.

Вы здесь

Проект катера «Рубин - II»

Проект катера «Рубин - II»

06.02.2009 Автор: 0 709

Катер для ближнего туризма должен быть легким и при этом достаточно прочным, небольшим, но и достаточно вместительным для путешествий группы из 3 или 4 человек. Конечно, надо, чтобы он имел хороший ход при малой мощности двигателя и высокую проходимость, ведь только тогда удастся проникнуть во многие очень интересные уголки наших водоемов, куда никаким другим способом вообще не доберешься! А самое главное — это чтобы была надежной движительная установка.

Построить катер— это не так сложно, но сделать его таким, чтобы он удовлетворял всем этим требованиям, да при этом ласкал глаз, пожалуй, посложней. Я кратко расскажу о таком построенном мною катере «Рубин», который к моменту написания статьи уже прошел без единой аварии или поломки около 1550 км (при этом, по крайней мере, четверть пути пройдена по мелководью).

При проектировании и постройке катера мне во многом помогли материалы, опубликованные во втором выпуске сборника «Катера и яхты».

Обводы корпуса — остроскулые, рассчитанные на движение в переходном режиме. При волнении 3 балла катер легко всходит на волну.

На катере установлен гидрореактивный движитель, благодаря чему судно имеет высокую проходимость. Катер легко переходит через плывущие бревна или доски (по недосмотру водителя, естественно), идет по тростнику, по мелям, где глубина составляет всего 20—25 см, с ходу выскакивает на отлогий берег—и все это без каких-либо повреждений движителя, что, конечно, невозможно для катера с гребным винтом. Катер очень легко слушается руля; диаметр циркуляции составляет всего 1,5-2 длины корпуса, причем нет опасности опрокидывания катера на резком повороте.
 

Основные элементы катера
 
Длина корпуса, м 4,52
Ширина наибольшая, м 1,73
Высота борта, м в носу. 0,83
Высота борта, м на миделе 0,71
Высота борта, м в корме. 0,56
Мощность двигателя, л. с 12
Скорость хода, км/час при D = 300 кг 25
Скорость хода, км/час при D = 480 кг. 21
Запас топлива, л 44

Несмотря на малые размеры каюты, в ней свободно размещаются на ночлег три человека. Каюта достаточно свободная и светлая, что делает катер «сухим» и обитаемым в любую погоду. Место водителя находится в кокпите, который в плохую погоду закрывается тентом. Водитель имеет хороший обзор и без затруднений обслуживает двигатель, расположенный здесь же, в кокпите.

Непотопляемость катера обеспечивается наличием двух герметичных отсеков в носу и корме (водонепроницаемые переборки на шп. 1 и 7).

На катере установлен стационарный двигатель «СМ-557-Л» мощностью всего 12 л. с. при 3250 об/мин. Это надежный, легкий, малогабаритный и простой в обслуживании двигатель. Выпускается он большой серией, благодаря чему ремонт его намного проще, чем целого ряда других двигателей. Двигатель имеет хороший моторесурс (естественно, при надлежащем уходе), уравновешен, хорошо запускается в холодном и горячем состоянии. Недостатком его является сравнительно большой удельный расход топлива, что, впрочем, свойственно всем двухтактным двигателям такой мощности.
 


Чертежи катера:


а — вид сбоку; б — вид катера сверху и вид сверху на набор; в — план.
1 — форпик; 2 — рундук; 3 — продольная банка; 4 — мягкие диваны; 5 — кресло-рундук; 6 — двигатель «СМ-557-Л»; 7 — бензобак; 8— канистра с запасом топлива; 9— бидон для масла; 10 — водозаборная труба движителя; 11 — выхлопная труба; 12 — штуртрос. I — двигатель; II— гребной вал; III— водозаборная труба; IV—ротор (рабочее колесо, гребной винт); V — спрямляющий аппарат; VI — сопло; VII — перо обыкновенного руля.

Двигатель установлен на катере в комплексе с гидрореактивным движителем, при проектировании которого были взяты за основу чертежи, приведенные в статье А. Н. Павленко и Е. Г. Галкина «Казанка» с гидрореактивным движителем», опубликованной во втором выпуске сборника. Незначительные изменения в размерах и конструкции отдельных деталей движителя, по сравнению с указанными в этой статье, не имеют принципиального характера и вызваны во многом случайными причинами и соображениями Можно использовать приведенные А. Н. Павленко и Е. Г. Галкиным чертежи и без всяких изменений.

В этой статье были приведены чертежи водомета с металлическим водозаборником. Такой водозаборкик любителю изготовить трудно, так как требуется механическая обработка металла на станках и даже литье. Гораздо проще выклеить его из стеклопластика, используя в качестве формы гипсовый болван (см. статью Э. Э. Клосса «Катер-водомет» в пятом выпуске сборника).

К днищу и транцу на болтах и резиновой прокладке крепится водозаборная труба. На входе воды в водозаборник установлены четыре полоски, запрофилированные для улучшения обтекаемости. Водозаборная труба, выклеенная из стеклопластика на основе полиэфирной смолы, имеет толщину стенок 5 мм и толщину фланцев 8 мм. Для герметизации ввода гребного вала к водозаборной трубе приформован дейдвудный сальник с двумя резино-металлическими подшипниками и радиалько-упорным роликовым подшипником № 72205.

Гребной вал изготовлен из стали 40Х и оцинкован. Одним концом вал при помощи эластичной муфты соединяется с маховиком двигателя, на другой насажен трехлопастной ротор (рабочее колесо насоса), изготовленный из латуни при помощи сварки. Диаметр ротора 180 мм; шаг 144 мм; дисковое отношение 0,6.
 

За ротором в сопле установлен спрямляющий аппарат (контрпропеллер), состоящий из обтекателя, в который запрессован резиновый подшипник гребного вала, и пяти лопаток специальной формы сечения. Все лопатки имеют выгиб в сторону, противоположную направлению вращения ротора. Спрямляющий аппарат служит для раскручивания массы воды после ротора, благодаря чему к. п. д. движителя несколько повышается.
 

Спрямляющий аппарат крепится при помощи сварки к соплу, к его внутренней стенке. Сопло делается в виде плавного конуса с небольшой внутренней погибью. Конусность нужна для того, чтобы массы воды сжимались и выбрасывались под большим давлением.

С кормы точно в диаметральной плоскости к соплу на шарнирах подвешено перо обыкновенного руля. Несмотря на малые размеры пера руля, этот вариант управления работает весьма эффективно, а главное — гораздо проще по конструкции и в изготовлении, чем обычно применяющиеся створки.

Для упрощения конструкции я отказался от реверса; при эксплуатации это не вызывает особых затруднений, так как инерция катера невелика.

Гидрореактивный движитель не занимает много места и не затрудняет планировку общего расположения катера, так как расположен в самой корме катера рядом с двигателем.

Несмотря на некоторую сложность изготовления, водометные движители уже в недалеком будущем найдут повсеместное распространение среди любителей водно-моторного спорта и туризма. Опыт использования водометных судов дает основание рекомендовать установку движителей, подобных рассмотренному, на катерах водоизмещением от 300 до 800 кг при диапазоне мощностей от 8 до 18 л. с. Многие любители считали гидрореактивный движитель ненадежным в эксплуатации; другие полагали, что для получения умеренной скорости будет требоваться намного больше мощности, чем при винтовом варианте. Как показала практика, все это не так. Естественно, к изготовлению водометного движителя необходимо отнестить добросовестно, с душой. Все внутренние поверхности должны быть отполированы и изготовлены строго по чертежным размерам. В качестве материала для изготовления ротора, спрямляющего аппарата, сопла и руля, на наш взгляд, лучше применять латунь или нержавеющую сталь. В крайнем случае, можно использовать сталь и алюминиевые сплавы, но они корродируют, а краска на этих деталях не держится, так как ее быстро смывает. Водозаборник проще всего выклеивать из стеклопластика, обеспечивая высокое качество изделия (в частности, не должно быть воздушных раковин).

При самостоятельной постройке водомета будут полезны статьи, помещенные в пятом выпуске сборника «Катера и яхты».
 

В постройке корпуса катера ничего необычного не было. Набор изготовлен из сосны с применением клея ВИАМ-БЗ; обшивка выполнена из водостойкой фанеры. Благодаря применению качественных материалов сечения деталей набора приняты относительно небольшими, и корпус получился достаточно прочным и легким. Обшивка днища, бортов, стенок рубки имеет толщину 5 мм; палуба, крыша рубки и все переборки — 3 мм. Пайолы изготовлены из реек 55X8 мм. Форштевень имеет сечение 40X50 мм. В общем конструкция корпуса типична для катеров водоизмещением до 600 кг.

В настоящее время автор приступил к постройке нового скоростного катера с водометным движителем. В качестве двигателя применен мотор «М-21» от автомобиля «Волга». Расчетная максимальная скорость катера равна 55 км/час.

Н. Ф. Иванов
Журнал КиЯ №7 1966г

Boatportal.ru

logo