Вы здесь

Морская прокладочная линейка

Морская прокладочная линейка

01.04.2009 Автор: 0 11065
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Н.Г. Максимов
Журнал КиЯ №15 1968г

Линейка предназначена для ведения прокладки на карте на судах любого типа и заменяет собой обычно применяемые параллельную линейку и транспортир. Одновременно она является простейшим счетно-решающим механизмом и позволяет при плавании по магнитному компасу выполнять следующие операции:
— решать любую из задач по исправлению или переводу румбов;
— считывать с транспортира линейки истинный, магнитный или компасный курс (пеленг) между двумя любыми точками на курсе?
— прокладывать на карте истинный курс (пеленг) по известному магнитному или компасному курсу
(пеленгу);
— «помнить» таблицу девиации, а также компасный курс, которым следует судно, и поправки на этом курсе.

Описываемая линейка упрощает и ускоряет ведение прокладки на карте, позволяет обходиться без выполнения расчетов поправки компаса, а следовательно, и устранить возможность появления расчетных ошибок. При наличии на судне гирокомпаса на шкалах линейки вместо девиации устанавливается поправка гирокомпаса.

Полуавтоматическая линейка представляет собой совмещенные параллельную линейку и транспортир, разворачиваемый относительно линейки на величину общей поправки компаса. Для решения алгебраической задачи:

где Δ — общая поправка компаса, d —склонение компаса, δ — девиация компаса, использована схема механического суммирования углов. Применительно к описываемой линейке схема заключается в повороте движка относительно транспортира на величину склонения (первое слагаемое) и повороте транспортира вместе с движком относительно линейки на величину девиации, считываемой по движку (второе слагаемое). Результат суммирования считывается при этом с транспортира по углу его разворота относительно линейки.

Направления разворотов движка и транспортира выбраны так, чтобы разворот транспортира получался в сторону, противоположную общей поправке компаса, и обеспечивал известные равенства:

где КК (КП) —компасный курс (пеленг), МК (МП) —магнитный курс (пеленг), ИК (ИП) — истинный курс (пеленг), причем ИК (ИП) проводился бы на карте, а КК (КП), МК (МП) или ИК (ИП) считывались бы с транспортира линейки.

Для удобства ведения прокладки на линейке помещена таблица девиации, выполненная в виде некоторой замкнутой криволинейной фигуры, вырезанной из бумаги и наклеенной на транспортир. Принятая для линейки величина склонения от —20° до +20° обеспечивает возможность пользования линейкой практически во всех районах Земли, доступных для мореплавания, за исключением околополярных районов, где склонение, как известно, может достигать и больших величин. Принятая величина девиации от —7° до +7° обеспечивает пользование линейкой на судах с плохо уничтоженной девиацией. При девиации, не превышающей 2—3° (как это и должно быть на судне), масштаб кривой девиации может быть увеличен вдвое, что позволит увеличить точность снятия девиации с кривой.

Размеры транспортира (r=90 мм) взяты равными размерам транспортиров, обычно применяемых в судовождении. При этом линейная величина одного градуса основной шкалы транспортира около 1,5 мм, а одного градуса шкал поправок — не менее 1,1 мм, что вполне обеспечивает точность 0,2°, достаточную для практической навигации. Таким образом, точность работы с описываемой линейкой не меньше точности работы с обычным инструментом. Габаритные размеры линейки обычные (180 X 500).

Конструктивно описываемая прокладочная линейка представляет собой две линейки 1 и 2 из оргстекла, шарнирно соединенные тягами 3. На Широкой верхней линейке расточено углубление для установки утопленного в нее транспортира и закреплена полая ось 4, на которую на втулке 9 посажен транспортир 5, поворачивающийся относительно линейки на углы до 27° в обе стороны от среднего положения. Транспортир, изготовленный из оргстекла, крепится на оси стопорной гайкой 6. В ось запрессована лупа 7 из оргстекла; на нижнем ее торце награвировано перекрестие 8, а верхний торец закруглен.

По окружности транспортира награвированы деления (через градус) и цифры 10 (через 10°). Под этой основной шкалой награвировано: слева — шкала склонений 11 (от 0° до ±20° через градус); в середине— шкала общих поправок компаса 12 (от 0° до ±27° через градус) и справа — круговая шкала компасных курсов 13 (от 0° до 360° через два градуса), внутрь которой вклеивается кривая девиации 14.

На втулку 9 посажен движок 15, поворачивающийся относительно транспортира и крепящийся стопорной гайкой 16. На движок нанесена риска 17, указывающая величину склонения; ниже ее награвирована шкала девиации 18 (от 0° до ±.7° через градус).

Для отсчета девиации и общей поправки компаса на линейке жестко укреплены штырьки 19 и 20, на верхних торцах которых, расположённых заподлицо с соответствующими шкалами, награвированы риски; в транспортире и движке имеются радиальные пазы 21, через которые проходят указанные штырьки. По круговой шкале компасных курсов 13, над кривой девиации 14 перемещается второй движок 22, посаженный на ось 23, закрепленную на транспортире в центре круга шкалы; этот движок крепится в необходимом положении стопорной гайкой 24. На его конце имеются риска 25 для установки на требуемый компасный (магнитный) курс; вдоль движка сделана узкая прорезь. Величина девиации снимается по шкале 26 на движке 22 до участка линии кривой девиации 14, видимого в прорези. Шкала девиации награвирована от 0° до ±7° через градус в обе стороны от середины движка в радиальном направлении.

Гравировка делений и цифр основных отсчетов транспортира выполнена черным цветом, а всех остальных шкал — красным. Транспортир линейки, в отличие от обычных прокладочных транспортиров, имеет градуировку, заходящую до 5° за 0 и 180°, что облегчает пользование им при углах, близких к 0° или 180° (аналогичная градуировка имеется, например, на логарифмических линейках— градуировка значений немного менее 1 и немного более 10). На транспортире имеются две ручки 27 для его разворотов.

На нижней узкой линейке 2 также фрезеруется углубление, в которое входит транспортир при развороте его относительно верхней линейки на большие величины поправок.

Порядок работы с линейкой довольно прост. Линейка кладется на карту; перекрестие 8 лупы, являющееся центром транспортира, совмещается с любым из меридианов; по транспортиру на том же меридиане считывается отсчет курса (пеленга). В случае необходимости линейка параллельно самой себе перемещается в любое место карты. Если при этом на шкалах поправок линейки выставлены нулевые поправки, то отсчет, снимаемый с транспортира, дает истинные направления (курс, пеленг). Если введено только склонение, а девиация установлена нулевой, считываются магнитные направления; если введены и склонение, и девиация, считываются компасные направления.

Прокладка с помощью линейки сводится к следующему. Линейкой соединяются две любые точки карты и проводится, как обычно, карандашом линия. Затем линейка перемещается до совмещения перекрестия лупы с любым из меридианов, левый движок 15 устанавливается на величину склонения, соответствующую району и году плавания, и стопорится, а с транспортира считывается магнитный курс, соответствующий истинному курсу, уже проложенному на карте. Затем правый движок 22 устанавливается на этот курс, и с движка считывается девиация, транспортир вместе с движком 15 разворачивается до совмещения принятой девиации, отсчитызаемой на левом движке 15, с неподвижной риской штырька 19 и стопорится. Отсчет, снятый после Этого с транспортира, дает уже компасный курс. В случае необходимости девиация может быть уточнена повторной установкой правого движка КК, но уже не на магнитный, а на компасный курс; должна быть считана и введена в поворот транспортира новая уточненная девиация, снова считан компасный курс и так далее до тех пор, пока разница между предыдущим компасным курсом и последующим не станет пренебрежимо мала. Сама линейка все это время лежит на карте по-прежнему под углом истинного курса. Со шкалы 12 после указанного разворота считывается общая поправка компаса. Если теперь на судне, идущем данным компасным курсом, осуществляется пеленгование, то прокладка пеленгов производится линейкой без исправления румбов, так как в нее уже введены поправки, соответствующие этому курсу.

Положив линейку на карту и развернув ее под углом компасного пеленга (или обратного компасного пеленга, что безразлично) к меридиану, мы проводим на карте карандашом уже истинный прямой (или обратный) пеленг. Разумеется, при изменении курса судна или склонения на линейке должны быть установлены новые поправки.

Ввиду того что линейка «помнит» компасный курс и все поправки, при прокладке на карте можно ограничиться записью на линии курса только компасного курса и не писать общей поправки. Решение остальных задач прокладки с помощью линейки ясно и без пояснений. Даже после небольшой тренировки работа с ней значительно упрощает и ускоряет работу судоводителя.

Образец такой линейки изготовлен в механической мастерской Центрального яхт-клуба (г. Ленинград) и испытывался на яхте «Звезда» во время походов в Балтийском и Белом морях.

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo