.

Вы здесь

Каноэ весло

Каноэ весло

04.04.2013 Автор: 0 11541

И. П. Бахтин «Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г

 

Каноэ весло

 

Каноэ — это и тип гребной лодки, и неразрывно связанный с ним специфический способ гребли, мало знакомый нашим туристам-вод­никам. Поэтому, говоря о лодке, со­вершенно необходимо хотя бы коротко сказать и о веслах, которыми сле­дует на ней грести.

Сразу же оговорим, что следует различать так называемые «народ­ные» — прогулочно-туристские и охотничье-рыболовные каноэ и чисто спортивные каноэ. Рассмотрим рабо­ту весла на народном каноэ.

Наиболее показателен случай, когда гребет один человек, сидящий на кормовой байке. Он опускает весло практически вертикально, погру­жает его на глубину примерно 2/3 высоты лопасти и энергично проводит вдоль борта к корме. Так как гребок производится с одного борта, возни­кает момент сил, отклоняющий нос движущейся лодки в сторону проти­воположного борта. Для компенсации этого момента в конце гребка прихо­дится разворачивать лопасть весла на 90 (лопасть становится парал­лельно диаметральной плоскости каноэ) и делать «отвод» — легкий до­полнительный гребок от борта, что­бы форштевень возвратился в исход­ное положение и каноэ сохраняло прямолинейно» движение.

veslo1

Эскизы весел для каноэ: а — весло с «прямоугольной» лопастью по ре­комендации Ю.А.Чеботарева (размеры Эля большего варианта даны в скобках); б — весло с овальной ло­пастью, более удобное для условий туристского похода.

Совершенно ясно, что при одном и том же усилии гребка отклоняю­щий момент и непроизводительные затраты сил на отводы будут возра­стать при увеличении плеча момента, т. е. отстояния весла от ДП лодки. Стремлением всемерно уменьшить это плечо отклоняющего момента и рысканье лодки продиктованы такие черты классического каноэ, как боль­шая относительная длина лодки, су­жение корпуса в районе работы вес­лом и завал бортов внутрь, ограни­чивающий перемещения гребца по ширине лодки. Другими словами, грести будет легко только на правильно по­строенном — «настоящем» каноэ и при грамотно сделанном весле, соот­ветствующем росту и силам гребца. Подчеркнем, весло должно обеспе­чивать высокий к. п. д. гребли при наименьших затратах энергии, быть легким, удобным для выполнения не только основного гребка, но и отво­да и управления поворотом лодки. Чтобы легче было контролировать положение лопасти и разворачивать ее, чтобы эффективнее использова­лась «верхняя» рука, которой гребец держит конец весла, на весле для ка­ноэ обязательно делают поперечину-рукоятку (обычно скругленную, без острых кромок). Кроме того, настоя­щее весло для каноэ должно быть «бесшумным», прочным (чтобы мож­но было, скажем, оттолкнуться от камня или сван); в то же время нуж­на и определенная его гибкость, обес­печивающая эластичную передачу усилия на мышцы.

В статье Ю. А. Чеботарева («КЯ» № 27, 1970 г.), посвященной описанию разборного каноэ, приве­ден чертеж весла с большой прямо­угольной лопастью. Хотя и есть упо­минание, что грести такими веслами легко, я бы советовал несколько уменьшить площадь лопасти и изме­нить ее форму. Реальным условиям туристского плавания по засоренным лесным рекам лучше всего соответ­ствует классическая веретенообраз­ная форма, при которой скругленная лопасть плавно сужается книзу и кверху, но наибольшая ширина замет­но смещена от середины вверх. В этом случае центр сопротивления ее располагается высоко, т.е. ближе к ручке, а это уменьшает время хо­лостого хода гребка и делает маховой момент более интенсивным — гре­сти легче; снижаются потери энергии на вихреобразование. Такую лопасть легче сделать прочной настолько, что веслом можно будет отталкиваться на мелководье. Плавный переход ло­пасти в веретено облегчает извлечение весла из воды, когда приходится преодолевать участки, поросшие во­дорослями.

Поскольку высота лопасти (погру­жение весла) обычно изменяется ма­ло, получается, что главное значение приобретает правильный выбор ши­рины лопасти. От ширины зависит гидравлическое сечение движителя — рабочая площадь лопасти, обуслов­ливающая величину полезного упора, двигающего лодку. При слишком большой ширине лопасти со стороны «холостой» — нерабочей — ее поверх­ности образуется весьма значительное разрежение, снижающее эффектив­ность гребка. Слишком узкое весло не обеспечивает полной нагрузки гребцу; чтобы получить нужную ско­рость, приходится грести чаще.

Общая высота весла зависит от роста гребца и определяется так: при нормальном погружении лопасти рукоятка-поперечнна весла должна на­ходиться примерно на уровне плеча гребца, сидящего на банке. Обычно она колеблется в пределах 1400— 1600 мм.

Привожу эскиз весла, испытанно­го в работе на каноэ как в условиях порожистых рек и мелководья, так и на глубоких открытых водоемах.

Несколько советов по изготовле­нию такого весла. Наиболее целесо­образно делать его не цельным, а составным — из трех частей, применяя водостойкий клей. Лучшим материа­лом будет мелко- и прямослойная ель; рукоятку надо вырезать из твердых пород — клена, бука, ясеня. Кромки лопасти тщательно отшкуренного вес­ла надо промазать защитным слоем эпоксидной смолы; после отвержде­ния смолы все весло следует загрун­товать горячей олифой, а затем по­крыть двумя слоями масляного лака (хорошо — копалового) или масля­ной краски, хорошо просушив про­межуточный слой. Нитролак или нит­рокраска мало пригодны, так как не­прочны.

Весло для спортивного каноэ су­щественно отличается по форме и, в частности, обычно не имеет сужения книзу и достигает в ширину 220 мм. Поскольку в конце гребка при оди­ночной гребле необходимо делать от­воды, советую исключить эту непро­изводительную фазу гребка, приме­нив весло со слегка (на 4—5°) «за­крученной» лопастью. Как показы­вает простейший расчет, при закрут­ке — развороте лопасти на 4° непро­изводительные затраты усилия греб­ка не превышают 7%, зато устраняются потери времени на фазу от­вода и гребцу не приходится тратить усилие на его вы­полнение. Делать весло с разворотом лопасти для народного каноэ, на мой взгляд, нецелесообразно: будет слож­нее управлять лодкой.

Раздел: 

Boatportal.ru

logo