Вы здесь

Лодка Орион - 8: описание, характеристики, советы.

Лодка Орион - 8: описание, характеристики, советы.

09.05.2013 Автор: 0 12601
Facebook Twitter Google+ Pinterest

К. С. Константинов «Катера и яхты» №2 (72) март-апрель 1978г

 

«Орион – 8» первые впечатления

 orion1

Шесть лет, прошедшие со времени проведения VI Всесоюзных соревнований по водно-моторному спорту на приз сборника в Ленин­граде, когда мы впервые познакоми­лись с надувными мотолодками оте­чественного производства, растопили лед недоверия наших водномоторников к «мягким» судам. Во многом этому способствовали ежегодные выступления заводских спортсменов Уфы и Ярославля в наших соревно­ваниях: изготовители надувнушек в самых сложных погодных условиях проходили дистанцию маршрутной гонки на разных с килеватыми «жест­кими» лодками. Сыграло роль и непосредственное знакомство любите­лей с импортирующимися в нашу страну польскими надувными мотолодками типов «Гриф» и «Пеликан»: на них уже совершен ряд интересных дальних плаваний через всю страну. Наконец, накоплен немалый опыт приспособления под мотор чисто гребных надувных лодок, включая широко распространенные овальные «ЛГН-2», а также и самостоятельного изготовления самых различных на­дувных мотолодок и их эксплуатации.

Если главными требованиями бу­дущего владельца к малому мотор­ному судну становятся компактность, возможность транспортировки авто­мобилем, поездом или самолетом и хранения в домашних условиях, ма­лый вес при солидной грузоподъем­ности, скорость, — выбор его неиз­бежно останавливается на надувной мотолодке. Ее достоинства уже хо­рошо известны. «Когда появится в продаже! Где можно приобрести!» — вот те основные вопросы, которыми встречали сотрудников редакции, проводивших прошлым петом испы­тания первой советской серийной на­дувной мотолодки, любители из При­балтики, Карелии, Сибири. Это лиш­ний раз подтверждало, что в прин­ципе агитировать за надувнушку под мотор малой и средней мощности не приходится, что проблема теперь в ее приобретении.

Однако на этот счет мы ничего утешительного сказать не могли и не можем. Выпущенная в продажу в прошлом году небольшая установоч­ная партия «Орионов» исчезла вмиг. Те «Орионы», которые были экспо­натами выставки продукции объеди­нения «Ярославрезинотехника» в ле­нинградском магазине № 23, были распроданы буквально за несколько минут. И кстати сказать, цена «Орио. на-8» в 285 руб. не вызывала недоу­мений (все-таки не около 400 руб., как за «Гриф»!). Но больше в мага­зины лодки этого типа так и не по­ступали: производство их временно приостановлено.

 orion2

«ОРИОН-8»

Основные характеристики надувной мотолодки

Длина 3200 + 100, мм

Ширина 1450±50, мм  

Диаметр борта 360±20, мм

Подъем носовой части от ОЛ. 650±30 мм

Масса лодки в комплекте 50, кг  

Грузоподъемность 50, кг

Рабочее давление (избыточное) в камерах 70, мм рт. ст

Пассажировместимость 2—3, чел.

Допустимая мощность мотора 8, л. с.

Разрешенной удаление от берега 1км

Оборудование: Два складных распашных весла; ножной меч для накачки камер; два надувных сиденья: комплект запасных частей и принадлежностей; чехол для бака. Конструкция: Лодка «классической» подковообразной формы состоит из трехкамерного баллона, однослойного днища, кормового фартука и носовой палубы, изготовленных из прорезиненной ткани на основе капрона с защитным покрытием. Жесткость лодки обеспечивают деревянные киль, поддон, елани и транец из водостойкой фанеры, рассчитанный на установку подвесного мотора.

Общее устройство мотолодки: 1 — литые резиновые бобышки для крепления вкладываемого в них транца; 2— транец из бакелизированной фанеры, герметизируемый отогнутым вверх и приклеенным к бортовым баллонам краем днища —фартуком; 3 — резиновые петли — держатели весел по-походному; 4 — литая резиновая уключина, 5 — надувное сиденье-подушка; 6— четырехсекционный пайол из фанеры: 7 — стойка-распорка деки: 8 —дека из прорезиненной ткани; 9 — распашное весло; 10— надувная камера: 11 — вентиль; 12 — матерчатая ручка для переноски лодки.

Пока решается вопрос о том, ког­да это «временно» кончится и когда, наконец, будут запущены в серию давно подготовленные и давно рек­ламируемые надувные лодки под 8-сипьный и 12-14-сильные «Ватерки», выполним просьбу тех наших читате­лей, которые просипи рассказать об «Орионах» поподробнее. Дело в том, что после публикации («КЯ» № 60) об испытаниях на традиционной мерной миле «КиЯ» надувной мотолодки «Гриф», мы получили большое коли­чество писем, в которых содержалось предложение таким же образом испытать и сравнить с «Грифом» пер­вую отечественную серийную надув­ную мотолодку «Орион». Поэтому, когда петом 1975 г. яроспавцы лю­безно предложили один из первых экземпляров «Ориона-8» редакции специально для таких испытаний, мы сразу же включили эту работу в свой план.

Оставшуюся после появления «Орнона-8» в редакции честь сезона он служил в качестве тузика на яхте «Сатурн». На нем неоднократно и на веслах и под мотором приходилось совершать разъезды по Финскому заливу, ходить по волне с полной нагрузкой, приставать к необорудо­ванному берегу и т. д. и т. п. А вот петом следующего года можно было приступить к проведению испытаний в более типичных условиях эксплуа­тации надувной мотолодки — на Ла­доге и озерах Карельского пере­шейка.

Грузим  два  брезентовых  пакета (габариты 900X400X250 и  1010X600X200 мм) в багажник «Волги». В принципе, они, в отличие от паке­тов с «Грифом», умещаются и в зад­нем багажнике «Москвича» или «Жи­гулей», но полный комплект лодки с мотором «Ветерок-8» и бачком бензина входит лишь в   багажник «Волги М-24». На автомобилях дру­гих марок придется воспользоваться верхним багажником. Кстати сказать, на него можно погрузить и уже собранную лодку. Забегая вперед, ска­жем, то в дальнейшем мы убеди­лись в достоинствах такого способа перевозки: путешествуя от одного лесного озера к другому на «Жигу­лях», нам не приходилось тратить время на сборку-разборку. Прохо­димость автомобиля при этом не ухудшалась, так же как и обзор с места водителя. Вес лодки — 50 кг — укладывается в разрешенную норму нагрузки  на  крышу  малолитражки.

 

В отличие от «Грифа», на котором жесткий транец с подкосами вклеен в оболочку наглухо, в комплекте «Ориона» резина оказывается упако­ванной совершенно отдельно от жестких деталей. Это несомненное удобство. Во-первых, нет опасности повредить оболочку набором при транспортировке. Во-вторых, еще больше упрощается проблема зим­него хранения. Достаточно найти в теплом помещении место только для пакета с оболочкой; пакет с деревян­ным набором можно хранить и в более суровых условиях.

Приятно отметить и такую «ме­лочь», как пришитые к упаковочным мешкам удобные ручки — петли (на пакетах с «Грифом» их нет).

На Ладоге — сильный ветер. Кру­тобокие валы спотыкаются о при­брежные камни, с шипением исчеза­ют в песке. Отойти от берега в та­кой накат нечего и думать! Так пого­да в первый же день скорректиро­вала нашу программу. Вместо мо­торной части испытаний на большой воде пришлось разворачивать запас­ной вариант: поворачивать к лесным озерам, расположенным неподалеку от шумящей Ладоги.

Озерцо, туго схваченное кольцом сосен, мирно дремлет в неразветренном тепле летнего дня. По отмели лениво бродит стайка окуней — от такой картины сердца рыболовов сжимаются в нетерпении. Конечно, здесь нет никакого смысла ставить мотор! Воспользуемся советом за­водской инструкции, предусмотрев­шей возможность применения «Ори-она-8» в облегченном — чисто ве­сельном варианте (еще одно преи­мущество перед «Грифом»!): «Когда лодка используется без мотора, тра­нец, кильсон, елань и поддон можно не использовать, вставив сиденье в кормовую часть лодки для обеспече­ния ее каркасности».

На поляне появляется только один — «мягкий» тюк. Ввертываем в гнезда три вентиля — по числу герметичных отсеков, образованных вклеенными внутрь подковообразно­го баллона перегородками. Отмеча­ем про себя опять-таки выгодное от­личие конструкции «Ориона-8» от польских надувнушек: эти вентили имеют обратный клапан, после на­полнения : баллона воздухом не надо спешить закручивать колпачок. Удоб­на и конструкция ножного меха — насоса: с одной стороны, производи­тельность его такова, что позволяет наполнить все три отсека лодки за какие-нибудь 8-10 мин., а с другой — развиваемого им напора хватает лишь на то, чтобы подкачать лодку до ра­бочего давления — и не выше! Этим исключается опасность разрыва обо­лочки при наполнении воздухом (так что неслучайно инструкция предосте­регает пользоваться нештатным насо­сом).

Та же инструкция, кстати сказать, не разрешает ни уменьшать давление (скажем, в жаркий день), ни подка­чивать отсеки, когда лодка плавает вдали от берега. Признаемся, мы на­рушили это предостережение и обна­ружили, что подкачать бортовые от­секи на плаву — задача сложная: вен­тили вклеены в кормовые конуса, дотянуться до них можно, лишь саесивщись за транец, причем длины штатного шланга ножного меха едва хватает. Конечно, такое расположе­ние вентилей поневоле будет дис­циплинировать владельцев лодки — придется им приставать к берегу. Но в аварийной ситуации, например, ког­да срочно потребуется подкачать быстро «худеющий» баллон при вол­не и невозможности подойти к бе­регу, сделать это будет чрезвычайно сложно.

Для надувной лодки вентиль или ниппель — всегда «очаг опасности № 1». В равной степени должны быть продуманы и надежны как их конст­рукция, так и их расположение. Ду­мается, при переносе двух вентилей внутрь лодки, где, кстати, находится третий вентиль (носового отсека), бе­зопасность использования лодки только повысится.

Вставляем надутое сиденье-по­душку вместо транца, беремся за ручки (одну — в носу, две другие — с внутренней стороны кормовых кону­сов) и, раздвигая прибрежный трост­ник, легко спускаем наш «Орион» на воду, благо весит он немногим боль­ше 20 кг!

Втроем вместе с удочками и про­чим рыболовным скарбом забира­емся в лодку. С помощью распаш­ных деревянных весел (в отличие от «Грифа» и «Пеликана», снабжаемых короткими гребками) быстро удаля­емся от берега. Весла разборные: в средней части они соединяются ме­таллической муфтой с пружинным фиксатором. Быстро и удобно. В ре­зиновой уключине весло фиксиру­ется с помощью резинового же кольца. Для хранения весел при пла­вании под мотором на баллонах при­клеены бобышки-держатели. Борто­вым отсекам такое крепление весел придает дополнительную продоль­ную жесткость.

Надувные лодки вообще отлича­ются высокой проходимостью, а наш «Орион», лишенный киля и набора, и вовсе не имеет осадки — легко сколь­зит поверх травы и по мелководью к чистому оконцу воды. Грести лучше короткими рывками. У лодки легкий ход, прекрасная поворотливость, ма­лая инерция, словом — никаких не­ожиданностей по сравнению с други­ми надувнушками под веслами. Однако к концу этого дня, когда обоим пришлось погрести побольше, мы пришли к выводу, что весла, пожалуй, коротковаты. В дальнейшем, когда мы пользовались веслами на пол­ностью собранной лодке, не раз при­ходилось убеждаться, что в сильный ветер и на копне выгрести с их по­мощью практически невозможно. К такому же выводу пришли и яхтсме­ны, эксплуатировавшие «Орион-8» в качестве тузика. Очевидно, конструк­торам есть смысл сделать весла длин­нее, чтобы гребок получался более эффективным.

А пока можно сделать опреде­ленный вывод, что в качестве рыбо­ловного челнока для малых водое­мов лодка без набора очень удобна. В ожидании поклевки все три рыбо­лова могут сидеть прямо на низких мягких бортах (остойчивости более чем достаточно), под ногами тоже мягкое днище: никакого шума даже от резкого неосторожного движения, лишь разбегающиеся по воде круги...

К вечеру ветер утихает, мы пере­бираемся на большое озеро. Теперь наша задача — превратить «Орион-8» в моторную лодку.

 orion4

Собранный «Орион-8» может служить удобной «картоп»-лодкой.

Раскладываем содержимое «жест­кого» пакета: массивный фанерный транец с металлическими накладками под струбцины мотора и откидной стойкой-лодкосом; составной ясене­вый киль, соединяемый посередине П-образной металлической наклад­ной на четырех болтах; треугольный в плане фанерный поддон, уклады­вающийся на мягкое днище у тран­ца; четыре секции фанерных еланей.

Приспустив баллоны, вставляем концы транца в литые резиновые башмаки и закрепляем его двумя сквозными шпильками: просто и на­дежно. От попадания внутрь лодки воды с кормы предохраняет специ­альный фартук из прорезиненной ткани. Однако, как мы убедились позже, высота этого фартука явно недостаточна — он кончается значи­тельно ниже верхней кромки транца; в результате, при резких поворотах или при ходе на волне брызги легко проникают в лодку между транцем и этим фартуком. Не исключена и опа­сность того, что от врезающихся в фартук приливов-фиксаторов подвес­ки мотора материал со временем окажется протертым и прорванным. (Здесь, на фартуке, вместо тоненькой резиновой накладки хотелось бы ви­деть пластину из дюраля или, как ми­нимум, из водостойкой фанеры.) Са­моотливного шпигата в конструкции транца не предусмотрено, а вычер­пывать воду, собирающуюся в корме под еланями, невозможно.

 orion5

Оба пакета и полное снаряжение «Ориона-8» в моторном варианте помещаются в багажник «Волги».

При доводке конструкции этого узла, на наш взгляд, следует обяза­тельно сохранить вариант со съем­ным транцем и герметизирующим фартуком, более удобный и практич­ный, чем, например, вклеенный тра­нец  на  «Грифе» и «Пеликане». Несомненно удачным решением представляется и треугольный поддон под килем, придающий глиссирующему — рабочему — участку днища необходимую жесткость и заданную конструкторами небольшую килеватость. Этот поддон значительно улучшает гидродинамические качества «Ориона»: как только мы убрали эту деталь, скорость лодки при прочих неизменных условиях сразу же уменьшилась на 1,5—2 км/ч!

orion6

Конструкция киля и способ его установки в лодке — традиционные для моторных надувнушек. Носовая его часть вместе с привинченной пер­вой секцией пайола упирается в кос, кормовая — входит в гнездо на транце. Соединенный сначала шарнирно — лишь одним нижним болтом, киль, распрямляясь, ложится замком на приклеенный к днищу паз (бобыш­ку) и надежно распирает лодку в продольном направлении. После это­го надо лишь вставить второй верх-кий болт и затянуть гайку-барашек на замке.

Не требует усилий и установка остальных секций пайола — сначала кормовой с привязными ремнями для крепления бензобака, а лотом и двух средних. Пайол получается глад­кий и сплошной. И хорошо, что он крашеный, а не лакированный, и по­тому не такой скользкий, как на «Грифе»!

Закрепив транцевый подкос и установив носовую стойку-распорку, поддерживающую край носовой палубы (деки), подкачиваем отсеки до рабочего давления. Надуваем и ук­ладываем сиденья. Вставляем в петли весла.

Смотрим на часы. На первую сборку лодки затрачено всего 18 ми­нут. Примерно столько же, сколько указывается в рекламных проспектах для зарубежных надувных лодок та­кого класса. Может ли эта характери­стика иметь сколько-нибудь важное значение! При все более увеличи­вающейся популярности надувнушек в роли яхтенных тузиков, которые прежде всего должны быть всегда готовы прийти на помощь экипажу в критических ситуациях, быстрота сборки несомненно очень важна.

 orion7

Для улучшения гидродинамических качеств лодки у транца под киль вставляется треугольный поддон.

 

Утихающий ветер еще морщит за­катную гладь озера невысокой час­той волной. Закорачиваем струбцины «Ветерка-8», укладываем бензиновый бачок в штатный мешок (учтено, что прорезиненная ткань оболочки, из­готовленная на основе капрона со светостойким покрытием, разруша­ется под действием бензина и масел). Отходим от берега.

Сразу отмечаем, что грести с мо­тором на транце заметно тяжелее. Убеждаемся попутно и в том, что подставлять низкий транец накаты­вающейся волне нельзя — лодку сразу же захлестывает.

Включаю газ. «Орион» на первые 5-7 секунд встает «свечой», затем выходит на глиссирование и идет с едва заметным дифферентом. Только одно уточнение: при штатном поло­жении бачка с топливом (в самой кор­ме) и малой нагрузке лодки (один водитель) вывести «Орион» на глис­сирование нам так и не удалось. Пришлось отстегнуть ремни крепле­ния бензобака и перенести его в нос, что, кстати сказать, освободило ме­сто в самой обитаемой кормовой части лодки.

На волне «Ориона» бьет «крупная дрожь», кажется, что чувствуешь, как он упруго отталкивается от одного гребня и, словно мяч, перелетает на другой. Проверяем крепление мо­тора: выступ по краю металлической накладки на транце сделан не зря — не позволяет струбцинам сползти даже при ослаблении их затяжки.

Рыхлый пенный след вырывается уже из-под носовой трети лодки, превращаясь сразу за ее кормой в сплошное облако брызг. Да, жаль, что нет на «Орионе» угловых фарту­ков у транца, которые спасают от во­дяной пыли на большинстве зарубежных надувнушек. Необходимость в такой защите от брызг с кормы особенно ощутима при резких пово­ротах на волне. А вот в носу от за­носимой ветром водяной пыли сна­ряжение надежно укрывает матерча­тая дека!

Скорость с одним водителем — свыше 26 км/ч — не уступает жест­кому варианту, например «Казанке» с «Ветерком-8». С полным экипажем, а для моторного варианта это два человека, скорость падает лишь на 4 км/ч, однако удары о волну становятся жестче. При встрече с наиболее крупными волнами приходится скорость снижать, иначе уже не брызги, а струи холодной воды летят в лодку. Мечтаем о самоотлив­ном шпигате — при таких условиях плавания он просто необходим.

«Разрешенную» инструкцией по­луметровую волну «Орион-8» пре­одолевает уверенно, хорошо идет и на попутной волне, набегающей с кормы под углом 10—15°.

Для безопасности экипажа стоило бы сделать на бортовых баллонах ве­ревочный леер. Им удобно пользо­ваться при необходимости влезть в лодку из воды; да и пассажир при ходе на волнении чувствует себя уве­реннее, когда есть за что держаться. То, что на воде невозможно тор­мозить так же быстро, как на суше, особенно остро чувствуешь, когда вдруг прямо по курсу выскакивает обломок бревна. За мягким ударом об оболочку сразу же следует более мощный — белым петухом взвива­ется вода от винта. Первый взгляд на баллоны — вроде бы целы! Теперь мотор: шпонка на месте, а вот первая струбцина лопнула — обломок ее валяется под ногами. Понадежнее закрепляем правую и скорее на берег — «зализывать раны».

Приближаясь к галечному пляжу, резко останавливаю мотор,—«тор­мозной путь» оказывается около 25 м. Спешим осмотреть наш «Ори­он» — облегченно вздыхаем: все в порядке. Никаких следов столкнове­ния нет!

К месту базирования приходится вести лодку на буксире. Постоянно оглядываюсь назад. Водитель «Оби» с «Вихрем-М» полный газ дать не решается: подпирающая низкий нос «Ориона» волна сразу же начинает угрожающе горбиться и нависать над «палубой». Носовая матерчатая руч­ка для переноски лодки, за которую мы заложили буксирный конец, рас­положена слишком высоко и на такие случаи, конечно, не рассчитана. Инте­ресно, а как же по мысли конструк­торов надо буксировать «Орион» с полной нагрузкой!

Однако это уже, пожалуй, част­ности. А главное — вывод, который можно сделать уже на основе наших

пока что не очень продолжительных испытаний: ярославский «Орион-8» — вполне серьезное, надежное судно со своим вполне определенным твер­дым характером. Оно обладает все­ми достоинствами надувной мото­лодки, а по удобству сборки, хране­ния и использования для рыбалки даже несколько опережает извест­ные нам такие зарубежные лодки, как «Гриф» и «Пеликан». Стоит посо­ветовать конструкторам «Ориона» обратить внимание на его слабые места, выявленные на «мерной миле» редакции, но нельзя не признать, что появление лодки в магазинах даже в том виде, е каком мы могли позна­комиться с ней, уже было бы хоро­шим подарком ярославцев нашим любителям отдыха на воде и особен­но — автомобилистам.

В заключение отметим, что число приверженцев «Ориона» можно было бы и увеличить, приспособив лодку еще для плавания под парусом. Жестко закрепленная к бобышкам на баллонах деревянная поперечина могла бы служить и балкой для навешивания бортовых шверцев (как и все надувнушки, «Орион» сильно дрейфует), и основанием для мачты. Навесить руль — и получится самый транспортабельный и, пожалуй, са­мый безопасный в эксплуатации прогулочный парусник.

Наконец, возможен и вариант, не требующий никаких доделок и пере­делок: Тюменский моторный завод осваивает выпуск подвесного паруса, поставить который на мощный тра­нец «Ориона-8» совсем   несложно.

Конечно, и этот вариант осущест­вим лишь при условии, что сами «Орионы» можно будет, наконец, спокойно купить в магазине. Когда это произойдет! Надеемся, что ми­нистерство нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, «Главрезинпром» и «Ярославрезинотехника» в ближайшее время внесут ясность в этот вопрос, решив его в интересах будущих капитанов «Орионов».

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo