Вы здесь

Крейсерская яхта «Юг»

Крейсерская яхта «Юг»

27.01.2009 Автор: 0 11645
Facebook Twitter Google+ Pinterest

М.  Е. Пономарев
Журнал КиЯ №5 1965г
 

 

Автором спроектирована и в 1962 г, построена стальная яхта, предназначенная для крейсерских плаваний по открытым водохранилищам и озерам, а также вблизи морских берегов. Обводы корпуса яхты — типа «шарпи» со срезанной скулой. Все ветви шпангоутов параллельны, благодаря чему листы наружной обшивки имеют погибь только в одном продольном направлении. Это позволяет изготовить обшивку из любого листового материала— стали, легкого сплава, фанеры, пластика и т. п.

Отсутствие узких оконечностей делает все подпалубное пространство от носа до кормы пригодным для жилья, легко доступным при ремонте, осмотре и покраске.

Узкий, с низко расположенным грузом плавниковый киль обеспечивает хорошую остойчивость и поворотливость, а наличие плавника-стабилизатора в корме, перед рулем, — устойчивость на курсе. Высокий борт и ложкообразная носовая часть с достаточным заострением улучшают всхожесть на волну и делают яхту «сухой» и мореходной.

Яхта имеет надстройку по всей длине палубы. Комингсы надстройки являются продолжением верхней части бортов, благодаря чему палуба и внутренние помещения получились достаточно просторными. При прогулочных выходах на яхте удается разместить до 12 человек.

Кривые статической остойчивости и кренящих моментов рассчитаны по методу, предложенному Н. В. Григорьевым (см. его статью в третьем выпуске).

Корпус по длине разделен четырьмя переборками на пять отсеков.
 

Теоретический чертеж яхты «Юг»

Диаграмма остойчивости яхты «Юг».
Кренящий момент М в зависимости от силы ветра в баллах и парусности S (м2)

В просторном форпике размещаются цепной ящик, место для хранения парусов, шкафчики для посуды и отсеки для запасов продуктов. Между форпиком и кают-компанией — два шкафа (по одному с каждого борта), образованные двумя полупереборками, отделяющими каюту от форпика. В нижней части между этими двумя переборками выделено место для аккумулятора, инструмента и запчастей.

Носовой сдвижной люк предназначен для выхода из средней каюты на бак. В свежую погоду из него удобно рифить грот и помогать уборке передних корпусов. Второй люк и дверцы ведут из каюты в кокпит.

Кокпит — самоотливной (две трубы выведены через киль), с широкими банками. Он расположен в средней части яхты, ближе к корме; такая планировка позвопяет более равномерно загружать яхту. Под банками кокпита расположены два спальных места с доступом из каюты. С кормы кокпит ограничен переборкой, выгораживающей кормовую каюту — ахтерпик со входным сдвижным люком.

Подпалубное пространство и каюты освещаются глухими иллюминаторами, изготовленными из оргстекла толщиной 4 мм. Два иллюминатора освещают форпик, шесть — кают-компанию, два — «гробы» под банками кокпита и шесть — ахтерпик. Кают-компания, кроме того, освещается четырьмя иллюминаторами, расположенными в комингсах входного люка и дающими круговой обзор при управлении яхтой из кают-компании.

Под дном кокпита расположен вспомогательный мотор «СМ-255-Л» (или «СМ-557-Л»), а над ним в кокпите — канистры с бензиновой смесью и расходный бачок.
 

ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ И КОЭФФИЦИЕНТЫ ЯХТЫ

Длина наибольшая, м 8,68
Длина по КВЛ1, м 7,42
Ширина наибольшая, м 2,32
Ширина по КВЛ1, м 2,10
Осадка, м 1,27
Высота надводного борта на миделе, м 0,92
Высота каюты, м 1,45
Площадь мидель-шпангоута по КВЛ1, м2 0.875
Площадь по КВЛ1, м2 1,075
Площадь по погруженной части ДП, м2 5,38
Смоченная поверхность, м2 18,12
Площадь руля, м2 0,73
Площадь парусов, м2 33,2
Вес корпуса, кг 1485
Вес балласта (включая плавник и руль ниже КВЛ1), кг 1310
Вес вооружения, кг 90
Вес снабжения (включая мотор), кг 227
Водоизмещение, кг 3100

Проводка штуртросов выполнена таким образом, что в различных местах яхты имеются четыре поста управления; при этом два из них находятся внутри кают и ими можно пользоваться при плохой погоде. При выходе из строя штуртросов румпель можно поставить на головку баллера. В кают-компании яхты за столиком свободно размещается 11 человек. Во время походов на палубу яхты можно брать надувную лодку с подвесным мотором «Чайка», которая удобно размещается на юте. Подвесной мотор может быть навешен и на транец яхты (на кронштейне). Под подвесным мотором на спокойной воде скорость яхты составляет до 5 км/час. При этом расход бензина около 0,3 л на 1 км пройденного расстояния.

Для уменьшения нагрева яхты в жаркую погоду комингсы надстройки, палуба и кокпит выполнены из дерева, а металлический надводный борт изнутри обшит фанерой и окрашен (снаружи) в белый цвет; благодаря этому температура воздуха внутри яхты не выше, чем на деревянных судах.

Обшивка днища и скулы, а также флоры изготовлены из стали толщиной 3 мм; обшивка борта имеет толщину 2 мм. Киль, фальшкиль и кормовой плавник сварены из листов толщиной 6 мм. Шпангоуты, бимсы и стрингеры изготовлены из угольника 25X25X3, а форштевень — 40X40X4. Комингсы надстройки набраны из сосновых реек 20X37, палуба — из реек 17x37, под-палубный набор и обвязка люков — из дуба. Фальшкиль заполнен металлоломом и залит цементом; кормовой плавник заполнен бетоном.
 


Конструктивный мидепь-шпангоут

1— угольник 25Х25X3; 2 — лист 6-3; 3 — угольник 20X20X3; 4 — кница с фланцем. 8-3; 5 — шпангоут — дуб 22X25; 6—буртик — тавр 30 X 35 X 3, 7 — деревянная обшивка верхней части борта и бортовая часть палубы; 8 — стрингер» угольник 45 X 28 X 3; 9 — стальная наружная обшивка d= 3.

Корпус может быть выполнен и с обшивкой из бакелизированной фанеры (d=7 мм) на стальном наборе. При этом обшивка должна крепиться к шпангоутам оцинкованными заклепками или винтами, а сечение угольников шпангоутов должно быть увеличено до 25X42X3.

Вооружение яхты — бермудский шлюп с топовым стакселем. Основная парусность 33,2 м2 (грот 17,2 и стаксель 16,0 м2). При слабом ветре ставится стаксель площадью 23,7 м2, а при свежем — 9,3 м2 с рейком (управляется через систему блоков и погон одним стаксель-шкотом).

Для постройки такой яхты необходим хороший непротекающий навес (лучше — отапливаемое помещение), под которым можно подвесить тали (3 т) для постановки корпуса на фальшкиль, а после изготовления — на кильблок. Можно использовать и автокран. Из специализированного оборудования потребуются электросварочный трансформатор и бензорез.
 

Яхта «Юг» и ее тузик у берега.

Желательно, чтобы в числе энтузиастов-строителей были люди, владеющие специальностями электросварщика, газорезчика, столяра.

Яхта «Юг» была построена всего за 6 месяцев (не считая пошивки парусов): заложена она была 5 мая, спущена на воду 28 октября, 30 октября была вооружена, а 6 и 7 ноября — уже бороздила воды Клязьминского водохранилища (в это время на воде не было ни одной яхты, а на берегах лежал первый снег). В 1963 г. на ней был совершен первый небольшой поход

Москва — Углич — Москва по каналам, водохранилищам и Волге. При этом яхта как крейсерское судно показала хорошие результаты, и при парусности 26,5 м2 ни разу даже при самых сильных ветрах рифиться не пришлось.

 

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo