.

Вы здесь

Яхта с топовым стакселем

Яхта с топовым стакселем

28.03.2013 Автор: 0 9586

А. А. Аристов «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.

 

 

Яхта с топовым стакселем

yaht

Несколько слов об авторе статьи. Александр Александрович Аристов принадлежит к старшему поколению ленинградских яхтсменов. В парусный спорт он пришел в 1931 г., записавшись в яхт-клуб на острове Вольном. Ходил на гафельных швертботах, был юнгой на знаменитой яхте «Революции».

Парус определил выбор жизненного пути подростка — он стал моряком торгового флота. Уже в предвоенные годы Александр Александрович был штурманом. Всю Великую Отечественную войну плавал в океанских конвоях между портами советского Дальнего Востока и США.

С приходом мирной жизни А. А. Аристов, капитан дальнего плавании, возглавляющий экипаж торгового судна, ни на один год не прерывал активных занятий парусным спортом. Знакомство с парусами позволило ему стать капитаном трехмачтовой бермудской шхуны «Кодор», переоборудованной при его непосредственном участии из грузового судна в учебный парусник Ленинградского мореходного училища. «Кодор» под командованием капитана А. А. Аристова ходил из Ленинграда на Черное море, бывал в Архангельске, посетил многие порты зарубежных стран.

В последние годы мастер спорта СССР яхтенный капитан А. А. Аристов командовал яхтами с топовым вооружением: «однотонником» таллинской постройки «Садко», польскими яхтами типа «Арктурус» — «Альбатрос» и «Орион» клуба Балтийского морского пароходства. Он участник Операции Парус-74, призер гонок на Кубок Балтийского моря и Международной регаты Гданьского залива 1976 г. Опыт управлении яхтами с топовым вооружением лег в основу его статьи.

 

Парусное вооружение с топовым стакселем в последние го­ды получило широкое распростра­нение на крейсерско-гоночных ях­тах благодаря тому, что оно позво­ляет в широких пределах изменять площадь парусов по сравнению с обмерной.

Например, обмерная площадь па­русности 12-тонной яхты типа «Арктурус-П» равна 80 м2. Однако на курсе бакштаг можно нести однов­ременно грот 35 м2, генуэзский ста­ксель 70 м2 и спинакер 135 м2, т.е. втрое больше — 240 м2.

Главной конструктивной особенностью топового вооружения явля­ется повышенная жесткость рангоу­та, особенно мачты. Если рангоут небольших и даже средних по раз­мерам яхт с обычным вооружением можно подстраивать на ходу с по­мощью такелажа, то при топовом вооружении это исключено, поскольку основная точка приложения наг­рузки при работе самых больших парусов оказывается на топе мачты. Поэтому топ мачты должен быть строго зафиксирован в определен­ной точке относительно корпуса еще при настройке в гавани, иначе ог­ромная генуя, изогнув мачту, нару­шит всю настройку рангоута и па­русов. Лучше всего настройку такелажа, рангоута и парусов осу­ществлять при легком или среднем ветре, так как в сильный ветер де­фекты настройки менее заметны.

Если грот сшит с несколько уве­личенным пузом, желательно при­дать средней части мачты прогиб вперед, набив передние основные ванты. На «Арктурусе» имеется еще съемный штаг и бакштаги. Этот такелаж служит для дополнитель­ного раскрепления мачты в свежую погоду, а на съемном штаге можно нести малый генуэзский или штор­мовой стаксель.

Эффективность работы парусного вооружения любой яхты зависит от установки мачты. Яхтсмены зачастую полагаются на точность вытяжки симметричных вант и но проверяют строгую отвесность мачты (на крен), ограничиваясь оценкой установки ее на глаз.

Лучше всего проверить правиль­ность установки мачты заранее. В тихую погоду в закрытой гавани это можно сделать с помощью отве­са, поднятого на грота-фале, но предварительно надо убедиться в том, что сама яхта не имеет крепа и дифферента. Можно также к грота-фалу прикрепить конец сталь­ной рулетки, выбрать фал и прило­жить рулетку сначала к ватервейсу одного борта, затем другого в симметричных точках.

Хорошо настроенная яхта должна идти в бейдевинд при ветре 3—4 балла с оставленным румпелем.

Стаксель. Поскольку генуэз­ский стаксель при топовом воору­жении в два раза больше грота по площади, на лавировке он явля­ется главным тянущим парусом. От того, как сшит стаксель и как он поставлен, зависят скорость хода и крутизна курса яхты по отноше­нию к ветру. Лучше всего иметь полномерный п относительно пуза­тый стаксель. Во-первых, такой па­рус всегда можно сделать более плоским, сильно набив такелаж (фал, шкот и галс). Во-вторых, при необходимости его нетрудно перешить. Плоский стаксель имеет худшие аэродинамические качества и тянет плохо, особенно в слабый и средний ветер. Если шкот такого стакселя на бейдевинде немного не добрать, судно «теряет крутизну», а если добрать как нужно, он становится плоским и яхта теряет ход. Исправить плоский парус почти невозможно.

Лучший покрой для больших стакселей — с центральным швом, при расположении полотнищ строго перпендикулярно задней и нижней шкаторинам. Если по задней шкаторине полотнища окажутся приподня­тыми выше перпендикуляра, при выбранном шкоте она будет заги­баться на ветер, тормозить ход и отдувать воздух на грот. Если швы пойдут ниже перпендикуляра, задняя шкаторина отваливается под ветер и полощет, также отбрасывая на грот сбегающие потоки воздуха.

Как бы туго не был набит штаг, на курсе бейдевинд огромный стак­сель заставляет его прогнуться. Поэтому по передней шкаторине стакселя необходимо сделать отри­цательный серп со стрелкой около 1% ее длины. Чтобы воздух, стека­ющий со стакселя, не мешал гроту, по задней шкаторине тоже делают отрицательный серп со стрелкой около 2% ее длины. По передней шкаторине ткань должна быть очень хорошо растянута по стальному ликтросу, иначе в местах крепления карабинов на парусе образуются складки, искажающие его правиль­ную форму.

По нижней шкаторине стакселя для увеличения площади делается положительный серп около 2% ее длины, а для придания аэродинамического профиля в нижних сечениях — несколько небольших закладок.

Генуэзский стаксель. Стаксель определяет крутизну бей­девинда, а значит и успех на лави­ровке. При его постановке надо добирать стаксель-фал так, чтобы передняя шкаторина была набита сильнее штага, так как ликтрос вместе с фалом в два раза длиннее штага и гораздо тоньше его, они вытягиваются на ходу гораздо боль­ше.

Большое значение для тяги генуи имеет правильная установка блока стаксель-шкота. Теоретически считается, что стаксель-шкот должен быть направлен по линии централь­ного шва паруса. Но так как задняя шкаторина стакселя длиннее ниж­ней и имеет отрицательный серп, ползун блока шкота надо подвинуть вперед, чтобы обе шкаторины при выбирании шкота обтягивались рав­номерно. Найти правильное положе­ние блока можно только опытным путем, причем полезно сделать отметки на погоне или ватервейсе. При усилении ветра блок стаксель-шкота надо сдвигать назад. На больших и широких яхтах стаксель-шкот проводят менаду леерным ог­раждением  и  вантами.

Если в ходе лавировки необходи­мо пройти небольшой отрезок ди­станции в галфвинд и вы не хотите менять стаксель или передвигать вперед блок стаксель-шкота (это в свежий ветер сделать трудно, а порой и невозможно), удобно исполь­зовать оттяжку (контр-шкот). Он изготовляется из троса, на одном

конце которого заращивается гак, закладываемый в скобу на шкото­вом углу генуи. Контр-шкот проводят через блок, закрепленный в районе вант, и затем выводят на одну из палубных лебедок. Когда нужно увариться, потравливают шкот и обтягивают оттяжку так, чтобы верхняя часть генуи не отваливалась под ветер п работала пол­ноценно. На галфвипде можно так­же дополнительно поставить малую геную па внутреннем штаге.

Грот. У яхт с топовым воору­жением на курсе бейдевинд грот работает как нижнее (меньшее со площади)крыло биплана. Поскольку задняя часть генуи далеко заходит за него, грот должен быть более плоским, чем при обычном вооруже­нии. В противном случае парус будет полоскать от потоков воздуха, срывающихся со стакселя.

На гроте из дакрона для прида­ния рациональной формы по цент­ральному шву и передней шкаторине необходимо сделать закладки, а по нижней — положительный серп со стрелкой в 1,5—2% ее длины. На гроте из лавсапа закладки делаются только по центральному шву, а по передней шкаторине — положитель­ный серп со стрелкой примерно в 1 % ее длины; серп по нижней шка­торине должен составлять 1,5—2%-Величина серпа и расположение лат по задней гакаторште регламентиру­ются правилами обмера, но надо помнить, что задняя шкаторина долита быть достаточно жесткой.

Парус с загибающейся па ветер шкаториной работает на задний ход, на привод к ветру и способствует увеличению крепа. Шкаторина, от­валивающаяся под ветер, вибриру­ет и создает тормозящие завихре­ния за парусом.

Для того чтобы не деформиро­вать грот, рекомендуется следующая последовательность его постановки:

  1. Завести грот на гик, но не обтягивать нижнюю шкаторину;
  2. Приподнять гик на топенанте и поставить грот. На фаловой дощечке желательно иметь два отверстия: переднее и заднее. Если грот имеет нормальный покрой, закладывать фал нужно за переднее отверстие, если же полноват — за заднее. Чем сильнее ветер, тем сильнее должен быть выбран фал.
  3. Потравить   топелант и обтя­нуть нижнюю шкаторину.

На курсе бейдевинд, чтобы за­ставить грот работать в паре с генуэзским стакселем с максимальной тягой, выбирают втугую гика-шкот и устанавливают его ползун на поперечном рельсе в такое положение, при котором нижняя лата грота располагается параллельно диаметральной плоскости яхты. Если при этом оба паруса хорошо наполнены ветром, а при повышении скорости грот начинает немного «заигрывать» около мачты и яхта идет почти без руля, можно считать, что паруса настроены хорошо. В очень слабый ветер на курсе бейдевинд, особенно после поворота оверштаг, яхта мо­жет значительно увалиться, не слу­шая руля, пока не наберет ход, но это не является признаком плохой настройки.

Если необходимо сделать грот более плоским, нужно набить от­тяжку гика. Гик прогнется вниз и уберет пузо грота. На курсах галфвинд и бакштаг оттяжка не дает гроту закручиваться, на курсе фордевинд она заменяет завалтали, если ее заложить за основание тал­репа подветренной ванты.

При усилении ветра ползун на погоне гика-шкота рекомендуется сдвигать ближе к подветренному борту.

Спинакер. Под спинакером яхты в сильный ветер развивают скорость, близкую к режиму глиссирования, когда кормовая половина подводной части и особенно руль идут в сильно возмущенной воде, что ухудшает управление и застав­ляет непрерывно работать рулем. В такой ситуации реакция рулевого должна быть мгновенной, а шкоты спинакера готовыми к немедленной отдаче, если рулевой не справится, когда яхта пойдет на привод.

В качестве иллюстрации того, как влияет спинакер на управляе­мость яхты, приведу случай из собственной практики во время го­нок на Кубок Балтики. Семибалль­ный северный ветер развел крупную волну. «Альбатрос» шел на форде­винд, неся па левом борту раскреп­ленный завалталями грот и на правом спинакер площадью 165 м2. На порывах яхта почти глиссировала. Спинакер был выпущен вперед насколько возможно, и все же яхту то и дело бросало на привод к ветру. Набегавшие с кормы гребни стара­лись забросить корму и действие руля было малоэффективным. Я решил сменить уставшего рулевого, но не успел взять румпель, как яхта резко пошла к ветру. Я потянул румпель на ветер — безрезуль­татно, попробовал положить его на борт — яхта, как норовистая лошадь, шла вправо, хотя спинакер уже на­чал заполаскивать. Стараясь увалитъся, я скомандовал: «Травить брас!» Только дойдя до галфвинда и потеряв скорость, яхта начала слушаться руля. Но было уже позд­но: капроновый брас растянулся, спинакер-гик лег на штаг и его конец сломался. Пришлось убрать спинакер и поставить стаксель, хотя до финиша оставалось еще около 30 миль.

В чем же ошибка? Дав команду травить брас, я не учел, что спина­кер уйдет назад и будет приводить яхту еще сильнее, — нужно было травить шкот.

Мне запомнился эпизод уборки спинакера в штормовую погоду из фильма о кругосветной гонко яхт 1973 года, где показано, как Чей Блитт ведет «Грейт Бритн II» на подходе к мысу Горн при попутном ветре 8 баллов. Когда Блитт решил убрать спинакер, потравили брас и топенант, положили спинакер-гик на штаг и обтянули оттяжку. Потом один человек пробрался на бак и дернул патентованный карабин бра­са. Галсовый угол выхлеснулся и спинакер развился по ветру, как ог­ромный флаг на фале и шкоте. Уб­рать его теперь уже не составляло большого труда.

Такелаж спинакера должен быть рассчитан на рабочую нагрузку при ветре не менее 7 баллов, а фал обязательно изготовлен из стального троса. Шкот и брас должны быть снабжены не скобами, а карабинами с откидывающимися спинками, в крайнем случае — большими кара­бинами, которые используются на стакселях. Карабин должен быть и на коренном конце галса, через него пропускают брас. Ходовой конец галса должен крепиться на утке, на­ходящейся на спинакер-гике, чтобы сам гик можно было свободно дви­гать по рельсу вдоль мачты. Чем полнее курс, тем выше рекоменду­ется ставить спинакер-гик и наобо­рот.

Между мачтой и штагом полез­но, основать два-три шпрюйта, предохраняющих спинакер от закручивания вокруг штага, а на леерном ограждении бака закрепить сет­ку, чтобы спинакер не мог упасть за борт при уборке.

Желательно иметь два оснащен­ных такелажем спипакер-гика, ме­шок для спинакера оборудовать обручем и двумя штертами для при­вязывания его вверху и внизу.

На фордевинде рекомендуется не добирать спинакер-фал до блока на 40—60 см. В таком положении он будет менее закрыт другими па­русами, а общий ЦП уйдет вперед, благодаря чему облегчится управление яхтой. Шкот и брас не нужно выбирать втугую, чтобы парус не потерял свою сферическую форму, которая обладает лучшими тяговы­ми свойствами.

Не обязательно проводить гакот и брас на корму. Иногда лучше ус­тановить блоки немного позади миделя, тогда спинакер меньше задирается вверх, яхту не так сильно водит на попутной волне, больше раскрывается парус.

Если в свежую погоду надо сде­лать поворот фордевинд, лучше уб­рать спинакер, положив его на ба­ке и затем поставить с другого бор­та перед самым поворотом, пока он прикрыт гротом. После уборки спинакера его нужно сразу же прове­рить и уложить в мешок в готовом к постановке виде. Уборку спинаке­ра облегчает снасть с карабином или гачком на конце, с помощью ко­торой можно зацепить шкот и под­тянуть парус на палубу.

Дополнительные паруса. В комплектацию яхт типа «Арктурус» с 1975 г. стали включаться нес­колько дополнительных парусов. Нейлоновый генуэзский стаксель (на западе называется спанкер, у нас — балун), сшитый из ткани для тяжелых спинакеров и обликованый стальным тросом по передней шкаторине, но без карабинов, не­плохо тянет в бейдевинд при слабых ветрах, так как почти не гаснет. Но главным образом его используют на курсе фордевинд вместе со спина­кером, неся на противоположном борту в слабый и средний ветер. Ставить этот парус удобно из меш­ка, как спинакер, причем так, чтобы он был чисто впереди всех снастей. Галс должен быть заложен в преде­лах основания переднего парусного треугольника, Применять жесткую распорку для шкотового угла нель­зя, по шкот можно провести на грота-гик. Этот парус должен иметь два щкота: одни двойной на слу­чай лавировки и другой одинарный, когда он ставится вместе со спина­кером.

Подспинакерный стаксель № 1— узкий, высокий (до топа мачты) парус из спинакерной ткани. Ста­вится оп без карабинов вместе со спинакером на курсах галфвинд и крутой бакштаг.

Подспинакерный стаксель № 2— низкий широкий парус из такой же ткани, без карабинов. Ставится на курсе бакштаг. Он перекрывает все свободное пространство переднего треугольника ниже грота и спинакера.

Кливер (стаксель с высоким шкотовым углом) и малая генуя ставятся соответственно на топ и внутреннем (съемном) штагах на курсах полный бейдевинд и галф­винд, когда большая генуя работает плохо, а спинакер нести нельзя.

На современной гоночной яхте открытого моря обязательно должен быть второй грот и три спинакера: полномерный легкий, немного бо­лее плоский тяжелый для бакштага и сильных ветров и специальный для галфвинда (со стальным лик­тросом по одной из боковых шкаторин которая при постановке всег­да должна быть передней).

На яхтах типа «Арктурус», как и на всякой широкой яхте, полезно иметь толбой — узкий высокий стаксель из легкого, по прочного дакро­на, который ставят между мачтой и передними парусами.

Штормовые паруса. Пло­щадь штормовых парусов (грота и стакселя) должна составлять при­мерно 50% обмерной парусности. Кроме того, желательно иметь штор­мовой трисель, по площади равный зарифленному штормовому гроту.

Штормовые паруса лучше шить из прочной хлопчатобумажной тка­ни, более мягкой и удобной при работе в штормовых условиях, чем жесткий и скользкий дакрон. (Прав­да, недостатком хлопчатобумажных парусов является их большой вес и необходимость в тщательном ухо­де)

Штормовые паруса для прочнос­ти лучше шить, располагая полот­нища параллельно задниц шкаторинам — их форма будет нисколько не хуже обычно скроенных.

Трисель для прочности можно обликовать но задней шкаторине растительным тросом. Штормовой грот шьется без серпа или с отри­цательным серпом по задней шкаторине, но обязательно с латами.

Boatportal.ru

logo