.

Вы здесь

Лаг по старым «чертежам»

Лаг по старым «чертежам»

02.04.2013 Автор: 0 10324

Д. Сельцовский «Катера и яхты» №5 (69) сентябрь-октябрь 1977г

 

Лаг по старым «чертежам»

 

В плавании на «Драконе» по Азовскому морю мы пользовались лагом, устройство которого пред­ложено в книге Мархая (1-е из­дание). К моему удивлению, лаг вызывал повышенный интерес всех, кто видел его у нас.

В качестве лаглиня применя­лась обыкновенная рыболовная леска. Поплавок из пенопласта. Такой лаг можно изготовить в плавания из подручных материа­лов. Катушку нетрудно выстру­гать из пенопласта. Измерения производятся из кокпита с навет­ренного борта. Предварительно отмотав полметра линя и зажав катушку пальцем, поплавок за­брасывают, как удочку, за борт. Когда линь натянется, отпускают катушку. Следует надеть на руку строп, ибо уже при скорости в 4—5 узлов, когда лаглинь смота­ется до конца, рывок достаточно силен, чтобы вырвать катушку из рук, если зазеваться. Время от спуска до рывка замеряют секун­домером. И в ночное время для измерения более ничего не требу­ется. Скорость определяется по табличке. Иногда с интерполяцией.

На 100-мильных переходах вне видимости берегов из Бердянска в Керчь и из Темрюка в Жданов лаг дал вполне удовлетворитель­ные результаты. Берег мы увиде­ли, когда ожидали.

К недостаткам лага можно от­нести то, что разматывается линь за несколько секунд, а смотать 19 м лески с поплавком на конце— занятие не из приятных. Сра­зу повторить измерение желаю­щих не находилось. Но предлагае­мая конструкция представляет широкое поле для «изобретений».

Кто-то, например, увеличит диаметр катушки или сделает ла­гом... обычный спиннинг. Можно и вовсе отказаться от «механики». В этом случае рабочая часть лаг­линя— 18,5 м ограничивается марками из флахдуха. Для опре­деления скорости лаглинь змейкой укладывают на корме и кренят за что-либо его коренной конец. За­тем поплавок бросают за борт, придерживая лаглинь. Когда лаг­линь опущен и первый флахдух минует кромку кормы, включают секундомер. Останавливают се­кундомер с проходом через кром­ку кормы второго флахдуха. Вы­бирая лаглинь, его сразу же вновь укладывают змейкой, что позволяет быстро повторить за­мер. Табличку определения скоро­сти удобнее нанести прямо на по­плавок — она всегда будет перед глазами. Лаглинь для такого лага лучше всего сделать из синтети­ческого эластичного юзеня, кото­рый почти не запутывается и не «пружинят», как леска.

Чем выше борт яхты, тем длин­нее следует делать отрезок лагли­ня между поплавком и первым флахдухом.

lag1

Устройство лага.

1 — ручка (от напильника); 2, 6 — шайбы; 3 — катушка с лаглинем; 4 — ось, пру­ток диаметр 3 — 4; 5—гайка; 7 — стержень диаметр 2 — 3 с кольцом; 8 — строп; 9 —попла­вок из пенопласта; 10 — противовес.

 lag2

Длина лаглиня  18,5 м + 0,5 м для установки его в рабочее положение.

По отклонению лаглиня можно измерять угол дрейфа. Для этого мы с обоих бортов на палубе параллельно ДП прочертили каран­дашом линии и с помощью транс­портира определяли угол дрейфа. Но нужен некоторый опыт, чтобы углы дрейфа определять близко к истинным.

Раздел: 

Boatportal.ru

logo