Вы здесь

Водомет из хозяйственного насоса

Водомет из хозяйственного насоса

28.03.2013 Автор: 0 12198
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Л. Г. Малхасян «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.

 

Водомет из хозяйственного насоса

 

Иного лет путешествуя по рекам и озерам нашего европейского Севера на байдарке под парусом, веслами или подвесным мотором, я убедился, что движитель должен быть таким, которому не страшны ни топляки, ни коряги, ни заросли тра­вы, так часто встречающиеся на ма­лых речках. Поэтому на построенную из пенопласта байдарку «Афродита» я решил установить стационарный во­дометный движитель.

И здесь мое внимание привлек насос ЦБН-2, продающийся в мага­зинах хозяйственных товаров. Это центробежный насос для воды с при­водом от бензомотора мотопилы «Дружба». При мощности 4 л. с. весь агрегат весит всего 9 кг. Конструкция бензопилы, рассчитанная на работу в самых тяжелых условиях, надежна, испытана временем; цена — вполне доступная —130 руб. И к тому же, насколько мне известно, такого еще не было — «водомет» из насоса для поливки огородов! Это соображение немало способствовало принятию окончательного решения — насос был куплен.

В первую навигацию я установил его на байдарку почти без переде­лок. Были изготовлены только водозаборная решетка, напорный водо­вод и шпильки для крепления насоса к днищу. После обкатки двигателя «Афродита» вышла в Ладожское озе­ро. Выявились достоинства и недо­статки конструкции.

Недостатки — в основном недора­ботки— касались движительного уст­ройства. Во-первых, тяга оказалась ниже предполагаемой по расчету — скорость байдарки была 6—7 км/ч. Во-вторых, мотор с воздушным охлаждением на полном газу перегре­вался. Неприятными были также по­вышенная шумность и задымленность в байдарке при попутном вет­ре. Причина малого упора была най­дена — мотор недогружен, паспорт­ную производительность 10 м3/ч он обеспечивает, а вот 2 атмосфер не дает — нет подпора. Импровизиро­ванное сопло-наконечник было тут же сделано из деревянного клина и закреплено на конце напорной трубы при помощи штифтов. Ско­рость сразу же увеличилась до 9 км/ч.

К следующему сезону водомет был значительно модернизирован и приобрел вид, представленный на рисунке. Выхлопные газы по трубо­проводу, расположенному внутри напорной трубы, через эжектор выбрасываются в забортную воду. Та­кая система, как показали испытания, позволяет сильно уменьшить шум при работе двигателя, практически ликвидировать дым при выхлопе и, видимо, увеличить мощность двига­теля за счет улучшения продувки ци­линдра.

С цилиндра снято оребрение и заменено рубашкой водяного охлаж­дения. Охлаждающая вода отбирается из напорной трубы, поступает в рубашку охлаждения, а оттуда по отводящей трубке через глазок, рас­положенный на корпусе насоса, в водозаборник. Площадь сечения кольцевого сопла (между выпускной трубой и водоводом), которым за­канчивается напорная труба — 1,5 см2. При таком сечении сопла движитель развивает тягу 11 кг при 4500 об/мин, что позволяет «Афродите» с четырь­мя пассажирами развивать скорость около 10 км/ч.

 vodomet21

Конструкция водяного охлаждения двигателя.

1—прокладка, паронит; 2—верхний фланец, дюралюминий; 3 —рубашка охлажде­ния, дюралюминий; 4—подводящий патру­бок; 5 — шпилька М5; 6 — прокладка, паронит; 7—переходная гайка М6ХМ5; 8 — отводящий патрубок.

 vodomet22

Общий вид водомета из агрегата ЦБН-2.

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo