Вы здесь

Первая рыболовная лодка

Первая рыболовная лодка

11.04.2013 Автор: 0 11153
Facebook Twitter Google+ Pinterest

«Катера и яхты» №6 (70) ноябрь-декабрь 1977г

 

Первая рыболовная

rybolovnaya1

Волгоградский судострои­тельный завод первым в стране взялся за создание специализирован­ной мотолодки для любительского рыболовства. Продолжая серийный выпуск «Сарепты», корпус которой во многом отвечает сформулирован­ным в № 58 «КЯ» требованиям к озерной рыболовной лодке, заводские конструкторы взяли ее за ос­нову и сосредоточили свое внимание на переоборудовании базовой модели применительно к запросам рыбо­ловов-любителей.

Рыболовная модификация «Са­репты», впервые продемонстриро­ванная на трассах XI Всесоюзных соревнований на приз сборника в Лие­пае, — итог этой большой работы. Прибывшая на Балтику с далекой Волги «Сарепта-Р» вызвала большой интерес собравшихся здесь водномоторников. Эта лодка уже имела «на своем счету» несколько сот часов пробега во время заводских испы­таний. Испытывалась она и на соот­ветствие своему прямому назначе­нию. Волжские рыболовы, познако­мившиеся с будущей продукцией Волгоградского завода первыми, уже высказали конструкторам свое одоб­рение: рыболовная мотолодка, дей­ствительно, очень удобна для лова на спиннинг и удочкой.

Рыболовная модификация «Сареп­ты» имеет корпус, полностью иден­тичный основной модели. Напомним: длина лодки — 4,6 м; ширина — 1,6 м; высота борта — 0,65 м. Плоско-килеватое днище, острая скула с брызгоотбойниками тримаранная форма носовой оконечности — поз­волили наделить «Сарепту-Р» такими необходимыми рыболовной лодке качествами, как высокая остойчивость на стоянке, просторный кокпит, возможность поддерживать высокую скорость на волнении — относительно мягкий ход на волне.

Снаряжение рыболова занимает обычно меньше места, чем объеми­стый багаж туриста, отправляющегося в дальний поход. Поэтому носовой багажник с закрывающейся сверху крышкой сделан менее вместитель­ным; это дало возможность умень­шить длину носовой палубы — теперь она доходит только до шп. 2. Весь кокпит от края этой укороченной но­совой палубы до подмоторной ниши-рецесса целиком отдан рыболову. Во время ловли он может устроиться или на поперечной деревянной бан­ке, или во вращающемся мягком кресле, или на кормовом рундуке.

Деревянная банка с откидной спинкой во время переходов служит сиденьем водителя. Пост водителя оборудован штурвалом — в ДП лод­ки и дистанционным управлением га­зом и реверсом с рукоятками на левом борту. От встречного ветра водителя защищает небольшое съем­ное стекло с прочным трубчатым леером по периметру. Под Дере­вянной банкой устроены выдвигаю­щиеся ящички для хранения блесен и наживки.

rybolovnaya2-small

 

Схема общего расположения рыболовной модели «Сарепта-Р».

1— носовой блок плавучести; 2—носовой релинг; 3—палубный люк носового багажника; 4—рым-утка швартовно-якорного устройства; 5—съемное ветровое стекло с поручнем и зеркалом заднего вида; 6—рулевая колонка в ДП; 7—пост управления газом и реверсом; 8— банка рулевого с откидной спинкой и ящиком-шкафчиком; 9 — бортовые блоки плавучести (пенопласт) с зашивкой; 10 — кресло поворотное; 11 —стаканы-держатели; 12— весло; 13— сплошной горизонтальный пайол; 14 — кормовой рундук; 15 —кормовой релинг; 16 —подмоторная ниша (рецесс); 17—палубный клюз; 18 — место крепления якоря по-походному

rybolovnaya3

Опытный образец новой лодки на испытаниях.

Конечно, при длительной ловле рыбак будет чувствовать себя удоб­нее в кресле с подлокотниками, каждый из которых оборудован стака­ном — держателем спиннинга или удочки. При необходимости кресло можно легко снять, сделав простор­ный кокпит совершенно свободным. Сплошные фанерные елани не гре­мят, в лодке легко поддерживать чистоту; удобно и то, что пайол го­ризонтален.

В кормовом рундуке выгорожены места для хранения бензобаков и предметов снабжения. В корме по бортам также имеются стаканы — держатели для спиннинга или удо­чек.

Для безопасности рыболова, ко­торый будет повить стоя, по пери­метру палубы в носу и вдоль бортов в корме установлены невысокие съемные ограждения — трубчатые релинги.

Важная особенность любой рыбо­ловной лодки — приспособленность для хода под веслами. Поэтому, в отличие от основной модели, рыбо­ловная модификация снабжена рас­пашными веслами и уключинами. Грести удобно, расположившись на банке водителя (предварительно надо снять спинку). На испытаниях с на­грузкой 170 кг лодка показала как вполне удовлетворительную устойчи­вость на курсе, так и хорошую пово­ротливость; работать веслами сравни­тельно легко. Испытатели порекомен- довали несколько сместить релинги и подуключины для более удобного крепления весел в походном положении.

Малая осадка корпусом (не более 20 см) позволяет на веслах прохо­дить мелководье и пороги, подхо­дить к отмелому берегу.

Специально проверялось и удоб­ство работы с якорями. Из кокпита можно отдавать якорь с носа и с кормы, закладывать конец за любую из четырех довольно мощных ры­мов-уток. «Сарепта-Р» будет снаб­жаться двумя якорями Холла по 2,5 кг весом и якорными концами, спасательным линем, пожарной кош­мой, ремонтной аптечкой, черпаком и веслами. В снабжение лодки вхо­дит и ДУ лодочным мотором «Вихрь».

Как и основная модель, «Сарепта-Р» имеет самоотливную подмоторную нишу, дистанционно управляемый шпигат для осушения корпуса, пенопластовые блоки плавучести, за­крепленные а носу и по бортам и закрытые кожухами.

Полный «рыболовный экипаж» «Сарепты-Р» — три человека, полез­ная грузоподьемность лодки — 250 кг. На транец лодки разрешено уста­навливать подвесной мотор мощ­ностью до 30 л. с.

Во время испытаний под «Вих-рем-30» со штатным винтом в полном водоизмещении (490 кг) «Сарепта-Р» прошла мерную милю со скоростью 41,6 км/ч; при проходе с одним водителем на борту и штат­ным бачком топлива (20 л) скорость возросла до 45,8 км/ч.

Во время циркуляции лодка кре­нится внутрь поворота. При оста­новке мотора с полного хода лодка еще 10 секунд движется по инерции, «выбегая» на пять длин корпуса.

При высоте волны 0,5—0,7 м под любым углом и ее бегу можно идти, не снижая числа оборотов двигателя. Кормовая часть кокпита забрызги­вается при этом незначительно. Во время хода а ветреную погоду пас­сажиры ощущают лишь плавную качку при всех курсовых углах, кроме случая, когда волна подходит прямо с борта.

По результатам испытаний рекомендовано снабдить лодку простым тентом — укрытием от непогоды, сме­стить рымы-утки под релинги, чтобы леска не зацеплялась за них, в носу установить килевые планки для якор­ных тросов, понизить высоту флора на шп. 3 для более удобного разме­щения водителя.

Новая «Сарепта-Р», привезенная волгоградцами на соревнования в Лиепаю, неизменно собирала вокруг себя многих любителей рыбной лов­ли и водных путешествий. Ко всем высказывавшимся при этом мнениям конструкторы прислушивались вни­мательно. Это и понятно. Ведь прежде чем разворачивать серийное про­изводство по существу совершенно новой для наших условий продукции, завод должен узнать мнение покупа­телей и иметь гарантии сбыта. Каж­дому заинтересовавшемуся «Сарептой-Р» водномоторнику предлагалось заполнить анкету, в которой кон­структоры лодки спрашивали — нравится ли планировка кокпита, насколько необходимо вращающееся кресло рыболова, устроит ли будущего вла­дельца съемное стекло, какой тент и какие дополнительные удобства хо­тел бы видеть покупатель-рыболов! Ответ на подобные вопросы мы хо­тели бы получить и от читателай сборника (письма можно адресовать редакции).

В заключение добавим, что в следующую навигацию планируется провести межведомственные испытания «Сарепты-Р». Ориентировочная цена ее составит 750—800 руб.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo