а—на ноке гика; б — для оттяжки гика; в — для пятки гика; г — для крепления штагов и вант; д — планка для
спинакер-гика (2 шт.).
Оковки изготовить из нержавеющей стали или латуни толщиной 1,5—2 мм.
При выборе цвета наружной окраски следует помнить, что краски с темным пигментом (черные, темно-коричневые или темно-зеленые) малопригодны. Такие краски на солнце способствуют сильному нагреву древесины, в которой из-за этого появляются трещины и усадка. Лучше применять краски светлых тонов, которые хорошо отражают тепловые лучи. Очень хорошо отражает лучи поверхность, покрытая «серебрянкой» — алюминиевым порошком, разведенным на ацетоне и нитролаке. Эту краску часто применяют как грунт под нитроглифталевые и другие красители с целью предохранения корпуса от перегрева на солнце.
Для защиты скулы, киля и кормового плавника от повреждений к ним прикрепляют шурупами металлические полосы. Рым с кольцами, закрепленный на форшпигеле, является важной деталью, так как за него крепится носовой фалинь и производится буксировка швертбота. Положение рыма строго определено и не должно изменяться при постройке. Если рым перенести выше, швертбот будет заливаться волной при буксировке.
Вант- и штаг-путенсы изготовляются из латуни толщиной 6 мм; обушок для крепления гика-шкота — из двухмиллиметровой латуни. Ходовой конец гика-шкота пропускается через кип, закрепленный на транце.
Ручки для переноски швертбота, утки и степс мачты изготовляются из дуба или березы. Шверт изготовляют из твердого дерева или водостойкой фанеры. Чтобы деревянный шверт на поворотах не всплывал и не высовывался из колодца, его удерживают резиновой петлей, закрепленной к колодцу. Резиновую петлю откидывают на сторону, когда шверт необходимо поднять. Кромки шверта заостряются для улучшения обтекаемости. Перо руля лучше сделать из дюраля, чтобы оно на ходу не всплывало. Рулевые петли к корпусу крепятся болтами диаметром 5—6 мм.
Если не найдется подходящего сплошного дерева, мачту можно изготовить из двух еловых досок, склеенных казеиновым клеем. Вдоль мачты и гика привинчивают дюралевый или латунный рельс сечением 14X2, по которому будут ходить ползуны, пришитые к парусу. Спинакер-гик имеет круглое сечение. В его торцы забивают крючки из проволоки для крепления к мачте. Металлические детали для крепления такелажа к мачте вырезаются из латуни или нержавеющей стали толщиной 1,5—2 мм.
Ванты и штаг, раскрепляющие мачту, изготовляют из стальной оцинкованной проволоки диаметром 3 мм. Фалы и шкоты могут быть сделаны из бельевой веревки диаметром 8—10 мм.
Стаксель-шкоты проводят через соответствующие отверстия в вант-путенсах: применение блоков для их проводки —
запрещено правилами класса. Ванты набиваются пеньковыми талрепами, поскольку применение металлических винтовых талрепов также запрещено. В случае опрокидывания швертбота, когда паруса намокнут, можно быстро перерезать веревочные талрепы и освободить корпус от мачты; без мачты швертбот легко возвращается в нормальное положение. По этим же соображениям паруса крепят к мачте и гику посредством ползунов и рельса, а не в ликпазе, как обычно на яхтах. При таком способе крепления даже в случае переворачивания намокшие паруса легко отделяются от рангоута, а не заедают в разбухшем ликпазе.
Для шитья грота и стакселя рекомендуется применять хлопчатобумажные ткани типа мадаполама, бязи или перкали. Для спинакера необходима более легкая ткань — батист или шифон. Ткань для парусов должна быть гладкой, легкой, плотной и прочной. От качества парусной ткани во многом зависят ходовые качества яхты.
Парусное вооружение и отдельные детали оборудования.
а — грот на рангоуте; б — общий вид швертбота с парусами: в — проводка гика-шкота; г—тент; д—стаксель; е — половина спинакера (АЕС—средняя линия); ж—стропы для откренивания на карленгсах; з — строп для откренивания на киле.
/ — фаловая доска {максимальный размер 102 измеряется под прямым углом к мачте); 2 — лат-карман; 3 — рифы; 4 — боут; 5 —ползунки; б — кип па транце; 7—гика-шкот; 8 — блок на ноке гика; 9 — планка для крепления конца гика-шкота.
Паруса можно скроить и пошить самостоятельно, пользуясь указаниями мастера спорта Д. Н. Коровельского (см. его статью в третьем выпуске сборника). Фаловая дощечка грота по правилам класса С должна иметь размеры сторон не более 100 мм. Латы должны быть очень гибкими и тонкими: их толщина у внутреннего конца 1 мм, у внешнего — 3 мм. На паруса должны быть нашиты соответствующие боуты и ликтросы; на гроте и спинакере по задним шкаторинам должны быть заделаны булини. На передней и нижней шкаторинах грота должны быть закреплены ползуны для крепления паруса к рельсам на мачте и гике. Ползуны изготовляются из латуни толщиной 1 мм. Спинакер сшивается из двух одинаковых частей; фальшвов на нем делать не надо.
На готовые грот и спинакер с обеих сторон нашивают изготовленные из тонкой черной материи буквы, цифры и эмблему класса. Высота знаков 305 мм. Эмблема класса —(буква «С») располагается над, а цифры порядкового номера яхты под буквами «SR» (обозначение страны — СССР).
Чтобы повысить влагоустойчивость парусов, их полезно подвергнуть специальной пропитке — аппретизации с последующей сушкой и проглаживанием утюгом. Водоотталкивающий аппрет можно сделать из мыльной эмульсии парафина с последующим закреплением солями алюминия (или алюминия и меди). Чтобы пригото!вить состав, необходимо нарезать мелкими кусочками 160 г хозяйственного мыла и положить их в посуду с водой. Мыло растворяется в горячей воде при температуре 70 С. Одновременно в отдельном сосуде нужно расплавить 40 г парафина и влить его в приготовленную мыльную воду. Вес эмульсии доводится до 1 кг добавлением, при непрерывном помешивании, горячей воды.
Для пропитки парусов необходимо 1 кг готовой эмульсии развести в 3 л воды. Требующееся количество раствора зависит от площади обрабатываемой ткани. Ткань опускают в раствор, нагретый до 70 С, и выдерживают в нем 30— 60 мин., после чего равномерно отжимают.
Выжатую ткань необходимо дополнительно обработать (закрепить) в другом составе, который так же легко приготовить. 100 г алюминиево-калиевых квасцов растворяют в 1 л воды. Сюда же добавляется сода, которая нейтрализует серную кислоту, всегда содержащуюся в квасцах. Количество прибавляемой соды контролируют лакмусовой бумажкой, пока раствор не станет нейтральным.
Подогревать этот состав не нужно. Ткань выдерживают в нем около часа, потом отжимают, промывают сначала теплой, а затем холодной водой.
Можно использовать для пропитки парусов и другой состав. В 1 л воды растворяется 60 г уксуснокислого свинца. В таком же количестве воды, но в другом сосуде, растворяют 60 г сернокислого алюминия. Оба раствора смешивают, дают смеси отстояться и фильтруют.
Пропитку ткани нужно производить в широкой эмалированной или оцинкованной посуде в течение нескольких часов. Затем, не отжимая, ткань вешают на просушку. Во время просушки паруса гидрат окиси алюминия разлагается, вода и остатки уксусной кислоты улетучиваются, а на ткани образуется нерастворимая окись алюминия.
В этом составе вместо уксуснокислого свинца можно использовать уксуснокислый кальций. В этом случае на 34 вес. ч. сернокислого алюминия берется 48 вес. ч. уксуснокислого кальция.
Для завершения постройки швертбота остается изготовить предметы снабжения и несколько приспособлений, которые будут полезны при эксплуатации яхты. В комплект снабжения «Юнги» нужно включить два весла (гребки), стойку (сектор) для поддержки гика, спасательные жилеты, парусиновый тент, отливные средства и носовой фалинь.
На днище швертбота у кормовой переборки полезно сделать завинчивающуюся спускную пробку для выпуска из кокпита воды при подъеме швертбота на берег.
Хранить «Юнгу» нужно на берегу, лучше—в специальном станке. Во время хранения вентиляционные отверстия в переборках и водоотливное отверстие в днище должны быть открыты.
Полезно через гик перебросить тент (палатку), который защитит швертбот от солнца и дождя. Гик служит опорой
для тента, при этом его свободный конец следует на стоянках опирать на специальную стойку. Стойка гика вставляется через скобу на бимсе кормовой переборки и упирается нижним концом в резенкиль. Тент можно использовать и в качестве палатки во время походов; его нужно обязательно сшить из брезента.
При сильном ветре швертбот приходится откренивать. Чтобы облегчить эту тяжелую работу, на «Юнге» закрепляют специальные стропы по карленгсам и на киле. Стропы делают из парусинового шланга и крепят болтами. Мягкие парусиновые стропы не режут ноги при откренивании и дают удобную опору телу.