Вы здесь

Разборная лодка «Ладога М1А»

Разборная лодка «Ладога М1А»

25.01.2009 Автор: 0 629
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Это — четырехсекционная одиночка, отличающаяся от других одиночек комплекта «Ладога» наилучшей ходкостью. При гребле лицом вперед удобна для охоты с одновременной ловлей рыбы на дорожку. Практически лодки такого типа уже давно  используются  для  прибрежного  плавания  на Ладожском  озере,  на  многих  озерах  и градской     области,     Карелии,     Литвы. Вес - 10—15   кг.

Для серийного изготовления лодок и организации работы поточным методом необходимо изготовить точный, жесткий кондуктор (или даже несколько их). При любительской постройке в комнатных условиях можно обойтись и без кондуктора.
Из двух скрепленных между собой кусков фанеры выпиливаются внутренние переборки точно по очертаниям каждого Шпангоута. На каждую переборку на водостойком клею (ВИАМ Б, МФ17, казеиновый и т. п.) с запрессовкой мелкими гвоздями ставятся обделочные шпангоутные рамки (по периметру). Затем переборки устанавливаются на столе днищевой частью вверх так, чтобы расстояния между ними были равны длине секций. Таким образом сами переборки будут выполнять роль кондуктора. Фанерная обшивка толщиной 2—3 мм изгибается непосредственно по переборкам и крепится к ним на том же клею с запрессовкой по всему периметру  шпангоута  шурупами  с  шагом  около  20  мм.

Чтобы после сборки лодки оконечности имели подъем на 40—50 мм от основной линии, переборки между I и II, а также между III и IV секциями надо поставить с соответствующим  небольшим  наклоном  к  середине лодки.

На днище ставятся (на клею) наружные стрингеры, предохраняющие дно и трос; шурупы нужно ставить только на концах стрингеров для закрепления их к шпангоутам. Наружные привальные брусья прикрепляются по концам — к шпангоутам сквозными болтиками, а по всей длине — к обшивке гвоздиками или шурупчиками изнутри лодки. Форштевень должен быть скреплен (изнутри лодки) с 1 -м шпангоутом. Перед обшивкой носовой секции нужно сначала подогнать по месту шаблон из картона, а затем по нему фанеру.

Форштевень трапециевидного сечения (высота 25; основания—нижнее 40, верхнее 15 мм) может быть натесным или склеенным из нескольких полос фанеры. Шпангоуты, имеющие сечение всего 10X15, также могут быть изготовлены или из склеенных полос фанеры или из прямых сосновых реек со скуловыми вставками (скуловыми кницами) на усовом или ином соединении, выпиленными из доски той же толщины, что и рейка. Для изготовления шпангоутов нужен шаблон.

 

«Ладога М1А».

а —вид   сбоку,   план    и    поперечное  сечение;   б — откидная    скоба-защелка   на   транце  для   натяжения  троса;  в — весло;  г — лодка в  сложенном виде.
1 — швартовное кольцо (рым) из троса в шланге; 2— наружная накладка на форштевне (гнутая рейка 15Х10 с острым передним углом); 3 - стяжной трос; 4 - носовая палуба с лючком на резиновой прокладке" 5 —привальный брус; 6 —переборка между II и III секциями; переборки между III и IV секциями имеют высоту 220 мм, а переборки между I и II секциями доходят до верхнего края привальных брусьев Для укрепления верхних кромок переборок на клею с запрессовкой гвоздями ставятся полоски фонеры ЗХ10 шпангоут (обделка переборки); 5 — наружные днищевые стрингеры-рейки 15X10; 9 — направляющие кольца из стальной полосы толщиной 1—2 мм. (10 шт.): 10 — подуключина передвижная с уключиной и зажимным винтом; 11 —рыбины в виде съемных решеток из реек 25x10. объединенных снизу полоской фанеры; 12 — подвесная передвижная банка с металлическими зацепами (проволока d=5 мм) и башмаками для ножек съемной спинки; ; 13 —транец (фанера d=3) с накладками из деревянных планок 10X40 в местах крепления оснований натяжных  защелок;   14 —натяжная  защелка   (3  шт.).

Привальные брусья из сосновых реек 15X25 на стыках имеют шточно-трубчатые соединения либо взаимодействующие шипы и гнезда с оковкой алюминиевой полоской. Шточно-трубчатое соединение устроено так. Концы привальных брусьев одной секции — штоки — выступают за плоскость стыка на 60 мм и окованы полоской жести. При сборке они вставляются в трубки прямоугольного сечения (наружный размер 15X25), согнутые из миллиметровой стальной полосы. Трубки не выступают за плоскость стыка; они крепятся к шпангоуту сквозным болтиком и к привальному брусу своей секции.

Ручки натяжных защелок изгибаются (штампуются) из стали толщиной 2 мм. Угол вращения ручки должен быть не менее 180°. Центральная стойка защелки, привариваемая к основанию, должна иметь толщину не менее 4 мм. В случае затруднений с изготовлением натяжных защелок их можно заменить натяжными болтами, изображенными на чертежах модели М2Б и других.

Трос диаметром 1,5—2 мм продевается через отверстие в нижней транцевой натяжной защелке в ДП; оба его конца проходят затем через одно направляющее кольцо на дне IV секции (на стыке с III секцией) и такое же кольцо на I секции; после этого каждый конец продевается через нижнее отверстие на форштевне, направляется вверх, проходит через верхнее отверстие у швартовного рыма и поворачивает в корму, охватывая нос и проходя через верхние направляющие кольца на I и IV секциях. Концы троса закрепляются на верхних транцевых защелках любым способом, допускающим регулировку его длины. Трос должен быть отрегулирован так, чтобы при откинутых ручках защелок средние секции свободно вставлялись между концевыми, а при закрытых защелках все секции плотно прижимались одна к другой. Равномерность натяжения достигается благодаря свободному скольжению  троса  на всем  его протяжении.

Подвижные подуключины — деревянные с оковкой на верхней части и зажимным винтом, стягивающим обе щеки. Паз в наружной щеке, выполненный точно по сечению привального бруса, обеспечивает установку подуключины в любом районе борта. Уключины свободно вращаются в под-уключинах и снимаются вместе с ними. Во избежание потери на стержень уключины ставится стопорное кольцо или шплинт. Распашные весла с манжетами и кольцами из резины или кожи, препятствующими проскальзыванию весла через уключину, хорошо себя зарекомендовали.

Окраска лодки масляной краской с предварительной грунтовкой горячей олифой обязательна, если обшивка сделана из неводостойкой фанеры. Водостойкую фанеру достаточно покрыть лаком. Кстати, можно изготовить лодку и с металлической обшивкой, но она очень «гремит», чем и вызывает  недовольство   рыбаков   и   охотников.

Журнал КиЯ №4 1965г
 

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo