.

Вы здесь

Проект катера «МК-31»

Проект катера «МК-31»

23.01.2009 Автор: 0 10183

 

 

Пластмассовый катер «МК-31» с открытым кокпитом, снабженный подвесным мотором «Москва», предназначен для служебных разъездов, туризма и спортивных целей. Катер имеет остроскулые обводы, наклонный форштевень и транцевую корму. При выборе обводов и разработке теоретического чертежа наряду с удовлетворением требований ходкости и мореходности ставилась цель уменьшить боковое подскальзывание на поворотах (путем придания днищевой части катера особой формы) и обеспечить жесткость конструкции безнаборного днища.

При конструировании корпуса катера были использованы преимущества нового конструкционного материала — стеклопластика.   Так,   например,   днищевую   часть   цельноформованного корпуса удалось выполнить профилированной (зигован-ной) в продольном направлении. Это мероприятие позволило отказаться от установки ребер жесткости по днищу. Жесткость бортовой части наружной обшивки корпуса была обеспечена благодаря приданию ей двоякой кривизны, а также одиночным зигом, идущим от средней части корпуса в корму. Палубе также была придана форма, обеспечивающая наибольшую жесткость конструкции при сравнительно малой толщине.

Корпус катера представляет собой цельноформованную безнаборную оболочку с приформованными переборками, переборками-диванами и воздушным ящиком. Основными продольными   связями   корпуса    служат    вертикальный   киль, продольные гофры днищевой обшивки и отфланцовки палубы. Опорами пластин обшивки служат внутренние элементы корпуса — переборки-диваны   и   т.   п.

Палуба формуется отдельно от корпуса и соединяется с корпусом на прокладках из стеклоткани, пропитанной полиэфирной смолой,  и  винтах М6 с  шагом 200 мм.

На воздушном ящике и поперечных переборках установлены пробки для контроля водонепроницаемости корпуса во время
эксплуатации.
 

Корпус катера, воздушный ящик и переборки-диваны выполнены из стеклопластика на основе ненасыщенной полиэфирной смолы холодного отверждения марки ПН-3 (по ВТУ ЛСНХ № 33112-60), армированного стеклотканью марки АСТТ(б)С2 (по ВТУ 1381—56) и жгутовой стеклотканью марки ТЖС-0,85  (по ВТТ 47—61).
 


Общий вид катера (вариант на крыльях), конструктивный чертеж и узлы.

1 — рым  буксирный;  2 — утка-ручка;  3 — уключина;  4—стакан  для флагштока;  5 — ветроотбойный  козырек;   6 — cлань;  7 — якорь-   8 — спасательный леер; 9 — подвесной мотор «Москва»   (10 л. с);  10 — топливный   бак;   11—оболочка   корпуса;   12 — вертикальный   киль; 13 — палуба;    14 — поперечная   переборка;    15 — носовой   воздушный ящик;   16— переборка-диван;   17 —транцевая  доска.
 

Палуба имеет толщину 2,4 мм; носовая часть палубы на длине 1,5 м от форштевня сплошная, на остальной длине катер имеет открытый кокпит. По периметру кокпита имеется цельноформованный фланец шириной 60 мм. На 1 и 2-м теоретических шпангоутах  установлены  бимсы  из  фанеры 8X50), оклеенные стеклотканью. В местах установки детали швартовного устройства, а также уключин предусмотрены местные утолщения и подкрепления палубы.


 

 

 

Основные элементы и характеристики катера
 
Длина габаритная, м 4,11
Длина расчетная,   м 3,80
Ширина габаритная, м 1,56
Ширина расчетная, м 1,375
Высота  борта   расчетная,   м 0,57
Вес пластмассового корпуса, кг 102
Вес катера со снабжением, мотором и топливом,   кг 205
Водоизмещение в  полном грузу (4 чел. на борту),   кг 505
Водоизмещение в  полном грузу с  подводными  крыльями,  кг 535
Суммарный       объем       воздушных       ящиков, м3 0,7
Скорость хода с подвесным мотором «Москва», км/час без крыльев с 1   чел 32
Скорость хода с подвесным мотором «Москва», км/час без крыльев с 4 чел 17
Скорость хода с подвесным мотором «Москва», км/час на   крыльях   (с   4  чел.) 32

Профилированная обшивка имеет толщину на днище до скулы 2,7 мм и на бортах — 2,4 мм; по верхней кромке борта отогнут фланец шириной 30 мм для соединения с палубой. Транец имеет подкрепление в районе установки подвесного мотора.

Поперечные переборки в районе 5—6 и 8—9-го теоретических шпангоутов имеют толщину 2,4 мм. Для придания жесткости переборки отформованы с трапецеидальными гофрами высотой 50 мм. Переборки-диваны выполнены толщиной   2,4  мм   и   имеют  удобную   для  сидения  форму.

Формование деталей корпуса, за исключением оболочки корпуса, производилось в неразъемных матрицах контактным методом. Введением соответствующих пигментов в смолу наружного слоя обшивки обеспечивалась окраска катера в необходимый цвет. Детали катера, выполненные таким методом,  в   процессе эксплуатации   не  требуют  окраски.

Общее расположение катера представлено на чертеже. На палубе катера расположены: в носу — буксирный рым, по обоим бортам в районе 3 и 9-го теоретических шпангоутов— утки-ручки, а в районе 7-го теоретического шпангоута — под-уключины. Стакан для флагштока расположен на палубе с   правого   борта   в   районе   10-го   теоретического   шпангоута.

В первом и втором отделениях кокпита установлены переборки-диваны;    вместе   с    поперечными    переборками   они образуют герметические объемы, выполняющие роль воздушных ящиков, которые обеспечивают непотопляемость катера (кроме того, имеется носовой воздушный ящик). Два отделения используются для размещения людей, а в третьем установлен топливный бак и закреплен якорь с якорным канатом.

Во втором отделении по бортам укреплены лопасти разборных весел, древки которых подвешены на поперечной переборке. В первом и втором отделениях установлены съемные слани из фанеры, опирающиеся на киль и опоры на переборках и бортах.

Снаружи, по бортам, в районе 2—9-го теоретических шпангоутов укреплен спасательный леер. На катере установлен ветроотбойный козырек из органического стекла в рамке, изготовленной из легкого сплава.

Перед внедрением катеров в серийное производство на Стрельнинской судоверфи Ленинградского СНХ были проведены испытания установочной партии катеров в условиях эксплуатации. Эти испытания позволили выявить наряду с положительными качествами катера ряд недостатков, которые были  учтены   При  корректировке  чертежей   на  серию.

Для проверки на прочность катера неоднократно выбрасывались с полного хода на берег; несмотря на легкий корпус катера успешно выдержали все испытания. Катера можно хранить вверх килем без всякой защиты от атмосферных осадков. С помощью специальных уток-ручек четыре человека легко переносят его по суше.
 

Один из катеров проекта «МК-31» был поставлен на подводные крылья, выполненные из легкого сплава АМг-5В. Испытания, проведенные на Неве в 1962 г., выявили, что применение  крыльевого   устройства   позволяет  увеличить скорость катера при полной нагрузке с 17 до 32 км/час. Подробное описание крыльевого устройства катера приведено в  статье Э.  А.  Афрамеева  и  В.  В.  Вейнберга.
 

ВЫВОДЫ
 

Применение стеклопластика в качестве конструкционного материала позволило:
1)  создать легкую безнаборную конструкцию катера с хорошими эксплуатационными качествами;
2)   упростить конструкцию и технологию серийного изготовления;
3)   обеспечить непотопляемость катера при аварии благодаря наличию герметических объемов;
4)  свести до минимума расходы по уходу за катером в период эксплуатации.

Постройка и эксплуатация установочной партии катеров подтвердили высокие качества нового конструкционного материала — стеклопластика.

И. Е. Гущин
Журнал КиЯ №2 1964г

Boatportal.ru

logo