.

Вы здесь

Плавдача-катамаран "Золушка"

Плавдача-катамаран "Золушка"

27.02.2013 Автор: 0 13550

В. Б. Осипчук «Катера и яхты» №1 (65) январь-февраль 1977г.

 

Плавдача-катамаран "Золушка"

 zolushka1-small

 Большой формат чертежа для печати 

Плавучая дача «Золуш­ка», проект которой предлагается вниманию самодеятельных судострои­телей, мала по размерам, однако на ней можно будет провести отпуск даже в более комфортабельных усло­виях, чем на 5—6-метровом катере. Главное ее преимущество — наличие высокой, в рост человека (1,73 м) и светлой каюты (2,0 X 1.9 м в плане) с полом на уровне «прогулочной па­лубы» носовой и кормовой «веранд». В то же время «Золушка» обладает всеми достоинствами разборной ту­ристской лодки, рассчитанной на дви­жение с экономичным подвесным мотором малой мощности.

Небольшие размерения и простота обводов гарантируют минимальную трудоемкость постройки; немаловаж­но, что построить «Золушку» можно в обычной городской квартире. Корпуса плавдачи разбираются каждый на две части 2-метровой длины, ко­торые свободно проходят через двери и по лестничной клетке. Размеры «стапельного места», определяемые величиной самой крупной секции — поддона надстройки, составляют 2,0X1,9 м. Вес самой тяжелой сек­ции — 60 кг.

zolushka2-small

zolushka3-small

 Большой формат чертежа для печати 

konsrtukcia  

zolushka4-small

 Большой формат чертежа для печати 

zolushka5-small

 Большой формат чертежа для печати 

zolushka6

Можно перевозить плавдачу на грузовике, а в полностью разобран­ном виде — сдавать в багаж для от­правки железной дорогой. При вы­боре места проведения отпуска не следует забывать, что «Золушка» не предназначена для плавания по боль­шим рекам и водохранилищам. Значительная парусность надстройки за­трудняет движение в свежий ветер, малый клиренс (0,2 м от моста ка­тамарана до поверхности воды) бу­дет причиной сильных ударов о вол­ны. Идеальным местом для отдыха на «Золушке» являются небольшие речки и закрытые системы озер с многочисленными островами — вроде Вуоксы или Селигера, либо тихие лес­ные озера.

При проектировании плавдачи имелся в виду семейный экипаж из трех человек. Можно, разумеется, плавать на ней и другой компанией, но соответственно потребуется пере­планировка каюты.

Сравнительно узкие (0,5 м) по­плавки катамарана позволяю; разви­вать скорость 10—12 км/ч с мотором мощностью 5—8 л. с. В большинстве же случаев можно будет обойтись и 2-сильным «Салютом»; скорости 6— 7 км/ч обычно оказывается достаточ­но, чтобы путешествовать по озеру от острова к острову.

Основу конструкции составляют 4-метровые корпуса-поплавки; при сборке плавдачи носовая и кормовая секции каждого из них соединяются болтами Ml0X55 через металличе­ские планки-накладки. В палубах по­плавков прорезаны закрываемые крышками люки, позволяющие ис­пользовать внутренние объемы для хранения имущества и припасов (но­совые секции), мотора и горючего (кормовые).

Заготовки для деталей набора на­резаются из сосновых реек. Для сбор­ки прямоугольных шпангоутных рамок необходимо предварительно вы­чертить их в натуральную величину на листе фанеры или картона. Высо­ты шпангоутов рекомендуется при этом уточнить по проекции «бок», построив скругления килевой линии в оконечностях по дуге радиусом 2045 мм. Рамки собираются на водо­стойком клее (эпоксидном или ВИАМ Б-3) с запрессовкой шурупами.

На шп. 3, 4 и 5 (район установки поддона) бортовые ветви делаются такой же длины, как и на остальных рамках; это нужно для удобства крепления рамок к стапелю, свобод­ные концы отпиливаются уже после снятия поплавка со стапеля.

Рамки устанавливаются днищем вверх строго вертикально на про­стейшем стапеле из двух поставлен­ных на ребро и жестко соединенных между собой досок. Если позволяет место, лучше собрать сразу целый поплавок, а затем распилить его на две части по длине. При раздельной сборке секций необходимо особенно тщательно проконтролировать точ­ность изготовления стыкуемых рамок на шп. 4 и 3.

После установки и выравнивания рамок на них выклеиваются скуло­вые и днищевой стрингера из 10-мил­лиметровых реек, изгибаемых по ме­сту. Затем устанавливается осталь­ной продольный набор из прямоли­нейных брусков 20 X 30 и проструги­ваются все поверхности набора, со­прикасающиеся с обшивкой.

Отдельные листы 5-миллиметровой водостойкой фанеры предварительно соединяются на клею («на ус»), чтобы получить детали требуемых раз­меров. Если есть возможность окле­ить поплавки стеклотканью, толщину обшивки можно уменьшить до 4 мм. Обшивка крепится к набору на водо­стойком клее с запрессовкой шурупами 4 X 20.

Затем секции поплавков снимают­ся со стапеля, устанавливаются подпалубный набор, рамки люков и на­стил палубы в районе поддона. Ра­бота над поплавками завершается установкой буртиков с оковками и упорных брусков для поликов.

Надстройка состоит из соединяю­щего поплавки поддона — настила со стенками высотой 355 мм по пери­метру и пяти плоскостных секций стен и крыши. Эти секции при сбор­ке дачи соединяются болтами М6Х60, поставленными с шагом 200 мм; уплотнением служит шнур из пороло­на, обычно применяемый при заделке окон на зиму.

Сборка самих секций ведется пря­мо по разметке, сделанной на любом ровном настиле. Бруски прихватыва­ются к коротышам, устанавливаемым по линиям разметки. Все бруски, со­ставляющие набор секций надстрой­ки, нарезаются один на другой или врезаются вполдерева с применением клея. Сборка поддона завершается установкой на верхние кромки его бортиков собранной заранее жесткой монтажной рамы, на которую будут вставать секции вертикальных стенок.

Сборка стенок надстройки начи­нается с вязки рамок, на которые нарезаются концы вертикальных и го­ризонтальных реек набора. После зашивки фанерой, по периметру каж­дой секции ставятся окантовочные бруски (25X25), закрывающие тор­цы фанеры.

Крыша надстройки и жесткий тент носовой «веранды» снаружи обтяги­ваются плотной тканью на густотер­той краске. Кромки ткани закрепля­ются желобами-водосборниками и прижимными металлическими поло­сками. Можно, конечно, оклеить кры­шу тонкой стеклотканью (стеклосет-кой) на эпоксидной смоле.

Кроме поддона, поплавки катама­рана соединены двумя балками, вы­клеенными из брусков 30 X 60. Кор­мовая балка служит подмоторной до­ской, поэтому ее надо усилить фа­нерными накладками с обеих сторон.

Поручень состоит из носовой го­ризонтальной и кормовой Г-образной частей, которые крепятся винтами М8 к стенкам надстройки, к стойке тен­та — в носу и металлическому коро­тышу — в корме. Носовые стойки тента также крепятся при помощи коротышей из угольника и болтов.

Настилы между поплавками на кормовой и носовой «верандах» пред­ставляют собой решетчатые полики, опирающиеся на горизонтальные бру­ски, поставленные на внутренние бор­та поплавков. Целесообразно эти по­лики выполнить из отдельных секций длиной около 400 мм.

Двери размером 540X1220 пред­ставляют собой щиты с обвязкой из брусков 20 X 30, обшитой с обеих сторон фанерой. До установки за­шивки необходимо поставить бобыш­ки в месте крепления ручки и замка. Торцы по всему периметру двери следует   закрыть   защитной   рейкой 10Х30.

Для постройки «Золушки» потре­буются сосновые бруски и рейки дли­ной 2,2 м (с учетом 10% запаса) в следующем количестве: сечением 10Х20 — 28 шт.; 10X45 — 5; 15X50— 2; 20X20 — 5; 20X25 — 2; 20X30— 80; 20X40 — 4; 20X45 —3; 20Х50 — 10; 20X60 — 28; 20X75 — 2; 30X60—10; 20X80 — 3; 20X90 — 6; 25X25 — 23; 25X45 — 20; 25X55 - 2; 25X60 - 2; 25X105 - 4; 25X110 — 4; 30X40 — 2; 30X30 — 4; 30X80 — 34; 35X50 — 3. В ито­ге это составит 0,43 м3. Фанеры по­требуется: толщиной 5 мм — 15 ли­стов, толщиной 8 мм — 2 листа.

Бортовые сдвижные окна выреза­ются из оргстекла толщиной 6 мм и ставятся на пластмассовые мебель­ные профили-полозки. Изнутри к стек­лам крепятся шурупами ручки из бру­сков твердого дерева 20 X 25 X 80. Оконные рамы собираются из бру­сков 30 X 40, соединяемых в полдерева. Снаружи к раме крепится налич­ник из рейки 20X40 со скошенными кромками. Наличник выступает за край рамки в виде фланца.   Такая

конструкция позволяет изготавливать окна отдельно и монтировать их на уже готовые секции стенок.

Носовые окна подвешиваются на петлях, установленных по верхним кромкам. Рамка изготавливается из брусков 20 X 30, оргстекло крепится прямо к ней шурупами с уплотне­нием густотертой краской. В подня­том положении стекло фиксируется крючком, закрепленным к бимсу кры­ши.

Рекомендуется на все окна изгото­вить ставни из фанерных щитков, за­крепляемых винтами с барашками к рамкам.

Кормовые иллюминаторы — круг­лые глухие. Их лучше всего устанав­ливать на автомобильном резиновом уплотнительном профиле; при необхо­димости по кромке стекла снимается фаска.

Крышки люков на поплавках из­готавливаются из 5-миллиметровой фанеры с обвязкой из брусков 30X30. Чтобы фанера не прогибалась, в рам­ку врезаются поперечные бруски 20 X 30. Разница в высоте брусков рамки объясняется наличием фанер­ного комигса, предохраняющего от попадания воды через люк в попла­вок. Желательно и здесь торцы фа­неры по периметру защитить, врезав ее кромку в брусок (при этом сечение заготовки будет 35 X 30) или устано­вив защитную рейку, как это преду­смотрено конструкцией дверей.

Швартовные утки вырезаются из брусков твердого дерева 30 X 50 X X 200 и крепятся сквозными болтами. Под головки болтов и гайки со­единений всюду необходимо устанав­ливать шайбы. Под металлические накладки соединений поддона и по­плавков, а также под соединения на концах поперечных балок надо про­ложить резину толщиной 2—4 мм.

Самый «спартанский» вариант обо­рудования каюты — это две раскла­душки и навесной камбузный столик. На цветном рисунке, помещенном на третьей странице обложки, пока­зан более комфортабельный вариант, рассчитанный на семью из двух взрослых и ребенка. В этом случае устанавливаются два продольных ди­вана с мягкими подушками. Диван по левому борту трансформируется в «обеденный уголок», состоящий из складного столика и двух мягких си­дений, спинками которых служат ча­сти средней подушки дивана.

Передняя подушка правого дива­на делается с жестким основанием; будучи уложенной на среднюю по­душку, она образует сиденье водите­ля. Перед ним к носовой стенке над­стройки крепится штурвал, а к бор­товой стенке — пульт дистанционного управления мотором.

Над задней секцией правого ди­вана навешивается камбузный столик с полкой для посуды. Под диванами предусматриваются выдвижные ящи­ки для постелей и хранения продук­тов.

Третье спальное место выполняет­ся в виде подвесной парусиновой кой­ки над левым диваном. Такая же кой­ка, конечно, может быть установлена и симметрично — по правому борту, но в этом случае камбузный столик на ночь придется снимать.

Легкие занавески с веселой рас­краской придадут помещению домаш­ний уют.

Следует помнить, что «Золушка» является самым настоящим судном и любым плаваниям на ней должна предшествовать регистрация в навигационно-технической инспекции. На борту плавдачи всегда и в полной готовности должны находиться спа­сательные принадлежности по числу отдыхающих на ней людей.

Особенно хочется предупредить о необходимости соблюдать осторож­ность с огнем. Для пожаробезопасности в кормовых секциях поплавков необходимо предусмотреть вентиля­цию, которая предупреждала бы об­разование взрывоопасной смеси паров бензина с воздухом. Вентиляционная система состоит из отверстий с ко­зырьками на верхней части внутрен­них стенок поплавков (по два в ка­ждой секции). К одному из отверстий должен быть подведен шланг или трубка, почти касающаяся днища поплавка.

В заключение несколько слов об одной особенности катамаранов. Все двухкорпусные суда имеют высокую начальную остойчивость (в полном грузу крен «Золушки» при перемеще­нии всего экипажа на один борт не превысит 5—7°), но склонны к рез­кому опрокидыванию при достижении критического угла крена. Для «Зо­лушки» это 15—20°. Следите, чтобы ваша плавдача не получала большо­го крена!

Boatportal.ru

logo