Вы здесь

Байдарка или катамаран?

Байдарка или катамаран?

13.04.2009 Автор: 0 10565
Facebook Twitter Google+ Pinterest

И. М. Фарбер
Журнал КиЯ №16 1968г

Несколько лет подряд я проводил отпуск на верхневолжских озерах на самодельной складной байдарке типа «Луч» с велосипедным мотором «МАW» (1,3 л. с. при 4000 об/мин), переделанным мною в бортовой. Все было хорошо, за исключением того, что длина байдарки (5,5 м) плохо сочеталась с длиной волны, обычно устанавливающейся на этих озерах при ветре 3— 4 балла. Тогда я удлинил байдарку до 6,16 м, одновременно увеличив ширину корпуса до 0,8 м по КВЛ и высоту борта носовой половины судна. После этого лодка стала весить 30 кг (без мотора), но зато стала более надежной и мореходной. Складная байдарка как туристское судно в аттестации не нуждается: ее транспортабельность и главное— легкость хода говорят сами за себя. Под вышеупомянутым мотором «МАW» байдарка с тремя человеками на борту почти не уступает в скорости обычной прогулочной лодки с более мощным мотором «Стрела», а расход бензина при этом не более 0,5 л на 10 км. Правда, мне не удалось полностью реализовать скоростные возможности своей байдарки—я не мог подобрать винт нужного шага, но все же при нагрузке 200 кг она идет со вполне приличной скоростью 13 км/час, а с одним человеком (80 кг) — 15 км/час. Казалось бы, для любителей водного туризма лучшего судна, чем такая байдарка, придумать трудно.

И все же от байдарки я в конце концов отказался. Сыграли решающую роль два фактора: обилие на этих озерах топляков, столкновение с которыми на полной скорости не предвещает ничего хорошего для мягкой оболочки байдарки, и то, что на большой волне байдарку заливает, а вычерпывать воду на ходу практически невозможно — она вся уходит в корму. Размышления на тему о повышении безопасности плавания и судьбе моего экипажа (жена и десятилетняя дочь) в случае аварии привели к решению строить разборный секционный катамаран с закрытыми жесткими корпусами. Катамаран, безусловно, превосходит байдарку по остойчивости и непотопляемости. Но можно ли построить катамаран, равный ей по ходкости? После того как расчеты рассеяли эти сомнения принципиального характера, можно было приступать к конструированию катамарана. В качестве материала был использован алюминиево-магниевый сплав АМг, который, на наш взгляд, имеет преимущества перед дуралюмином; при сильном ударе не трескается, а сминается, причем вмятины нетрудно выправить, легко сваривается. На обшивку и переборки корпусов пошел лист сплава АМг-3 толщиной 1 мм, на привальные брусья дюралевый уголок 25 X 25 X 1,5. Соединяющая корпуса рама собрана из дюралевых труб 30X1; 22X1,5; 20X1,5; 16 X 1,5. Построен катамаран был в комнате городской квартиры при помощи простейшего набора слесарных инструментов; только пробная сборка корпусов проводилась в коридоре.

Из-за недостатка материала корпуса пришлось сделать короче, чем было запроектировано—длиной 4,86 м вместо 5,9 м. Нос и корма практически вышли симметричными. Поперечные сечения корпусов в подводной части полукруглые; надводные борта прямостенные с небольшим развалом (ширина на уровне «палубы» на 1 см больше, чем при КВЛ). Высота борта 0,24 м; осадка 0,13 м; коэффициент общей полноты 0,53.. Набор корпусов состоит из привального бруса с наружной стороны бортов, палубы сделаны из водонепроницаемой ткани. Поперечная жесткость обеспечивается переборками по концам каждой из пяти секций корпуса. По периметру переборок сделана отбортовка на ширину 1 см для приклепывания к обшивке. Пазы прокрашены нитроэмалью.

Смежные секции при сборке соединяются между собой пятью болтами Мб, пропускаемыми сквозь обе переборки. Три болта, расположенные ниже КВЛ, герметизируются расположенной между переборками прокладкой из 2-миллиметрового хлорвинилового линолеума.

Длина секций: 1-я (нос) — 94 см; 2-я —97; 3-я —100,5; 4-я — 99; 5-я (корма)—95,5, Диаметры для построения очертаний подводной части переборок (попарно): первый стык — 26,6 см; второй — 29,4 третий — 30 (3-я секция) и 29,7 (4-я секция); четвертый— 27 см. Секции вкладываются одна в другую в следующем порядке: 1-я (нос) в 5-ую (корма), затем во 2-ю, в 4-ю и, наконец, в 3-ю. Внутрь 1-ой секции укладываются свернутые «палубы», сиденья с частью рамы, рули и весла.

Тщательное укрытие корпусов от попадания воды сверху, пожалуй, самый ответственный узел. Цельное полотнище во всю длину корпуса, склеенное из кусков прорезиненного капрона, обрезано по контуру внешних краев привальных брусьев с припуском 2 см для подшивки. По периметру «палубы» продернут хлопчатобумажный шнур, который обтягивается после надевания ее на корпус. В ДП под «палубой» натянут прочный шнур, создающий ее погибь. Практика показала, что за полтора часа .хода при хорошем волнении в корпус набирается (через отдельные неплотности в местах прилегания «палубы» к борту) не более 100—200 г воды.

Расстояние между корпусами 0,52 м обусловлено как соображениями гидродинамики, так и максимально допустимой, с точки зрения ограничения габаритов судна в сложенном виде, длиной поперечных труб рамы. Рама разбирается на четыре группы шарнирно соединенных трубок, которые укладываются вдоль бортов 3-ей (наибольшей) секции, не выступая за ее габариты. В результате весь катамаран в разобранном виде представляет собой два места размерами каждое 100,5 X 36 X 25 см и весом по 15 кг и без особого труда помещается в багажнике «Волги», на верхней полке железнодорожного вагона и т. д.

Три человека размещаются один за другим на сиденьях из прорезиненного капрона, подвешенных к раме, причем ноги ставятся на поперечные трубы рамы. Многолетний опыт показывает, что на таких сиденьях устаешь меньше, чем сидя на дне байдарки.

Вес судна с веслами и моторчиком 39 кг.

Ходовые качества нашего пятисекционного катамарана можно характеризовать следующими данными. При работе 1,5-сильного мотора на 75—80% максимальной мощности скорость при полезной нагрузке 215 кг — 14 км/час, при 120 кг — 17 км/час. Заметно ощущается несовершенство обводов носовой секции, так что переделкой носа можно сделать катамаран более быстроходным.

Осенью 1967 г. я все-таки вернулся к шестисекционному варианту, вставив еще одну секцию длиной 102 см при диаметрах нижней части переборок 30,4 и 29,7 см. Это было вызвано необходимостью увеличить грузоподъемность до 270 кг при осадке не более 0,13 м.

Время сборки катамарана одним человеком — больше часа, но поскольку эта операция состоит исключительно из завинчивания гаек на болтах, можно привлечь для ее выполнения «малоквалифицированных» членов экипажа. Мотор, имеющий принудительное воздушное охлаждение, заводится на берегу, в спокойной обстановке, после чего катамаран с работающим двигателем ставится на воду.

Хочу сказать в заключение, что, сменив байдарку не катамаран, я не раскаиваюсь. Только что я вернулся из отпуска: весь июль мы с женой провели на Азовском море, захватив с собой катамаран, палатку и спальные мешки. Всего по морю было пройдено более 200 км и, нужно сказать, проверка катамарана оказалась основательной. Отмечу, что корпуса совершенно не были подвержены коррозии в морской воде, а вот дюралевые трубки очень скоро покрылись белой сыпью.

Скорость с экипажем из двух человек и багажом около 30 кг составила 15 км/час, но при этом мощность двигателя использовалась на 60—65%, так как винт с шагом и диаметром по 220 мм оказался легким. Сейчас я изготовил винт с шаговым отношением 1,2 и в августе буду испытывать катамаран с новым винтом.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo