.Перевозиться лодка должна на микроавтобусе класса «Газели».
2.Максимальное использование площади лодки.
3.Возможность закрывать лодку тентом от носа до кормы.
4.Высокая остойчивость и непотопляемость.
5.Минимальный вес.
6.Движение или минимальный мотор, или мускульная сила.
7.Предельная простота изготовления, доступная человеку, очень далёкому от судостроения.

Обводы

Максимально эффективно можно использовать пространство на лодках с обводами типа саней, тримаране или джонботе. Санные обводы и тримаранные пришлось исключить сразу, как слишком сложные для домашней судоверфи с весьма неквалифицированной рабочей силой. Кроме того, для изготовления такой лодки необходимо достаточно много времени. За основу был принят джонбот. Но, если с технологичностью у классического джонбота всё в порядке, да и грести на нём в принципе можно, то вместимость у него за счёт значительного развала бортов всё же оставляет желать лучшего. При попытке увеличить джонбот в ширину и уменьшении угла развала борта его мореходные качества резко снижаются. Поневоле напрашивается желание задать корпусу минимальную килеватость. Поэтому был принят плоскокилеватый корпус с подъёмом дна в носовой части до уровня планширя. Сужение бортов в носу — минимальное, что позволяет эффективнее использовать «построечную площадь». Транцевая корма, разумеется, не то, что нужно тихоходной лодке, однако при небольшой осадке плавать на короткие дистанции всё же можно. Для улучшения ходкости можно выполнить подъём днища в корме и «срезать борта» в корме, придав корпусу более приличествующие водоизмещающему судну обводы, но это уже повлечёт за собой усложнение технологии постройки.

Размеры

Размер спального места — 700х2000 мм. Скрипнув зубами можно уменьшить его до 550х2000мм, расплатившись за это комфортом и снижением остойчивости. Что уж говорить — решаясь, всегда что-то теряешь. Хорошо, сосредоточимся на простоте и массе корпуса. Тогда эффективная ширина примерно 1100 мм при длине 2000 мм. Для обеспечения непотопляемости и аварийной остойчивости создадим два отсека, в носу — 800 мм и в корме — 500 мм. Высота борта также должна быть минимальной. Она в свою очередь зависит от ГИМСа и от возможного применения подвесного мотора, с учётом минимального веса. Транец под «Ветерок» - 380 мм, подвесные маневровые электромоторы имеют регулируемую штангу. В итоге размеры лодки получаются 3300х1300х400 мм.

Движитель

Автор идеи предположил в качестве двигателя использовать гребные колёса с педальным приводом. Посмотрим. Педальный привод предполагает наличие двух сидений и желательно со спинками. Перед сном эти сиденья придётся демонтировать вместе с педальным приводом и где-то хранить. Сам колёсный движитель при всех его достоинствах компактностью не отличается, да и лёгкой такую систему сделать затруднительно. Короче мы посчитали, что эта идея вступает в явное противоречие с остальными требованиями. Оптимальным вариантом будет вернуться к старым, добрым вёслам. В качестве механического привода можно использовать любой подвесной мотор мощностью до 10 л.с.

Обстройка

Самым габаритным и проблемным элементом на лодке будет безусловно тентовое устройство. Автор сказал о шести съёмных стойках. Это предполагает наличие как минимум ещё трёх соединительных элементов — итого девять трубок. Снять, разобрать, хранить? Лучшим вариантом видятся две заваливающиеся к миделю П-образные стойки. В заваленном положении их можно скрепить между собой одной дощечкой-сиденьем для гребца. В рабочем положении они должны держаться за счёт двух ремней, вшитых в полотно тента и закреплённых на четырёх утках-ручках в носу и в корме. Ещё одно съёмное сиденье понадобиться в корме, для управления мотором или для пассажиров. В носовой части сиденьем будет являться крышка носового отсека плавучести. Полотно тента должно крепиться к замкам, расположенным ниже привального бруса для исключения возможности попадания в кокпит стекающей с тента дождевой воды.

Материалы

Самым простым материалом для изготовления корпуса будет водостойкая фанера и сосновые бруски. Соединить их между собой можно гвоздями или шурупами, но лучше дополнить это крепление водостойким клеем вроде полиэфирной или эпоксидной смолы. Оклеенный стекломатериалом корпус будет, конечно, и крепче и элегантнее, но шлифовка и полировка стеклопластиковой поверхности — работа очень трудоёмкая и требует определённой квалификации. Это одна из причин, по которой была забракована идея автора изготовить корпус лодки из пенопластовых блоков 50-100 мм толщиной с последующей оклейкой стеклопластиком. В принципе, можно и так, но возникающие в процессе проектирования и изготовления вопросы будут трудно преодолимыми, в особенности для неподготовленного человека. Масса полученного в результате немалых усилий плавсредства может оказаться значительно выше запланированной, местная и общая прочность недостаточной, а внешний вид — сомнительным. В любом случае такая технология потребует много времени — простота здесь только кажущаяся.

Если позволяют возможности можно рекомендовать изготовить корпус из АМг5. Правильно спроектированная лодка из алюминия может оказаться самой лёгкой. В любом случае пластичность алюминия позволит сделать её самой надёжной и неприхотливой из всех возможных вариантов. Единственно, чем такая лодка будет однозначно проигрывать фанерной — это обитаемостью.

Сопутствующие соображения

Придумать идеальный вариант, пригодный для любого самодельщика просто невозможно — слишком велика разница и в уровне подготовки и по технологическим и по финансовым возможностям, поэтому мы предлагаем два варианта конструкции — деревянную и алюминиевую.

Хотя лодка и предназначена для самодельщика, но это не значит, что она не может заинтересовать малое предприятие. Мы имеем в виду комплекты готовых деталей и материалов для строительства. Для деревянного варианта изготовление такого комплекта по силам не только специализированному предприятию, но и любому деревообрабатывающему производству, например, мебельной фабрике.

Сводный перечень материалов

Алюминий АМг5:
лист S2 — 8,8 кв/м — 48,6 кг
лист S3 — 1,1 кв/м — 9,0 кг
уголок 25х25х3 — 7,6 п.м. — 3,07кг
Итого - 60,7кг

Дерево + фанера + стеклопластик:
Брусок 20х40 — 3,142 п.м — 1,5кг
Брусок 20х30 — 4,5 п.м. — 1,62кг
Брусок 20х20 — 26,0 п.м. — 6,3кг
Фанера водостойкая 3мм — 8 кв.м. — 15,6кг
Фанера водостойкая 6мм — 4,1 кв.м. — 16кг
Стекломатериалы — 30кг
Итого - 71кг

(Большой формат)

(Большой формат)

(Большой формат)

(Большой формат)

(Большой формат)

Boatportal.ru

logo