Вы здесь

Стабилизатор напряжения для подвесных моторов

Стабилизатор напряжения для подвесных моторов

14.05.2013 Автор: 0 10683
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Ю. В. Беляцкий «Катера и яхты» №2 (72) март-апрель 1978г

 

Стабилизатор напряжения для подвесных моторов

 

Большинство отечествен­ных моторов комплектуется магдино, имеющим генераторные катушки для питания бортовой сети, однако ни один из них (кроме моделей с элек­трозапуском) пока не имеет выпрямителя, чтобы можно было, зарядив аккумулятор, пользоваться освеще­нием или питать электроприборы.

Оснащение мотора только выпря­мителем еще не решает проблемы энергопитания. Дело в том, что переменная ЭДС, наводимая магнитами маховика в генераторных катушках, находится в прямой зависимости от частоты - вращения маховика: при большой частоте напряжение больше, при малой — меньше. При этом, если включены потреби гели небольшой мощности (например, только ходовые огни), перенапряжение может достигнуть величины, значительно превы­шающей рабочее напряжение применяемых ламп, и они перегорят.

stab1

Принципиальная схема стабилизатора. Блок выпрямителя в сборе.

Резисторы: RI-R4 — типа МЛТ; R5 — переменный проволочный. Конденсаторы: С1, С2 — электролитические любого типа: СЗ — типа K-5U-6. Транзисторы: 77 — П210, П214, П217, П4 с любым индексом; Т2 — МП35/М38; ТЗ —МП39 /МП42Б. Диоды: Д1-Д4(Д303/Д305); Д5, Д6 — Д226 или Д7 с любыми индексами; Д7 — KC156. КС 168 Д808, Д814А; Д8—Д808, Д814А.

 stab2

Для устранения указанного недо­статка я использовал выпрямитель со стабилизатором напряжения.

Применение стабилизатора дает возможность получать постоянное напряжение, не зависящее ни от потребляемой электрической мощности, ни от частоты вращения коленчатого вала. При необходимости, например при регулировке зарядного тока ак­кумулятора, в небольших пределах стабилизированное напряжение мож­но регулировать.

Принципиальная схема устройства состоит из силового выпрямителя, собранного на диодах Д1-Д4, сгла­живающего конденсатора СЗ, вспомо­гательного выпрямителя Д5, Д4 с конденсаторами С1 и С2 (необходи­мого для снижения сопротивления транзистора Т1 при снижении напря­жения на генераторных катушках) и стабилизатора, собранного на транзи­сторах Т1, Т2 и ТЗ, диодах Д7, Д8, .постоянных резисторах R1-R4 и пе­ременном резисторе R5 для регули­рования выходного напряжения ста­билизатора.

Конструкция блока стабилизатора состоит из четырех основных дета­лей, на которых смонтированы ком­поненты электрической схемы — стой­ки силовых диодов, радиатора тран­зистора Т1, печатной платы и лице­вой панели.

Печатную плату лучше всего из­готовить из двухстороннего фольгированного текстолита, с тем чтобы выводы деталей запаивать с двух сторон - для улучшения виброзащи­щенности. Транзистор Т1 устанавли­вается на радиаторе 4 через фторо­пластовую или слюдяную прокладку и крепится текстолитовой планкой 3. Радиатор и стойка силовых диодов с вставленной между ними печатной платой стягиваются шпильками 2. Печатная плата при этом фиксиру­ется распорными втулками 5 и 7. Конденсатор СЗ вставляется в отвер­стие печатной платы и зажимается между радиатором и стойкой через резиновые прокладки. Собранный блок укрепляется на передней пане­ли 8, на которой установлены разъ­ем 9 (использован от мотора «Heri-тун-23») и переменный резистор R5. Блок стабилизатора может быть за­крыт кожухом, в котором для обес­печения циркуляции воздуха для охлаждения транзистора Т1 и сило­вых диодов необходимо просверлить несколько отверстий.

stab4

Детали блока (нумерация соответствует схеме блока).

stab5

Печатная плата.

Налаживание стабилизатора, пра­вильно собранного из доброкаче­ственных элементов, несложно. Необходимо добиться, чтобы у подклю­ченного к генераторным катушкам ра­ботающего мотора при отключенных потребителях напряжение в точке «а» было в 2 раза выше, чем в точке «б». При подключенных к стабилизатору потребителях (можно использовать эквивалент нагрузки — резистор сопротивлением 4 Ом с мощностью рас­сеяния 15—20 Вт) резистором R5 устанавливается необходимое рабо­чее напряжение на выходе от 5 до 15 В. На этом регулировка заканчи­вается.

Зарядный ток аккумулятора контролируется амперметром со шкалой до 3—5 А и также может быть отре­гулирован резистором R5.

Для улучшения охлаждения и уменьшения вибрации стабилизатор лучше установить не на поддоне мотора, а в лодке.

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo