.

Вы здесь

Проект катера "Морские сани"

Проект катера "Морские сани"

06.02.2009 Автор: 0 10400

Глиссирующие катера с вогнутыми поперечными сечениями днища обычно называют «морскими санями». Носовые образования таких судов имеют как бы полукруглый тоннель, высота и радиус которого изменяются к корме таким образом, что у транца днище становится почти плоским.

При движении катера воздух, попадающий в тоннель, несколько приподнимает корпус, и, следовательно, скорость при той же мощности возрастает. Морские сани лишены одного из основных недостатков обычных глиссирующих катеров — повышенного брызгообразования и заливаемости. Наличие тоннеля и двух килей уменьшает рысканье при волнении, тогда как обычные остроскулые катера в таких условиях становятся трудноуправляемыми. Улучшается остойчивость. Морские сани легко всходят на волну без зарывания и сильных ударов (благодаря амортизирующим свойствам вогнутых носовых шпангоутов).

Спроектированный катер «Морские сани» предназначен для туризма и буксировки воднолыжников.
 

Основные элементы и характеристики катера
Длина   наибольшая,   м 4,55
Ширина   наибольшая,   м 1,59
Высота борта, м на  миделе 0,64
Высота борта, м у  форштевня 0,75
Водоизмещение   полное,   кг около 670
Осадка    средняя    при    полном    водоизмещении, м 0,15
Вместимость, чел 4
Скорость   хода   с   двумя   подвесными моторами общей мощностью 40 л. с. и одним водителем, км/час около 60

Катер имеет просторный кокпит с двумя передними и двумя задними креслами и съемными пайолами. Широкая носовая часть катера закрыта палубой, на которой размещены носовой рым-рукоятка и швартовная утка. Для защиты пассажиров от брызг и ветра установлены ветровое стекло и комингс. В кормовой части палубы по бортам ставятся две швартовные утки.

Пост дистанционного управления подвесными моторами (или одним мощным подвесным мотором) расположен в носовой части кокпита (штурвал, рукоятки управления газом и реверсом).

Для хранения спасательных нагрудников и другого снабжения используется носовой отсек, отделенный от кокпита переборкой на шп. 4к.

Несмотря на необычность формы корпуса, его конструкция проста в изготовлении. Основными элементами продольного набора корпуса являются два киля с форштевнями, днищевые, скуловые и бортовые стрингеры. Поперечный набор состоит из трех шпангоутов (2к, 6к и 8к), одной переборки (4к), носового и кормового транцев и трех промежуточных (холостых) бимсов (0, 1, 3). Пиломатериалы для постройки катера следует применять только хорошего качества. Для обшивки корпуса используются водостойкая фанера (ФСФ, ФК или ФБА) и сосновые рейки (табл. 1).

При выполнении плазовой разбивки каждый шпангоут и переборку лучше вычерчивать отдельно по таблице плазовых ординат (табл. 2) и прилагаемым чертежам. Форштевни также разбиваются на плазе. При разбивке шпангоутов следует учитывать, что плазовые ординаты днища даны с учетом толщины обшивки. Толщина обшивки тоннеля учитывается, как показано на приведенной схеме. Для построения днищевых образований шпангоутов на теоретическом чертеже пробиты три рыбины. Размеры плазовых ординат рыбин откладываются от точек 1, 2 и 3 по лучам.
 

Общий вид катера.
 

Схема расположения сидений и поста управления в кокпите
Сиденья правого борта не показаны.

Все шпангоутные рамки и переборка выпиливаются из водостойкой фанеры толщиной 6 мм с трапециевидными вырезами в местах прохода продольного набора. Носовой транец (форшпигель) изготовляется из фанеры толщиной 12 мм. Кормовой транец надо сделать из двух слоев фанеры толщиной по 10 мм. Все флортимберсы, топтимберсы, бимсы (кроме холостых) и бруски шпангоутов изготовляются из сосны или ели. Сборка шпангоутов производится на смоляном клею и оцинкованных гвоздях.
 

Форштевни выклеиваются из отдельных сосновых реек в специальном кондукторе (см. рис.), а затем соединяются с резенкилями и килями. Изготовив шпангоуты, бимсы, переборку, транцы и кили с форштевнями, приступают к изготовлению стрингеров и сосновых реек 20 X 25 для обшивки тоннеля, а затем и остальных мелких деталей.

Удобнее всего собирать корпус в положении вверх днищем на специальном стапеле. Проверка положения деталей корпуса при монтаже производится по трем натянутым струнам (одна в ДП и две по линиям килей), расстояние между которыми должно быть выверено особенно строго. Когда все шпангоуты и транцы выставлены, выверены и закреплены, устанавливают продольный набор (начиная с форштевней с килями) и крепят его к поперечному набору при помощи клея и оцинкованных шурупов. Резенкили и бортовые стрингеры соединяются с кормовым транцем кницами и брештуками из фанеры толщиной 10 мм. Малковку продольного и поперечного набора контролируют небольшими рейками, огибая их по обводам корпуса.
 

Обшивку корпуса рекомендуется начинать с установки реек в тоннеле от ДП попеременно на оба борта. Соединение реек обшивки тоннеля со стрингерами и шпангоутами производится смоляным клеем и оцинкованными шурупами, а реек обшивки между собой — клеем и гвоздями. Затем устанавливается фанерная обшивка от линии килей до скуловых стрингеров и по бортам. Крепление фанерной обшивки производится на клее и оцинкованных шурупах.

Когда корпус катера обшит, его следует снять со стапеля, перевернуть, установить промежуточные бимсы, мидельвейс, карленгсы и настелить фанерную палубу. Затем весь корпус катера оклеивается слоем стеклоткани на полиэфирной смоле ПН-3 (район тоннеля — в два слоя). Перед оклейкой все щели и неровности корпуса следует заделать и опилить.
 

 

Учет толщины обшивки днища (тоннеля) при изготовлении поперечного набора:
а — продольный разрез; б — разрез по шп. 1; в — план.
1 — внутренняя линия обшивки; 2 — плазовая линия тоннеля.

Отделка корпуса заключается в шпаклевке, окраске и полировке поверхностей и установке на свинцовых белилах и оцинкованном крепеже фальшкилей, отбойных брусков и привальных брусьев.

Для распаривания фальшкилей перед гибкой по месту их можно поместить в закрытую с одного конца 2-дюймовую трубу, залить водой и подогревать (или просто подавать в трубу пар). Корпус катера шпаклюется нитрошпаклевкой за несколько раз, ошкуривается и окрашивается пентафталевыми красками с последующей полировкой поверхностей.
 


Теоретический чертеж:
а - бок; б — полуширота; в — рыбины; г — построение погиби бимсов; д — корпус; е — контур носовой оконечности
Шпация теоретическая 413 мм; высоты между ВЛ 1,2 и ГВЛ 51 мм; высоты между ВЛ А-Д 76 мм; между батоксами 203 мм.

Пайолы вырезают из фанеры толщиной 10 мм и окрашивают железным суриком. Кресла-сиденья изготовляются из фанеры и губчатой резины.
 


Конструктивные чертежи:
а — продольный разрез;
б — вид на днище; в —
план палубы.
1- верхний бортовой стрингер 30X50;
2)- бортовой стрингер 20X40;
3- мидельвейс 20 X 30;
4 — днищевой стрингер
20X40;
5 — скуловой стрингер 30X50;
6 — резенкиль 25X100;
7 — киль 20X40;
8 — фальшкиль 20X40;
9 -обшивка днища (тоннеля);
10- старнкниця (транцевая кница) 10X100X150;
11 — транец;
12 —карленгс 20x20;
13— бортовая обшивка (фанера d=6);
14— бимс 20X20;
15— носовой транец (форшпигель);
16—пастил палубы (фанера d=8);
17-комингс кокпита (фанера d =8);
18 — верхний привальный
брус 40X40; 13 — стенка носового транца
(фанера d =12);
20 — бимс 30X30;
21 — форштевень;
22 — флортимберс 20X20 (кроме транцев);
23 — шпангоутная рамка (фанера d=6);
24 — обделка свободной кромки шпангоутной рамки (брусок 12X12);
25 — топтимберс 20X20; 26— отбойный брусок 25X25;
27 — полотнище переборки (фанера d=6);
28 — стойка 20X50;
29 — брусок 20X50;
30 — пайол (cлань) фанера d =10; 31 — брусок 20x20;
32 — подмоторная доска 25X150;
33 — горизонтальная кормовая кница (10Х100Х120);
34 — стенка транца (фанера d =10 в 2 слоя);
35 — шуруп А4Х40;
36 — гвоздь 1,6X30;
37 — гвоздь 1X25;
38—шуруп АЗХ18;
39 — холостой бимс (фавера d =10 в 2 слоя) врезается на полтолщины стрингера.


Конструктивные чертежи — поперечные сечения корпуса

 
В. Н. Аладьин
Журнал КиЯ №7 1966г

Boatportal.ru

logo