.

Вы здесь

Туристический катер «Селигер»

Туристический катер «Селигер»

25.03.2009 Автор: 0 12800

 


 
Знакомясь с проектом этого катера, следует иметь в виду, что принятые обводы с двойной скулой в данном случае не имеют существенных преимуществ перед более распространенными «односкулыми» обводами. Подобную форму корпуса чаще можно встретить на тихоходных морских судах, для которых важна более плавная бортовая качка.

В случае, если катер предполагается эксплуатировать с одним подвесным мотором, отгиб днища у транца нецелесообразен. Наоборот, линию киля следует поднять на 50—70 мм выше основной, что уменьшит завихрения воды за транцем на низких скоростях.

Брызгоотбойники по нижней скуле в данном случае только увеличивают сопротивление трения, так как при скорости 20—25 км/час скула довольно глубоко погружена и борта все равно смачиваются водой. Больше пользы принесет брызгоотбойник в носовой четверти длины катера, где он будет отражать поднимающуюся носовую волну («усы») от бортов. Склонность катера к рысканью может быть устранена установкой невысокого (около 100 мм) фальшкиля, который должен начинаться около 7 шп. и сходить на нет у 3—4 шп.

 


 
Основные данные катера
Длина габаритная, мм 4850
Ширина габаритная, мм 1900
Высота на миделе, мм 870
Габаритная высота с рубкой, мм 1550
осадка на плаву, мм 150
Вес с оборудованием, но без мотора, кг. 420
Скорость под двумя моторами «Москва», км/час: с одним чел 24
Скорость под двумя моторами «Москва», км/час: с четырьмя чел 21

Разрабатывая проект этого катера, мы старались создать небольшое и надежное судно, удобное как для коротких, так и для дальних туристских плаваний по рекам и озерам. Катер был спущен на воду в июне 1966 г.; мы уже ходили на нем по озеру Селигер, и остались довольны.

Отметим конструктивные особенности катера «Селигер».
 


Примененные двухскулые обводы с достаточно высоко расположенной верхней скулой целесообразны для обеспечения остойчивости и уменьшения сопротивления катера- на переходном режиме. Возможен и выход судна в режим глиссирования, но для этого потребуется установка более мощного двигателя (30—40 л. с.) и брызгоотбойного бруса по нижней скуле, как показано на конструктивном мидель-шпангоуте.
 

Катер обладает высокой остойчивостью и хорошими маневренными качествами; выдерживает волну при силе ветра до • 5 баллов, Некоторую склонность к рысканью при волне в скулу или попутно-боковой мы объясняем, главным образом, недостаточной мощностью моторов «Москва». Управление моторами, оборудованными стартер-генераторами (см. вып. 2), дистанционное. Стартер-генераторы и подзаряжающиеся на ходу аккумуляторы питают всю электросистему катера (фара, сигнал"; бортовые огни, плафон в каюте и подсос горючего при запуске моторов).
 

Съемная рубка связана с корпусом только шестью болтами; снять ее можно за несколько минут, что очень удобно и при подготовке к ремонту корпуса, и тогда, когда необходимо снизить на время габаритную высоту катера. Откидывающийся тент полностью закрывает кокпит.

Между бортами и продольными стенками зашивки, поставленными в плоскости комингсов кокпита, имеются достаточно вместительные помещения для хранения инвентаря, одежды, провизии, а также прорезиненных надувных мешков, обеспечивающих непотопляемость.

Каютная часть катера отделена от открытого кокпита полупереборкой-комингсом высотой 300 мм от сланей. По бортам расположены два полумягких дивана-рундука. Эти рундуки складные: поперечные стенки, соединенные петлями с продольными стенками, крепятся крючками к бортовой зашивке, а крышки свободно накладываются на ящики сверху. Левый диван несколько короче правого. Длина его крышки равна ширине катера по шп. 4. При помощи этой крышки и дополнительной фанерной вставки можно наглухо отделить каютную часть от кокпита и, выйдя из каюты через верхний люк, запереть его ключом.

В передней части кокпита устанавливаются два легких складных кресла (покупных). Сложенные кресла можно использовать для оборудования двух дополнительных спальных мест путем укладки между задним сиденьем и полупереборкой на шп. 4.

Крышка заднего сиденья, сделанная из бакелизированной фанеры, ложится на две поперечные стенки, которые крючками крепятся к бортовой зашивке, корпуса. Под сиденьем два отсека: один для баков с горючим, а другой для аккумуляторов и прочего электрооборудования. Для обеспечения доступа к бакам при уложенном-тенте средняя часть крышки сиденья сделана откидной.

Тентовое устройство скреплено с бортовой зашивкой четырьмя гайками (М5 и Мб).

Подмоторная ниша рассчитана на установку двух подвесных моторов «Москва». В транце на уровне дна| ниши сделаны два отверстия 18 мм для стока воды. Конструкция рулевого управления моторами такова, что натяжение штуртросов не зависит от наличия моторов на транце; поворот штурвала передается как одновременно обоим моторам, так и одному из ни (любому), если другой откинут или даже снят с транца Это достигается установкой на моторах трубчатых шарнирных румпелей со свободно скользящими по ни втулками, к которым подсоединен штуртрос. В качестве привода использованы звездочка втулки заднего коле са велосипеда и велоцепь. Такое устройство всецело себя оправдало.

Набор изготовлен из выдержанной прямослойной сосны. Детали шпангоутных рамок соединены фанерными косынками (кницами) на клею с запрессовкой! гвоздями. Все соединения набора при сборке корпус выполнены на клею и оцинкованных шурупах.
 

Форштевень сечением 50X60/65 набран из сосновых реек и склеен в специальном приспособлении (см. книгу Л. А. Романенко и Л. С, Щербакова "Моторная лодка", стр. 135—136).

Обшивка корпуса выполнена из бакелизированной фанеры толщиной 5—6 мм (5 листов 1200X5000); между обшивкой и набором проложена пропитанная клеем стеклолента (можно применить и иную герметизирующую прокладку). Во избежание ошибок при раскрое и подгонке для каждого листа по месту был сделан шаблон. Стык верхних бортовых листов обшивки расположен между шп. 7 и транцем. Водорез выклеен по месту из тонких дубовых реек.

Съемная рубка состоит из палубной части, боков стенок и лобового стекла. Бимсы выклеены по шаблонам (полосовое железо 4X30) из тонких сосновых ре концы которых предварительно распаривались. Основ ние крыши рубки выпилено из бакфанеры толщин 6—7 мм и скреплено с концами бимсов клеем и рупами. После этого на основание между бимса были поставлены промежуточные продольные план и лобовой брус. Средний лист крыши вырезан из бакфанеры толщиной 5—6 мм, а боковые части выклеены в несколько слоев из фанеры толщиной до 2 мм, дельные неровности зашпаклеваны просеянными древесными опилками на эпоксидном клее. Рубка (изнутри и палуба обиты дерматином.
 

Общее расположение — продольный разрез и план со снятой рубкой и уложенным тентом.
А —узел крепления дуг тентового устройства.

 
И. Г. Киселев
Журнал КиЯ №14 1968г

Boatportal.ru

logo