Вы здесь

Теоретический чертеж судна

Теоретический чертеж судна

02.07.2016 Автор: 0 588
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Для наглядного представления о наружных очертаниях (обводах) корпуса принято условно изображать его в трех взаимно перпендикулярных плоскостях (рис. 1).


Рис.1. Основные плоскости корпуса судна

ДП      - диаметральная плоскость;
ОП       - основная плоскость;

  -  плоскость мидель-шпангоута;

ОЛ      - основная линия.

Диаметральная плоскость (ДП) - продольно-вертикальная плоскость, делящая судно на две симметричные части: левую и правую. Изображение судна в этой плоскости называется боком.

Плоскость мидель-шпангоута (миделя) - поперечно-вертикальная плоскость, проходящая через середину судна. Обозначается значком Изображение судна в этой плоскости называется корпусом.

Основная плоскость (ОП) - горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса судна в плоскости мидель-шпангоута. Изображение судна в этой плоскости называется полуширотой.

Основная линия (ОЛ) - линия пересечения основной и диаметральной плоскостей судна.
Каждая из секущих плоскостей, пересекаясь с корпусом, образует некоторую линию. В результате пересечения корпуса судна плоскостями, параллельными ДП, образуется боковая проекция (бок). Линии сечения на боке называются батоксами. Аналогично получаются и две другие проекции: корпус и полуширота. На первой линии сечения называются ватерлиниями, на второй -шпангоутами. Теоретический чертеж дополняется таблицами плаэоеых ординат, зная которые, всегда можно вычертить его, а также детали набора корпуса в натуральную величину для их изготовления. К главным размерениям судна относятся длина, ширина, высота борта и осадка (рис. 2).

Рис. 2. Главные размерения судна: а) без постоянно выступающих частей; б) с постоянно выступающими частями; в) в поперечных сечениях корпуса.

Длина наибольшая (Lнб) - расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носа и кормы судна без учета выступающих частей.

Длина габаритная (Lгб) - максимальная длина судна с учетом выступающих частей.

Длина конструктивная (Lквл) - длина, измеренная между носовым и кормовым перпендикулярами конструктивной ватерлинии. При этом конструктивная ватерлиния (КВЛ) - ватерлиния, принятая за основу построения теоретического чертежа и соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судна.

Ширина наибольшая (Внб) - расстояние по КВЛ, измеренное в самой широкой части судна без учета выступающий частей.

Ширина габаритная (Bгб) - максимальная ширина судна с учетом выступающих частей, например привальных брусьев.

Ширина на мидвль-шпангоутв (В) - расстояние по КВЛ в самой широкой части судна.

Высота борта (Н) - вертикальное расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте между внутренними поверхностями верхней палубы (у борта) и горизонтального киля.

Осадка (Т) - вертикальное расстояние, измеренное от КВЛ до нижней кромки киля в месте наибольшего углубления судна. Различают также осадку носом (Тн) и кормой (Tк). Разность между ними называется дифферентом Δ:

Δ = Тк - Тн (дифферент на корму), Δ = Тн - Тк( (дифферент на нос).

Средняя осадка судна равна полусумме осадок носом и кормой:

Форму корпуса характеризуют также соотношения главных размерений. Например, отношением UB определяется ходкость судна. Чем больше эта величина у водоизмещающего судна, тем оно быстроходнее. Для быстроходных катеров отношение длины к ширине находится в пределах 2.3 - 3,2, для катеров с умеренными скоростями 3,6 - 5,0, а для тихоходных 3,3 - 4,2. Отношение L/T характеризует управляемость судна, отношение В/Н - остойчивость судна.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo