Вы здесь

Малая крейсерская яхта «Юность»

Малая крейсерская яхта «Юность»

22.01.2009 Автор: 0 11689
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Малая крейсерская яхта «Юность» предназначена для дальних спортивных плаваний, туризма и подготовки яхтенных матросов и рулевых. Основной район плавания — крупные искусственные водохранилища типа Рыбинского или Куйбышевского морей. Яхта может быть применена также для прибрежного плавания по Черному, Каспийскому, Балтийскому и Белому морям.

Яхта спроектирована и построена группой инженеров в г. Дубна Московской области. Спущена на воду в июле 1961 г. В июле-августе на яхте «Юность» проведено успешное плавание по Рыбинскому водохранилищу. Онежскому и Ладожскому озерам и Финскому заливу (до Кронштадта). В навигацию 1962 г. яхта прошла по Волге от Московского водохранилища до г. Калинина, а затем до г. Горького и пересекла при этом Рыбинское и Горьковское водохранилища. Оба похода прошли безаварийно.

При проектировании яхты был использован технический проект ЦЛСИ (Центральной лаборатории спортивного инвентаря), значительно измененный в части увеличения размеров, усиления набора, общего расположения и вооружения.
 

Основные элементы и характеристики яхты «Юность»
 
Длина   наибольшая,   м 8,34
Длина по  КВЛ, м 6,56
Ширина   наибольшая,   м 2,16
Осадка   по   КВЛ,   м 1,42
Осадка в   грузу,   м 1,48
Высота   борта   в   носу,   м 1,03
Высота   борта в   корме,   м 0,68
Площадь   парусности   обмерная м2 24,5
Водоизмещение   при   осадке   по   КВЛ,   т 2,00
Грузоподъемность,   кг 850
Вес   фальшкиля,   кг 675
Высота мачты (от уровня ватервейсов), м 9,90
Яхта   килевая   с   подводной   частью   корпуса,   выполненной в    виде    обтекаемого    плавника.    Корпус    имеет    достаточно острые  обводы;   коэффициент  общей   полноты   d = 0,12;   относительная   длина  LВЛ/D1/3 =5,10.   Форма   корпуса   обеспечивает хорошую остойчивость, достаточное боковое сопротивление и ходкость яхты на волне. Шпангоуты — угловатой формы, с криволинейными ветвями.

Построение обводов корпуса на плазе осуществляется с помощью специального лекала-шаблона и четырех вспомогательных линий, как показано на рисунке. Совместив точку А, нанесенную на лекало-шаблон, со вспомогательной линией I и перемещая лекало-шаблон вдоль этой линии, получаем очертания борта в носу. Обводы борта в получим, совместив точку А со вспомогательной IV. Аналогично получаем обводы днища в носу и в совмещая точку В со вспомогательными линиями II (линия скулы) и III.

Принятые обводы корпуса улучшают внешний вид судна, скрадывают «ящикообразность», которая свойственна многим яхтам с обводами типа шарпи. В то же время сохраняются все преимущества обводов типа шарпи: простота постройки и большой объем внутренних помещений.

Яхта имеет относительно высокий борт, что также обеспечивает увеличение объема жилого пространства и в значительной мере упрощает планировку каюты. Вместе с тем наличие высокого борта в сочетании с хорошей остойчивостью, герметически задраивающимися люками небольших размеров и самоотливным кокпитом обусловливает высокие мореходные качества яхты.

Материал корпуса — дерево. Киль, дейдвуд, форштевень, транец, скуловые стрингеры, фальшборты и шпангоуты изготовлены из дуба. Из дуба выполнены также некоторые другие элементы конструкции: битенг, румпель, отдельные кницы, подпалубные подушки, усиленные бимсы и полубимсы, детали внутренней отделки. Обшивка (рейка 17Х Х35) и палубный настил (доска толщиной 14 мм) — сосновые. Широко применена авиационная фанера, из которой сделаны переборки, шкафы, крышки люков, слани, стенки и дно кокпита и т. п. Основные шпангоуты — натесные, дополнительные— гнутые. Обшивка выполнена вгладь из реек. Шпация по основным шпангоутам 653 мм, но между основными шпангоутами поставлены дополнительные (по три на шпацию равномерно). Обшивка крепится к основным шпангоутам стальными оцинкованными шурупами 5X45, а к дополнительным — медными заклепками 3,5 мм. Поясья обшивки поставлены на клей ВИАМ-БЗ и сшиты между собой стальными оцинкованными гвоздями 2,5X60 с шагом 163 мм.
 

Подготовка яхты "Юность к навигации"


 
Палубный настил пришит к бимсам гвоздями; пазы залиты специальным клеем на основе смолы ВИАМ-Б. Приводим рецепт этого клея: на 100 частей (по весу) смолы ВИАМ-БЗ — по 15 частей фурфурола и древесной муки, 8 частей дибутилфталата и 5 частей смеси соляной кислоты с этиловым спиртом в пропорции 2: 1.

Палубы покрыты равендуком — тканью АОД, приклеенной нитроклеем.

Дейдвуд и плавник руля набраны из дубовых брусьев, склеенных клеем ВИАМ-БЗ. Фальшкиль выполнен в виде сварной коробки из нержавеющей стали, наполненной балластом — стальным ломом с цементом. Дейдвуд и фальшкиль крепятся к килю и усиленным флорам шестью сквозными болтами. Три болта диаметром 30 мм выполнены из нержавеющей стали, два болта диаметром 20 мм и один диаметром 12 мм — из латуни. Коробка фальшкиля, кроме того, прикреплена к дейдвуду шурупами.

Перекладка руля осуществляется румпелем. Перо руля обтекаемой формы изготовлено из дуба, баллер — стальной диаметром 24 мм. Румпель — поворотный в вертикальной плоскости; в поднятом положении он может служить сектором для гика.

Кокпит размерами 1300X540 мм (глубина 400 мм) самоотливной; диаметр водоотливных труб (2 шт.) — 30 мм.

Яхта вооружена бермудским шлюпом. В комплект парусов входят: грот, трисель, стаксель № 1 (основной), стаксель № 2 (штормовой), генуэзский стаксель и спинакер. Для взятия рифов на гроте имеется патентриф с храповым механизмом. Паруса пошиты из парусины арт. 4246 (вес 1 м2 равен 290 г); ликтрос пеньковый.

Рангоут (клееный, пустотелый) изготовлен из сосны. Мачта складывающаяся. Основание мачты — прямоугольного сечения, а собственно мачта — каплевидного. Гик имеет овальное сечение. Мачта и гик имеют ликпазы.

Стоячий такелаж выполнен из стального оцинкованного троса и состоит из трех пар вант, ромбовант, штага, ахтерштага и бакштагов. Гика-шкот проведен в шесть лопарей через систему блоков, укрепленных на бугеле гика, на погоне и на вертлюге в кокпите. Стаксель-шкоты проведены в ординар и выбираются при помощи лебедок. Фалы и топенант выполнены из стального троса; ходовые концы наращены капроновым тросом.

На    яхте    имеется     леерное     ограждение,    состоящее     из трубчатой   сварной   леерной   рамы   на   носу, по   бортам   и   съемных   капроновых  лееров   с натягивания.

На яхте «Юность» установлен вспомогательный четырехтактный подвесной мотор мощностью 12 л. с. при 1050 об/мин. Диаметр гребного винта 350 мм. Двигатель установлен в специальном моторном колодце в ахтерпике, что является особенностью яхты. Мотор укреплен в колодце жестко; управление яхтой при плавании под мотором осуществляется рулем. Наличие колодца делает более удобным управление мотором,   улучшает   его   сохранность   и   внешний   вид   яхты.

При плавании под парусами сцепление винта с валом мотора выключается и винт свободно вращается вхолостую, создавая   лишь   незначительное   дополнительное   сопротивление движению яхты. Конструкция с подвесным мотором в колодце на корме имеет некоторые преимущества и перед стационарной двигательной установкой: исключены затруднения, связанные с размещением двигателя в жилок части каюты и выводом гребного вала; двигатель может быть легко снят при постановке яхты на зимнее хранение или при длительной стоянке. Максимальная скорость яхты под мотором 8 узлов; крейсерская скорость 5,5 узлов. Конструкция моторного колодца позволяет легко приспособить его под установку любого подвесного мотора. В ахтерпике оборудованы  места   под  емкости   с   топливом.   Запас   топлива 120 л.

Яхта   оборудована   навигационными   огнями   и   внутренним освещением. В качестве источника электроэнергии использован аккумулятор АО-50 емкостью 50 а-ч, установленный в форпике. Подзарядка осуществляется через специально сконструированный бортовой выпрямитель от городской сети 220 и 127 в переменного тока. Напряжение в бортовой электросети 24 в, мощность ламп 5—10 вт. Осветительные лампы заключены в плафоны. Тумблеры включения навигационных огней и ламп освещения сосредоточены на пульте штурмана, где размещены также некоторые приборы (часы, барометр и т. п.).

При проектировании и постройке яхты большое внимание было уделено планировке и обеспечению максимальных бытовых удобств. Форпик и ахтерпик отделены от жилого помещения водонепроницаемыми переборками. На яхте четыре постоянных спальных места: две койки-дивана размещены в носовой части каюты и две койки ограничены стенками кокпита. На койках — мягкие тюфяки толщиной 30 мм из губчатой резины, обшитые парусиной и заключенные в павиноловые чехлы. Тюфяки и койки выполнены в виде отдельных секций (по 3 секции на каждую койку). Это обеспечивает быстрый и легкий доступ к любой части подкоечного пространства. Постели на день убираются в подкоечные рундуки.

В рубке имеются два шкафа для выходной одежды и личных вещей четырех человек. Над койками укреплены мягкие багажные сетки для одежды и карманы для мелких предметов (часов, очков и т. д.).

На камбузе применена стандартная туристская газовая плита с одной горелкой, помещенная в специальную ванну, которая подвешена на кардане с двумя осями вращения. Наличие ванны с крышкой обеспечивает хорошую теплоизоляцию и значительно ускоряет приготовление пищи. Кардан с газовой плиткой размещен под камбузным столом. Запас газа для камбуза (10 стандартных баллонов емкостью по 1,4 л) достаточен для приготовления горячей пищи команде из четырех человек в течение 20 дней. Баллоны хранятся в специальных гнездах в форпике. Над камбузным столом размещен   шкаф   для   посуды   и   текущего   запаса   провизии.
 

Яхта "Юность" у причала Ленинградского яхт-клуба.

К мачте прикреплен стол, который может быть установлен на любой высоте, а в случае необходимости—поднят к потолку рубки. Большинство элементов внутренней планировки каюты выполнено разборными и легкосъемными: пайолы и койки сделаны в виде мелких секций (длиной в одну шпацию); столы — салонный, штурманский и камбузный — могут быть сняты без применения инструмента; камбуз, ящики   шкафа,   полки,   багажные   сетки   и   т.   д. — все   может быть легко снято и убрано перед постановкой яхты на зимнее хранение. Это значительно облегчает ремонт яхты и   обеспечивает   свободный   доступ    к   обшивке   изнутри.

Яхта снабжена якорем Данфорта весом 15 кг, запасным якорем весом 6 кг и цепью калибра 7 мм длиной 50 м. Якоря, размещенные в специальных креплениях на баке, отдаются и поднимаются вручную. Швартовка яхты осуществляется за битенг, установленный на баке, и кормовые швартовные утки. Якорцепь и швартовы проводятся через киповые планки, установленные на носу, в вырезах фальшбортов и на корме.
 


 

Теоретический чертеж яхты, схема построения обводов с помощью лекала-шаблона и вспомогательных линий I, II, III, IV, и чертеж лекала-шаблона.
 

Чертежи общего расположения.

Сечения:  а — по  мотору;  б — по  кокпиту; в — по  камбузу;   г — по   форпику;  д — по форпюку;   е — по  шкафам.

1 — форпик; 2 — цепной ящик; 3 — гальюн; 4 — камбуз; 5 — кокпит; 6 — топливный бак; 7 — подвесной мотор; 8 — люк для подвесного мотора; 9 — люки в ахтерпик; 10— кормовые спальные места; 11 — вход в рубку; 12 — шкафы; 13 —носовые спальные места; 14 — стол; 15 — форлюк; 16 — бак с водой; 17 — аккумулятор; 18 — баллоны с газом; 19 — штурманский стол; 20 — пульт штурмана; 21 — преобразователь; 22 — компас; 23 — съемная банка; 24 — вентиляторы; 25 — сетки  для   хранения   одежды;   26 — осветительный   плафон; 27 — кладовая.

Конструктивные   чертежи.

1 — форштевень; дуб, 100Х100; 2 — киль; дуб, высота 77; 3 — основной шпангоут 50X20, дуб; 4 — дополнительные шпангоуты 25X25, дуб; 5 — скуловой стрингер 44X74, сосна; 6 — привальный брус 27X85, сосна; 7 - флор; толщина 70, дуб; 5 — флор; толщина 25 мм, дуб; 9 — буртик 40X40,   дуб;    10 — баллер,   сталь  24  мм; 11 — шпигат  30  мм.

Яхта укомплектована спасательно-разъездной надувной лодкой на 5 человек. Наполнение лодки осуществляется ручным насосом и занимает 20—30 мин.; в аварийных случаях наполнение производится углекислым газом от баллона за 2—3 мин. На борту имеются комплект спасательных жилетов по числу членов экипажа и один спасательный круг. Для откачки воды из трюма установлена ручная помпа со шлангом.

Запас пресной воды хранится в двух баках общей емкостью 80 л, сваренных из алюминиевого сплава и размещенных под носовыми койками. Запас провизии размещен в специальных рундуках под кормовыми койками. Запасы пресной воды и провизии обеспечивают автономность плавания 7 суток.

На яхте оборудован штурманский уголок со столом, ящиком для карт, ячейками для навигационных инструментов и полкой для книг. В комплект навигационного оборудования входят: путевой компас, прокладочный инструмент, анемометр, барометр и часы (на пульте штурмана), туманный горн, флаг-отмашка, флаги семафорные, лот, бинокль, мегафон. Компас с карданным подвесом размещен под светлым люком перед кокпитом.

Входной люк на яхте выполнен сдвижным. Запасной (аварийный) люк служит световым. Для доступа в ахтерпик в палубе вырезаны четыре малых люка. Моторный колодец закрывается двухстворчатой крышкой. В таранной переборке для доступа в форпик прорезан лаз, закрываемый герметичной крышкой. Вентиляция помещений естественная, осуществляемая через три палубные головки. В качестве гальюна применено выносное ведро со штертом, которое устанавливается в специальном ящике.

Для приема широковещательных радиопрограмм на яхте установлен серийный радиоприемник «Минск» на семи транзисторах с батарейным питанием.

В состав шкиперского снабжения входят: футшток длиной 5 м и отпорный крюк (размещенные на палубе в специальных креплениях), конец швартовный, якорь плавучий, кранцы и ведра парусиновые (2 шт.) с концами. Бортовой инструмент, принадлежности и запасные части к двигателю размещены в ахтерпике.

В процессе эксплуатации яхта «Юность» показала высокие качества.

Представление о ходкости яхты дает следующий пример. Плавая в Финском заливе, яхта вступила в гонку с яхтой класса   «Дракон»,   При   силе   ветра   около   5   баллов   и   курсе бакштаг обе яхты прошли отрезок 20—25 миль. Парусность была полная, а примерно на середине дистанции сначала на «Драконе», а затем и на «Юности» были подняты спинакеры. Гонка продолжалась в течение 3 часов. «Юность» проиграла «Дракону» примерно 1 милю. Это — неплохой результат, если учесть, что «Юность» пришла на Балтику издалека, т. е. была снаряжена и оборудована всем необходимым для дальнего плавания. Правда, на «Драконе» было 5 человек экипажа, а на «Юности» только 2 человека, но зато крейсер имел на борту неработающий мотор.

По своим лавировочным качествам яхта, конечно, уступает гоночным килевым яхтам. Дрейф «Юности» на острых курсах значителен, что объясняется ее высокообортностью. Кроме того, при сильном ветре (4 балла и более) на острых курсах начинает сказываться некоторый избыток парусности: крен увеличивается, ход уменьшается, появляется склонность к приведению. Уменьшение площади парусности с помощью патентрифа выправляет положение, однако тенденция приводиться свидетельствует, очевидно, о необходимости несколько сместить вперед центр парусности. Конструктивно такая возможность предусмотрена: степс имеет несколько отверстий для стопорного болта мачты.

Мореходные качества яхты достаточно высоки, что подтверждается опытом плаваний в Финском заливе, на Ладожском озере и Рыбинском море в штормовую погоду. В Финском заливе при ветре 8 баллов яхта несла штормовое вооружение, сохраняя способность лавировать, и практически не заливалась. В Ладожском озере «Юность» удовлетворительно шла при силе ветра 6—7 баллов. В Рыбинском море при силе ветра 7 баллов яхта прошла курсом бакштаг под штормовым вооружением около 50 миль со скоростью 8 узлов.

Двухлетняя эксплуатация яхты в основном подтвердила целесообразность планировки каюты, правильность и полноту подбора снаряжения и оборудования, а также высокие качества последних. Планировка каюты обеспечивает удобное размещение членов экипажа, оборудования, личных вещей, провизии, пресной воды и т. д. Однако теперь представляется более целесообразным разместить шкафы для вещей членов экипажа в носовой части каюты, освободив наиболее высокую и широкую часть рубки для размещения диванов  и стола.

В условиях мелководных внутренних водоемов, где в основном и проходит эксплуатация яхты, подход ее к берегам затруднен большой осадкой. В этих случаях выручает надувная резиновая лодка, которой приходится часто пользоваться для сообщения с берегом, а также для рыбной ловли на мелководье. В сложенном виде лодка занимает немного места и свободно укладывается под кокпитом. В некоторых случаях надувная лодка может буксироваться за яхтой, что позволяет экономить время на подготовку лодки.

Отлично действует газовая плита. Карданный подвес с двумя осями вращения позволяет готовить пищу на ходу почти при любой погоде. Наличие специальной ванны с крышкой также оправдало себя; чайник емкостью 2,5 л закипает за 15—20 мин.
 

Е.   Г.   Кошелев,   Г.   А.   Грибов
Журнал КиЯ №2 1964г
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo