Вы здесь

Одноместный парусно-гребной катамаран "Лебедь"

Одноместный парусно-гребной катамаран "Лебедь"

01.04.2013 Автор: 0 2532
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Одноместный катамаран "Лебедь"

Построить из самых доступных материалов легкую и быст­роходную гребно-парусную лодку для ближнего туризма, обладающую высокой остойчивостью и транспор­табельностью (для перевозки по суше),— такую задачу ставил перед собой автор. Прежде чем предло­жить вниманию читателей конструк­цию одноместного катамарана «Ле­бедь» («коротней» — по местной терминологии), я испытал несколько вариантов подобных судов длиной от 2,5 до 5,2 м. Сейчас коротни разработанных нами типов «Лебедь» и «Волжанка» (увеличенный в 1,5 раза моторный вариант) уже получили признание у туристов и рыболовов Костромы, а коротни «Чайка» и «Ласточка» строились на «верфях» пионерских лагерей самими ребята­ми, разумеется, под руководством старших.

Катамаран "Лебедь" на водеПо конструкции и обводам дет­ские варианты «Чайка» и «Ласточка» аналогичны «Лебедю». Их длина, об­щая ширина, ширина корпуса и вы­сота борта соответственно: 3200 X 1000 X 220 X 180 и 3000 X 950 X 170Х170. Шпации и ординаты шпангоутов изменяются пропорцио­нально изменению длины корпусе.

Коротень можно построить в го­родской квартире для хранения его не требуется много места, посколь­ку он разбирается. При собственном весе 14 кг «Лебедь» с бумажно-тка­невой обшивкой поддерживал на плаву двенадцать взрослых. Гото­вый корпус довольно прочен — вы­держивает на миделе статическую нагрузку 60 кг; коротень в сборе мы сбрасывали на воду с верхней палубы  двухдечного теплохода.

Обводы корпусов несимметрич­ны относительно ДП; в преимуще­ствах таких обводов автор убедился на практике. А вот нос и корма от­носительно миделя симметричны, что  значительно  упрощает изготовление поперечного набора. В принципе при ширине ветви шпангоута 18 мм из обрезков большинства рамок получаются шпангоутные рамки для коротней меньших размеров, т. е. из обрезков от «Лебедя» получаются рамки для «Чайки» и далее — для  «Ласточки».

Основные детали поперечного набора каждого корпуса — это 11 шпангоутных рамок, вырезанных лобзиком из водоупорной фанеры толщиной 4—5 мм. Рамки на шп. 3, 5, 7 выпиливаются с двумя стойками и зашиваются 2-миллиметровой фанерой; они играют роль переборок, а рамки шп. 3 и 7 являются, кроме того, и несущими, так как на них ставятся поперечные балки моста. На рамках отмечается рисками положение ДП, вырезается паз 10X15 для прохода киля, а на шп. 3 и 7 производится разметка положения стрингеров: по внутренним бортам расстояние между их осями 44 мм, по наружным — 49 мм. На большей части длины корпусов днище дополнительно подкрепляется 8 промежуточными флорами, выпиленными из той же 5-миллимет¬ровой фанеры, а выше их ставятся дополнительные гнутые шпангоуты из ветвей ели или ивы, простроганных до сечения 10X12. (Эти шпангоуты необходимы для того, чтобы стрингера не повело от усадки бумаги при оклейке корпуса.)

Все стрингера в районах от шп. 3 и 7 в сторону штевней прострагиваются до сечения 5Х10.

 

Таблица плазовых ординат
Шпация —330 мм в р-не между шп. 2 и 8; между шп. 1 и 2, 8 и 9 — 360 мм; в оконечностях—как показано на эскизе

lebed1

lebed2

Основные размерения катамарана «Лебедь», мм

Длина наибольшая = 3300

Ширина наибольшая = 1050

Ширина корпуса = 270

Высота борта = 220

Штевни коротня Лебедь

Теоретический корпус коротня «Лебедь».
Штевни коротня; в скобках разме­ры для «Чайки».
1 — штевень, фанера б = 4-5; 2 — накладка («гребенка») с обеих сторон, фанера 6=4—5 с пазами под концы стрингеров, срезаемые на ус.

Устройство корпуса катамарана "Лебедь"

lebed5

Устройство корпуса коротня:
а — конструкция оконечностей; б — установка набора на стапельную доску; в — вид выставленного набора палубы; г — схема оклейки корпуса бумагой (цифрами пока­зана последовательность укладки слоев); д — промежуточный шпан­гоут; е — крепление мостика к корпусу.

1 — стапельная доска 50X100; 2—штевень; 3 — водонепроницаемая переборка; 4 — шпангоутная рамка; 5 —привальный брус 5X20; 6 — стрингер 5X20; 7 — флор про­межуточного шпангоута, фанера 6 б=5; 8 — промежуточный шпангоут; 9 — киль 10X15; 10 — брештук, фанера 6 = 3; 11 —подкладка под балкон мостика, фанера 6 = 3; 12 — подкрепление палубы, фанера 6 — 3; 13 — рейки-сухари 6 = 8 для задел­ки пространства между стрингерами в оконечностях; 14 — резиновая подкладка; 15 —стойка из полосы 4X40; 16 — болт М6Х50; 17 — болт М6.

В носу и корме до шп. 0,5 и 9,5 пространство между стрингерами забирается рей­ками, что значительно повышает прочность оконечностей. Все рейки крепятся к шпангоутам гвоздями 1X18; отверстия под них накалы­ваются маленьким шилом.

Фор и ахтерштевень вырезают­ся из фанеры толщиной 5 мм; с обеих сторон к штевням крепятся фанерные щеки-гребекки, в пазы которых заводятся концы стрин­геров.

Палуба подкреплена фанерными листами в месте крепления балок мостика (на шп. 3 и 7) и в средней части, где приходится вставать но­гами при гребле стоя.

Сборка корпуса производится на стапельной доске, на которой вверх килем закрепляют штевни и шпангоуты. В пазы шпангоутов и штев­ней крепится киль, а к нему уже промежуточные флоры. После этого ставятся стрингера. Проверяйте плавность обводов. Если стрингер «проваливается», ставьте прокладки нужной толщины, если «торчит» — пройдитесь драчевым напильником, сделав паз на шпангоуте.

В принципе можно корпуса об­шить и рейками толщиной 4—5 мм вгладь на эпоксидной смоле; вес одного корпуса увеличится при этом с 5,6 до 9 кг. Но достаточно прочными и долговечными полу­чаются и корпуса, обшитые бумагой, а затем тканью. О применяемых клеях и самом процессе выклейки подробно рассказывалось в 6 вы­пуске сборника (1966 г.) в статье «Челн с бумажно-ткакевой обшив­кой».   Советую использовать самый доступный казеиновый клей (100 г казеина на 220 г воды с добавле­нием 20% хорошей олифы), гото­вую обшивку снаружи проолифить, а изнутри прополоскать водоотталкивающей смесью (рыбий жир, ски­пидар, олифа в пропорции 1:1:2 соответственно; нужны 2 л смеси на оба корпуса).

lebed6

Хорошие результаты дает приме­нение нестиранной (не намокавшей) крафтбумаги. Клей под первый слой бумаги наносится только на набор. Бумагу не нарезайте, а рвите по ли­нейке на полосы шириной 120 мм и наклеивайте в увлажненном виде. Первый слой обшивки выклеивается полосами от киля к бортам без перекроев по пазам; продольные волокна бумаги должны распола­гаться параллельно стрингерам. В следующих двух-трех слоях по­лосы бумаги идут по диагонали — под углом 60—70 °; здесь волокна должны быть расположены уже вдоль полосы, по пазам делается перекрой 6—8 мм. Верхний слой на­бирается из широких продольных полос с продольным направлением волокон и перекроем по пазам 10— 15 мм. Рекомендуется всю работу по оклеиванию выполнять за два приема.

Просушенный корпус снимают со стапеля, переворачивают килем вниз и устанавливают набор палубы: бим­сы промежуточных шпангоутов, па­лубные стрингера, среднюю фанер­ную накладку. К шп. 3 и 7 крепят болты для присоединения балок мо­стика. У штевней на привальные брусья накладывают фанерные бре­штуки (на один из них ставится на шурупы сливная пробка с резьбой М10).

На палубные стрингера под по­перечные балки мостика наклеивают фанерные накладки, в которых прорезают лючки для вентиляции кор­пусов (для упрощения можно вос­пользоваться баночками из-под гуталина, вырезав донышко). За кор­мовой балкой к фанерной подклад­ке необходимо привернуть велониппель с резиновой прокладкой. Он будет уравнивать давление внутри корпуса с атмосферным. Надетая на ниппель резиновая трубка длиной 150 мм закрепляется к балке мости­ка и закрывается пробкой.

Готовые корпуса через неделю после двукратного покрытия олифой с добавлением 10% свинцовой масляной краски надо оклеить бязью или любой дешевой тканью. Снача­ла оклеиваются оконечности — от шп. 1 и 9 к штевням — неширокими полосами ткани, а затем, начиная от кормы, весь корпус целиком уча­стками длиной не более 400 мм. Ткань рекомендуется предваритель­но проутюжить и скатать в валик. В качестве клея используется нитро­эмаль с добавлением ацетона в ка­честве разбавителя. Клей наносится на бумагу. Приклеенная ткань сразу же сверху покрывается жидким рас­твором нитроэмали в ацетоне (1:1). Следите, чтобы не было морщин, складок и пузырьков воздуха. Пу­зырьки можно удалять, прокраши­вая вздувшуюся поверхность и раз­глаживая кистью с коротким жест­ким ворсом. Окончательная отделка корпусов — шпаклевка, ошкуривание и окраска — выполняется точно так же, как и при постройке обычных судов. Применять следует масляные краски с содержанием олифы не ниже 85%.

Рама мостика собирается из по­перечных балок сечением 32X38 и продольных 32 X 24. К попереч­ным балкам крепят внатяг ткань, ко­торая будет защищать снизу от брызг. Рама крепится к корпусам на стойках высотой 50—60 мм, согну­тых из алюминиевой полосы 4 X 40. Под стойки обязательно нужно про­ложить резиновые прокладки.

Для выходов в прохладную по­году я использую съемный жесткий кузов — прямоугольный бумажно-тканевый ящик (на легком каркасе из реек). Размеры его в плане 650X1450, высота —350 мм. В верх­ней крышке «палубе» сделан вы­рез точно по размерам тела.

При попутном ветре ставлю бер­мудский парус площадью 3,6 м2; можно применять и самый обычный большой зонт.

Для постройки коротня помимо сосновых реек и брусков необхо­димы: по пол-листа фанеры толщиной 2—3 и 5 мм; 3 кг крафтбумаги; 0,7 м2 бязи; 0,6 кг казеина; 2,5 л олифы; 3 кг нитроэмали; 200г гвоз­дей 1 Х18.

Можно применять и клей БФ-2 (понадобятся 3 кг), но работать с ним гораздо сложнее. Советую предварительно нанести тонкий слой клея на шероховатую поверхность бумаги и просушить, а перед нане­сением второго слоя уложить поло­сы попарно клеевыми сторонами и увлажнить отжатой тряпкой. При формовании обшивки необходимо тщательно просушивать ранее уло­женный слой. Полосы нужно подго­нять встык — нахлестку полос при использовании ВФ-2 делать не со­ветую.

Общий вид катамаранов-коротней "Лебедь"

Общий вид коротней «Лебедь».

1 — поперечная балка мостика 32Х38Х800; 2 — поперечный брусок 32X24X300; 3 —алюминиевая полоса для крепления бруска 2X15X150; 4 — планка с гнездом под мачту, фанера (б = 6); 5 —бамбуковая мачта; 6 — продольная балка мостика 32Х24Х1400; 7—парусина: 8 — си­денье; 9 — фанерная полоса с гнез­дом для крепления нижнего конца мачты, б = 12.

 В. Ф. Ершов «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo