Плаваем мы вчетвером, и при этом в ней остается достаточно места для туристского снаряжения: полная грузоподъемность ее до 500 кг. При движении на веслах гребем вдвоем, сидя на носовой банке. При необходимости навешиваем на транец 2-сильный мотор «Салют». Лодка неплохо идет и под парусом площадью около 3,2 м2; применено вооружение кэт-гуари, позволяющее обходиться без высокой мачты (мачта и стоящий вертикально гафель имеют одинаковую длину — 2,5 м). Мы, конечно, понимаем, что оборудование нашей лодки швертом дало бы возможность ходить круче к ветру, ценную при плавании по большим водоемам, однако именно эта лодка так и осталась без шверта (был построен туристский секционный швертбот «Мрия», вооруженный шлюпом). При движении на веслах и под парусом, а также при сплаве по быстрым рекам чаще всего навесной руль снимаем, используем рулевое весло.
Основные данные лодки
Длина наибольшая, м - 4,0
Длина по КВЛ, м - 3,8
Ширина, м - 1,26
Вес с оборудованием, кг - 90
Секции весом около 40 кг без всяких осложнений и без какой-либо дополнительной упаковки принимают в багаж для перевозки по железной дороге. На волоках — при обносе препятствий — лодка для облегчения работы разбирается буквально за десять минут: достаточно отдать болтов с гайками-барашками. Для переноски на каждой секции имеются ручки, играющие также роль уток, швартовных кнехтов и т. п.
Применены упрощенные обводы корпуса. Лодка сделана плоскодонной (с подъемом днища в оконечностях) и благодаря этому имеет очень небольшую осадку, что дает возможность проходить многие мелководные перекаты и пороги без разгрузки. Притуплённая носовая часть несколько приподнята и закрыта палубой; высота борта (400 мм на миделе) вполне достаточна для туристских целей. Наличие герметичных переборок по концам секций — на шп. 4 — увеличивает жесткость корпуса и исключает затопление лодки при получении пробоины в одном из отсеков. (Перед выходом на «большую воду» мы обычно закрепляем под банками цилиндрические надувные мешки-гермо-упаковки, обеспечивающие непотопляемость.)
Мы плавали на этой лодке пять лет, совершили несколько походов по Мете, Ловати, большим и малым озерам и рекам северной Карелии. Трижды побывали на хорошо известном туристам Топ-озере, имеющем площадь около 990 км2; по порожистой Поньгоме спускались из него в Белое море (это 300-километровый маршрут III категории сложности). Другими словами, только в сложных условиях прошли на лодке более 1500 км, не имели при этом ни одного серьезного повреждения корпуса (хотя сделан он из обычной строительной фанеры без оклейки защитным слоем ткани) и убедились в ее высоких эксплуатационных качествах.
О конструкции лодки дают представление приводимые эскизы. Весь продольный и поперечный набор нарезан из сосновой рейки 30X20; киль представляет собой доску 30X60, на которую днищевые части шпангоутов нарезаются вполдерева. Обшивка днища, носовой транец и банки вырезаны из фанеры толщиной 5 мм; борта, обе переборки и носовая палуба — 4 мм. Кормовой транец вырезан из 10-миллиметровой фанеры и подкреплен подмоторной доской 20X100 от борта до борта, стойкой и старикницей 150X150X20 в ДП, а также дюралевыми горизонтальными кницами 150X150X3 на привальных брусьях (такие же дюралевые кницы стоят у переборок на шп. 4). Все углы секций снаружи обиты алюминиевой полосой на густотертых белилах.
Конструкция лодки.
1 — шпангоутная рамка; 2—кницы из фанеры 6=4 с обеих сторон; поставлены на белила и проклепаны медными гвоздями; 3 — решетчатый пайол; 4—киль; 5—стальная 3X60X250 полоса с 2 приваренными шпильками М8 на конце каждой секции; приклепана через обшивку к килю; 6—стыковая накладка, швеллер 60X25; крепить 4 гайками-барашками на шпильки; 7 — деревянная заглушка; 8-—подлегарс, 9 — банка, фанера б = 5 на двух рейках 20X30 по краям; 10 — стыковая накладка по борту, 3X20X500; 11 —болт Мб с гайкой-барашком, 8 шт. на оба борта; 12 — планширь б=12; IS— концевая переборка; 14—горизонтальная кница 100X100X3, дюраль.
На днищевые шпангоуты укладываются три секции решетчатых пайолов. собранных из рейки 20 X 20.
При соединении секций на днище в ДП снаружи укладывается 500-миллиметровый отрезок швеллера 60X25 (крепится четырьмя болтами М8 — по два на секцию), а на борта на уровне привального бруса — стальные планки-накладки 3 X 20 X 500 (крепятся четырьмя болтами Мб — по два на секцию).
Эскиз парусного вооружения
Мачты, гафель и гик вырезаны из дюралевой трубки 0 35 X 2. Мачта, вставляемая в стальную обойму (согнута из полосы 3 X 30) и гнездо — степс — на киле, раскрепляется штагом и вантами, путенсы которых (из стальной полосы 3 X 20) поставлены в ДП на носовом транце и у шп. 2 на бортах.
Парус пришнуровывается к гафелю и к гику (можно оставить нижнюю шкаторину и свободной); по мачте скользит на кольцах.
Н. И. Асташов «Катера и яхты» №3 (67) май-июнь 1977г.