Об авторе проекта. Американский конструктор Дэвид Бич окончил курс корабельной архитектуры в Мичиганском университете незадолго до II мировой войны; с тех пор круг его деловых интересов постоянно связан с проектированием катеров различного назначения, малых рыболовных судов, плавучих дач. В настоящее время Д. Бич — руководитель технического отдела Американской ассоциации производителей лодок и моторов (BIA), специальный консультант ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) по вопросам механизации малых рыболовных судов; много занимающийся решением проблем прибрежного рыболовства в развивающихся странах Африки.
Во многих странах хорошо известно имя Д. Бича как конструктора оригинальных катеров и лодок, проекты которых специально разработаны для самодеятельных судостроителей. В частности, осуществленные — в дереве, пластике, металле — проекты Д. Бича можно встретить практически во всех штатах США.
Чертежи этого катера, разработанные Д. Бичем, опубликованы в журнале «Wooden Boat» («Деревянная лодка»), который издается в США специально для владельцев и строителей малых судов деревянной конструкции. Проект представляет интересную попытку решения проблемы мореходного водоизмещающего туристского катера небольших размерений.
Заказчик — бывший шлюпочный мастер из Новой Англии — просил сделать будущее судно не только комфортабельным и пригодным выходу в Великие озера, но и недорогим в постройке, долговечным, экономичным в эксплуатации. Оговаривалось, например, что на катере должен стоять надежный дизель с прямым реверс-редуктором, а не угловой колонкой; что корпус должен быть деревянным и имеющим традиционную «шлюпочную» конструкцию — дощатую обшивку на гнутых шпангоутах. Для сокращения расходов была оговорена и предельная длина катера — не более 25 футов. Конструктору удалось выполнить все эти требования заказчика.
Прежде всего обращает внимание необычность компоновки: просторная (3,0X2,5 м в плане) каюта, в которой можно стоять во весь рост, расположена в широкой кормовой части ка¬тера, а двигатель — в нос от миделя.
Трап из кокпита в нос по левому борту ведет в туалет, оборудованный изолированной фекальной системой (таково требование организаций, осуществляющих в США надзор за чистотой водных ресурсов). Здесь же установлены раковина-умывальник и просторный шкаф для одежды; объемы под раковиной и за трапом использованы для хранения различного снаряжения.
Теоретический чертеж
Сдвижная дверца, расположенная справа на таранной переборке, открывает доступ в форпик, используемый для хранения шкиперского имущества (кранцы, тросы, якоря и т. п.). Попасть сюда можно и с палубы — через форлюк, снабженный вентиляционной головкой.
В кокпите установлены два удобных складных сиденья — для рулевого и его напарника по вахте. От брызг и встречного ветра их защищает высокое стекло; в дождь или при палящем солнце может быть поставлен легкий тент на трубчатом каркасе. Справа — под рукой у рулевого— в подпалубной нише хранятся спасательные жилеты. При необходимости в кокпите может быть поставлен и складной диван (как показано на плане верхней палубы).
Известной компенсацией малой площади кокпита служит крыша кормовой надстройки длиной 2,5 м и шириной около 2 м. В хорошую погоду эта площадь используется в качестве солярия. На стоянке отсюда можно спуститься на транцевую площадку, закрепленную чуть выше ватерлинии специально для удобства купающихся.
В каюте оборудованы две стационарные койки с выдвижными ящика¬ми под ними, имеются убирающийся обеденный стол, шкаф и бюро-этажерка. В изголовье под койками установлены две 110-литровые цистерны для питьевой воды. Оборудование камбуза включает двухконфорочную спиртовую плитку, холодильник емкостью 170 дм3, раковину с помпой для подачи пресной воды и шкафы для продуктов и утвари общим объемом около 280 дм 3. Спинки диванов можно поднять и превратить в койки второго яруса. Каюта имеет большую площадь остекления, причем боковые стекла сделаны сдвижными, а иллюминаторы в кормовой переборке — открывающимися на петлях.
Вид сбоку и план палубы
1 - носовой рейлинг; 2 - тент в убранном положении; 3 - стойка топового огня;
4 - дефлектор вентиляции моторного отсека; 5 - трап; 6 - площадка на транце;
7 - диван на крыше рубки; 8 - складной диван; 9 - сиденье рулевого; 10 - люк; 11 - люк в моторный отсек.
Бак для топлива емкостью 270 л расположен в изолированном отсеке у самого транца. Непроницаемый поддон, наклоненный в корму, и шпигаты в транце исключают возможность скопления топлива в отсеке вследствие каких-либо утечек. Вентиляция отсека осуществляется через отверстия-шпигаты и вентиляционные решетки на бортах. На приводимых чертежах можно видеть также и детали вентиляции моторного отсека: трубы вытяжной вентиляции проведены к самому его днищу, приток чистого воздуха осуществляется через воздухозаборники с дефлекторами. Благодаря хорошей вентиляции моторного отсека на катере может быть установлен бензиновый двигатель.
Конструкция корпуса катера выполнена в соответствии с правилами Ллойда для постройки деревянных яхт. Расстояние между гнутыми шпангоутами — 240 мм; киль и дейдвудные брусья изготавливаются из желтой сосны; форштевень выклеивается из 9 реек красного дерева толщиной по 19 мм. Обшивка — двойная из красного дерева: доски внутреннего слоя имеют толщину 19 мм, наружного — 13 мм. Снаружи корпус покрывается двумя слоями тонкой стеклоткани на прозрачном связующем, благодаря чему остается видна текстура древесины и создается впечатление лакированной поверхности. Переборки и крыша рубки изготовлены из водостойкой фанеры; крыша снаружи оклеена слоем стеклоткани и окрашена. Вся отделка внутренних помещений выполнена из лакированного красного дерева или шпона. Применен крепеж из бронзы и латуни. Конструктор и строитель считают, что построенный таким образом катер не будет нуждаться в капитальном ремонте, по крайней мере, в течение 25 лет.
Круглоскулые обводы корпуса с заметным подъемом днища к транцу рассчитаны на экономичное плавание в широком диапазоне относительных скоростей, что облегчает задачу выбора двигателя. С четырехтактным дизелем «Оско» мощностью 86 л. с. при 2800 об/мин (вес 356 кг) скорость катера составит до 22,5 км/ч (сейчас катер находится в постройке). Острые ватерлинии и развал бортов в носовой части, а также высокий надводный борт обеспечивают удовлетворительную мореходность судна. Очевидно, что высокое расположение дна кокпита и наличие рубки компенсируются большим весом двигателя и солидной конструкцией корпуса.
Продольный разрез и план помещений. Поперечные сечения.
13 - форпик, 14 - тент, 15 - топливная цистерна, 16 - диван-койка, 17 - выдвижной ящик, 18 - цистерна пресной воды, 19 - плита, 20 - шкаф для посуды и продуктов, 21 - шкаф для береговой одежды, 22 - дизель, 23 - складное сидение, 24 - место для спасательных жилетов, 25 - трап, 26 - полка, 27 - шкаф для непромокаемой одежды, 28 - унитаз, 29 - раковина, 30 - съемная панель переборки для доступа к цистерне, 31 - открывающийся иллюминатор, 32 - дверь, 33 - бюро, 34 - труба вытяжной вентиляции, 35 - фундамент дизеля, 36 - труба приточной вентиляции, 37 - холодильник, 38 - шкаф.
Из зарубежных проектов «Катера и яхты» №2 (66) март-апрель 1977г.