И. М. Комин «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г
Мой вариант подвесного паруса
Создание подвесного паруса в любительских условиях представляет известную сложность. Приступая к этой работе, я стремился сделать технологически более простым изготовление многих узлов и деталей и использовать самые доступные материалы. На рангоут пошли трубы из алюминиево-магниевого сплава АМг-6. Мачту высотой 2,5 м и кормовой выстрел (0,8 м) я сделал из трубы 42X3, гик (2,3 м) и шпринт (1,65 м) — из трубы 30X2. Из 5-миллиметрового листа того же сплава изготовлены детали для крепления паруса и такелажа к мачте и гику. Литой тройник заменен на сварной, струбцины отфрезерованы из листа АМг-6 толщиной 16 мм. Для предотвращения перекоса при затяжке винтов струбцины связаны стяжкой. К тройнику струбцины крепятся четырьмя болтами М8. Для тонкой центровки лодки наклоном мачты в струбцинах выфрезерован паз.
Сварной тройник
Чтобы мачта не «заваливалась» из-за недостаточной сипы трения между струбцинами и транцем, под винты струбцин подложены тарелкообразные стальные шайбы (как у подвесного мотора), которые врезаются в транец на 0,5—1 мм.
К нижнему концу мачты, выходящему из тройника, крепится кронштейн шверта. Румпель, изготовленный из алюминиевой трубы 30 X 2 со стальным резьбовым хвостовиком, вставляется в сквозные отверстия g мачте. При повороте румпеля поворачивается вся мачта. Парус сшит из ткани АЗТ.
Рульшверт площадью 0,44 м2 изготовлен из 16-миллиметровой фанеры. Общий вес подвесного паруса—14 кг, В конструкции рекомендую использовать гайки-барашки— парус можно будет собирать без ключа.
Я опробовал парус на Волге, при ветре до 5 баллов, установив его на трехместной лодке «Охтинка». Лучше всего достоинства паруса проявились, когда в лодке находился один человек. Поворот оверштаг я делал без большого сноса на ветер, не прибегая к помощи весла. В бейдевинд лодка идет под углом 50--55 ° к ветру. Если в лодке 2—3 человека, то центровка нарушается, всем приходится располагаться как можно ближе к корме. Но при таком варианте загрузки центр бокового сопротивления смещается вперед и поворот оверштаг не получается. В бейдевинд в этом случае лодка идет плохо, так как сильно приводится, а для того, чтобы удержать ее на курсе, приходится ставить рульшверт под углом к направлению движения, что значительно снижает скорость.
Остойчивость «Охтинки» под парусом оказалась вполне достаточной. В ходе испытаний был непостоянный по силе ветер, поэтому парус приходилось выбирать втугую и от амортизатора безопасности я отказался, также как и от подвижного блока на гикашкоте.
Каковы основные недостатки конструкции? Во-первых — недостаточная маневренность и плохие ходовые качества на курсах бейдевинд и галфвинд при полной загрузке лодки. Во-вторых — значительные усилия, которые нужно прикладывать к румпелю при быстрой перекладке руля. Известное неудобство представляет и то, что транспортировать подвесной парус приходится в сборе — гик и шпринт нельзя уложить внутрь мачты.
Но все это с лихвой окупается доступностью и простотой изготовления такого паруса, возможностью установки его на любую лодку и, главное,— он дает возможность приобщиться к увлекательнейшему виду спорта многим тысячам любителей отдыха на воде.