Л. Г. Малхасян «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г.
Водомет из хозяйственного насоса
Иного лет путешествуя по рекам и озерам нашего европейского Севера на байдарке под парусом, веслами или подвесным мотором, я убедился, что движитель должен быть таким, которому не страшны ни топляки, ни коряги, ни заросли травы, так часто встречающиеся на малых речках. Поэтому на построенную из пенопласта байдарку «Афродита» я решил установить стационарный водометный движитель.
И здесь мое внимание привлек насос ЦБН-2, продающийся в магазинах хозяйственных товаров. Это центробежный насос для воды с приводом от бензомотора мотопилы «Дружба». При мощности 4 л. с. весь агрегат весит всего 9 кг. Конструкция бензопилы, рассчитанная на работу в самых тяжелых условиях, надежна, испытана временем; цена — вполне доступная —130 руб. И к тому же, насколько мне известно, такого еще не было — «водомет» из насоса для поливки огородов! Это соображение немало способствовало принятию окончательного решения — насос был куплен.
В первую навигацию я установил его на байдарку почти без переделок. Были изготовлены только водозаборная решетка, напорный водовод и шпильки для крепления насоса к днищу. После обкатки двигателя «Афродита» вышла в Ладожское озеро. Выявились достоинства и недостатки конструкции.
Недостатки — в основном недоработки— касались движительного устройства. Во-первых, тяга оказалась ниже предполагаемой по расчету — скорость байдарки была 6—7 км/ч. Во-вторых, мотор с воздушным охлаждением на полном газу перегревался. Неприятными были также повышенная шумность и задымленность в байдарке при попутном ветре. Причина малого упора была найдена — мотор недогружен, паспортную производительность 10 м3/ч он обеспечивает, а вот 2 атмосфер не дает — нет подпора. Импровизированное сопло-наконечник было тут же сделано из деревянного клина и закреплено на конце напорной трубы при помощи штифтов. Скорость сразу же увеличилась до 9 км/ч.
К следующему сезону водомет был значительно модернизирован и приобрел вид, представленный на рисунке. Выхлопные газы по трубопроводу, расположенному внутри напорной трубы, через эжектор выбрасываются в забортную воду. Такая система, как показали испытания, позволяет сильно уменьшить шум при работе двигателя, практически ликвидировать дым при выхлопе и, видимо, увеличить мощность двигателя за счет улучшения продувки цилиндра.
С цилиндра снято оребрение и заменено рубашкой водяного охлаждения. Охлаждающая вода отбирается из напорной трубы, поступает в рубашку охлаждения, а оттуда по отводящей трубке через глазок, расположенный на корпусе насоса, в водозаборник. Площадь сечения кольцевого сопла (между выпускной трубой и водоводом), которым заканчивается напорная труба — 1,5 см2. При таком сечении сопла движитель развивает тягу 11 кг при 4500 об/мин, что позволяет «Афродите» с четырьмя пассажирами развивать скорость около 10 км/ч.
Конструкция водяного охлаждения двигателя.
1—прокладка, паронит; 2—верхний фланец, дюралюминий; 3 —рубашка охлаждения, дюралюминий; 4—подводящий патрубок; 5 — шпилька М5; 6 — прокладка, паронит; 7—переходная гайка М6ХМ5; 8 — отводящий патрубок.
Общий вид водомета из агрегата ЦБН-2.