Вы здесь

Колеса вместо весел?

Колеса вместо весел?

18.04.2013 Автор: 0 12455
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Уже сообщалось о нехитром приспособлении, превра­щающем лодку «Спортиак» в вод­ный велосипед. В Центральной лабо­ратории новых видов спасательной техники ОСВОДа РСФСР разработа­но аналогичное устройство—греб­ные колеса с педальным приводом для серийных байдарок, обеспечива­ющие одновременно и возможность перевозки лодки по грунту.

Колеса собраны каждое из трех стандартных лопастей весел «Салю­та», втулки и обода диаметром 0,95 м из дюралевой трубки; при движении по суше лопасти играют роль спиц. Устройство съемное. Бортовые крон­штейны, оснащенные шариковыми подшипниками, крепятся винтами прямо к деревянным продольным фальшбортам байдарки. Применены шатуны и педали от дорожного ве­лосипеда.

Колеса установлены в районе ми­дель-шпангоута, чтобы было удобно работать педалями с заднего сиденья байдарки; привод руля, естес­твенно, сделан ручным.

Как показали замеры, упор, раз­виваемый гребными колесами с приводом от педалей, на 3—4 кгс больше, чем при работе веслами, а глав­ное— его колебания не превышают 25%, тогда как при работе веслами упор имеет ярко выраженный цикли­ческий характер (время одного цик­ла около 1,2 с) с неизбежными па­дениями до нуля  между гребками.

kolesa1

Ходовые испытания байдарки «Салют» с педальным приводом.

Подобные движители могут найти применение на легких прогулочных и даже туристских лодках, полное водоизмещение которых не превы­шает 250 кг.

На скоростях до 20 км/ч гребное колесо благодаря увеличению пло­щади гидравлического сечения движителя, по сравнению с гребным винтом, оказывается выгодным и при использовании двигателей мощ­ностью 0,3—1,2 л. с.

kolesa2

Упор на швартовах при кратковременной (не более 30 с) работе одного человека на байдарке.

1 — педальный привод на гребные колеса с тремя фиксированными лопастями от весел «Салюта» на каждом при числе оборотов 30 об/мин; 2—нормальная гребля стандартным байдарочным веслом.

Так, лодочный подвесной электромотор «Снеток» с гребным винтом диаметром 120 мм развивает упор на швартовах 3,2 кгс. В сочетании с описываемым колесным движителем, установленным за кормой, этот мотор будет весить не 6,5, а около 10 кг, зато тяга на швартовах возрастет до 12—15 кгс. Причем появляется еще и возможность использовать лодку с колесами в качестве самоходной тележки для движения к месту спуска на воду. Наконец, для привода гребного колеса на легкой лодке с успехом можно применить и велосипедный двигатель «Д-6», стоимость которого в три раза меньше, чем лодочного мотора той же мощности. Гребное колесо в сочетании с «Д-6» обеспечит упор около 30 кгс; легкая лодка сможет преодолевать мелководья, илистые и заболоченные участки водоемов.

Гребное колесо позволяет провести ряд интересных экспериментов и может оказаться вполне подходящим движителем для некоторых типов малых судов.

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo