.

Вы здесь

Cкладная плоскодонка

Cкладная плоскодонка

07.11.2008 Автор: 0 11476

Двухместную рыбацкую лодку-плоскодонку конструкции Г. И. Селиванова может изготовить любой любитель-рыболов. Она проста в изготовлении, легко и быстро собирается и разбирается, складывается в гармошку со всеми внутренними деталями, занимает мало места. Ее можно транспортировать на любой легковой машине на багажнике сверху или внутри салона при откидывании переднего сиденья для пассажира. Вес лодки зависит от толщины доски и каркаса надстройки. В данной конструкции лодка весит 12 кг. Для удобства гребли весла можно переставлять в гнездах.

Две боковые доски, желательно без сучков, простругивают и формируют под размер, как показано на основном чертеже общего вида (рис. 1).

Рис. 1. Общий вид лодки-плоскодонки конструкции Г.И. Селиванова: 1 - доска боковая (2 шт.- левая и правая); 2 - брезент (2,5 м2); 3 - доска фанерная распорная (2 шт.); 4 - доска распорная для сиденья (2 шт.); 5 - доска промежуточная; 6 - рейки распорные для ног (6 шт.); 7 - весла (2 шт.); 8 - дюбель для фиксации (2 шт.); 9 - уголок (60x20x2, 4 шт.); 10 -шуруп 05x10 (12 шт.); 11 - дюбель (4 шт.)

 По торцевому нижнему контуру на эти две боковые доски (рис. 2) прибивают брезент (рис. 3, а) гвоздями, желательно мебельными или толевыми с большой шляпкой, с частотой 50 мм. Места прибивки брезента к доске тщательно гудронят расплавленным битумом (марки 5) с двух сторон по шву, чтобы не просачивалась вода. Сам брезент с наружной и внутренней стороны пропитывают олифой, потом после просушки красят любой по цвету масляной краской.

Рис. 2. Позиция 1:1- доска боковая (2000x350 S = 15 мм, 2 шт- правая и левая); 2- наконечники деревянные (1000x50 S = = 15 мм, 4 шт.); 3 - трубка металлическая (08x50 мм, 6 шт.); 4 - брусок (15x15 мм 1= 100 мм, 8 шт.); 5- брусок (15x15 мм I = 290 мм, 8 шт.); 6 - брусок (15x15 мм I = 1300 мм, 4 шт.)

Рис. 3. Позиции 2 (а) и 3 (б): 1 - фанера (970x290 S = 5 мм); - брусок (15x15 мм ! = 970 мм, 2 шт.)

Бумагу к оклейке каркаса подготавливают так: положи ленту на кусок полиэтилена или клеенки, ее глянцевую сто рону смачивают теплой водой с помощью широкой плоско кисти. Глянцевая сторона должна стать равномерно влажной а обратная (матовая) - чуть заметно сырой. Увлажненную бумажную ленту укладывают на каркас, аккуратно смазанный казеиновым клеем. Наклеивать первый слой, намазывая его прямо по бумаге, нельзя, так как после этого он не будет впитывать изнутри корпуса олифу и грунт. Второй и последующие слои бумаги наклеивают, смазывая клеем <матовую (сухую) сторону увлажненной ленты. Ленты укладываются вперехлест с перекрытием в 1-2 см на сторону. Последний слой бумаги следует наклеивать очень аккуратно, не пачка клеем наружную поверхность: на нее будет наклеиватьс ткань нитроклеем или нитролаком, который к казеину при стает плохо. К штевням и привальному брусу бумагу прифор мовывают пальцами, делая разрывы в тех местах, где обра зуются складки и морщины. Эта работа требует известного навыка, поэтому желательно сначала попрактиковаться на каком-нибудь кусочке древесины соответствующей формы.

Число бумажных слоев определяется размерами корпуса, конструкцией каркаса и качеством бумаги, а также назначением лодки. В среднем при одном наружном слое ткани достаточно 5-6 слоев. На днище для прочности следует наклеить в промежутке между диагональными лентами еще 1-2 слоя продольных лент, кромка на кромку, тщательно заглаживая их стыки пальцами. Иногда с этой же целью между слоями бумаги вклеивают дополнительно слой тонкой, прочной ткани. Всю работу можно выполнить за один или за два приема, предварительно хорошо просушив первые слои. После сушки полностью оклеенный корпус (за счет усадки бумаги) становится гладким и очень жестким.
Перед оклейкой тканью корпус зачищают наждачной бумагой и грунтуют. Для этого следует применять грунты марки 138 или АГ-2 - к ним хорошо пристает нитролак, которым будет наклеиваться ткань.

После просушки лодку оснащают вспомогательными разборными конструктивными деталями. На боковые доски, с внутренней стороны, набивают направляющие бруски 15x15 мм (рис. 2, дет. 4, 5, 6). Доски распорные (рис. 3, б) изготавливают из фанеры, обитой сверху брусочками для жесткости. Распорные доски легко вставляются в вертикальные направляющие брусочки (рис. 2, дет. 5) и распирают по бортам лодку. Сверху на распорные доски накладывают сиденья (рис. 4), которые фиксируются уголками.

 

Рис. 4. Позиция 4: 1 - доска распорная для сидения (S = = 15 мм); 2 - уголок из металла (60x20x2 мм, 2 шт.); 3 - шурупы (05x10, 6 шт.)

Для удобства сидения (одному человеку) вдоль лодки кладут продольную доску (рис. 5, а), которую фиксируют двумя дюбелями, свободно проходящими в отверстия.

Рис. 5 Позиции 5 (а) и 6 (б)

Конструкцию весел и замка на веслах можно делать по усмотрению самого мастера (рис. 6). В данном случае замок вставляют свободно в отверстия трубок, вмонтированных в борт в трех местах для удобства. Дощечки под ноги (рис. 5, б) свободно вставляют в горизонтальные нижние направляющие брусочки 15х 15 мм (рис. 9, дет. 6). Лодку закрепляют на воде к какому-либо якорю при помощи бечевки, которую привязывают к специальному дюбелю в борту. Таким образом, лодка готова к рыбной ловле.

Рис. 6. Позиция 7: 1 - замок; 2 - петля (06 мм); 3 - ручка деревянная (030 мм I = 1020 мм); 4 - болте гайкой (М6х25 мм); 5 - лопасть (300x200x100 S = 5 мм); 6 - шуруп (05x10 мм, 3 шт.)

Boatportal.ru

logo