boatportal_700x125.jpg

Вы здесь

Мой вариант подвесного паруса

Мой вариант подвесного паруса

26.03.2013 Автор: 0 10453

И. М. Комин «Катера и яхты» №4 (68) июль-август 1977г

 

Мой вариант подвесного паруса

variant1

Создание подвесного паруса в любительских условиях представляет известную слож­ность. Приступая к этой работе, я стремился сделать технологически более простым изготовление мно­гих узлов и деталей и использо­вать самые доступные материалы. На рангоут пошли трубы из алюминиево-магниевого сплава АМг-6. Мачту высотой 2,5 м и кормовой выстрел (0,8 м) я сде­лал из трубы 42X3, гик (2,3 м) и шпринт (1,65 м) — из трубы 30X2. Из 5-миллиметрового листа того же сплава изготовлены детали для крепления паруса и такелажа к мачте и гику. Литой тройник за­менен на сварной, струбцины отфрезерованы из листа АМг-6 толщиной 16 мм. Для предотвра­щения перекоса при затяжке вин­тов струбцины связаны стяжкой. К тройнику струбцины крепятся четырьмя болтами М8. Для тон­кой центровки лодки наклоном мачты в струбцинах выфрезерован паз.

 variant3

Сварной тройник

Чтобы мачта не «заваливалась» из-за недостаточной сипы трения между струбцинами и транцем, под винты струбцин подложены тарелкообразные стальные шайбы (как у подвесного мотора), кото­рые врезаются в транец на 0,5—1 мм.

К нижнему концу мачты, выхо­дящему из тройника, крепится кронштейн шверта. Румпель, изготовленный из алюминиевой тру­бы 30 X 2 со стальным резьбовым хвостовиком, вставляется в сквозные отверстия g мачте. При пово­роте румпеля поворачивается вся мачта. Парус сшит из ткани АЗТ.

Рульшверт площадью 0,44 м2 изготовлен из 16-миллиметровой фанеры.   Общий  вес подвесного паруса—14 кг, В конструкции ре­комендую использовать гайки-ба­рашки— парус можно будет со­бирать без ключа.

Я опробовал парус на Волге, при ветре до 5 баллов, установив его на трехместной лодке «Охтинка». Лучше всего достоинства паруса проявились, когда в лодке находился один человек. Поворот оверштаг я делал без большого сноса на ветер, не прибегая к помощи весла. В бейдевинд лодка идет под углом 50--55 ° к ветру. Если в лодке 2—3 человека, то центровка нарушается, всем при­ходится располагаться как мож­но ближе к корме. Но при таком варианте загрузки центр бокового сопротивления смещает­ся вперед и поворот оверштаг не получается. В бейдевинд в этом случае лодка идет плохо, так как сильно приводится, а для того, чтобы удержать ее на курсе, при­ходится ставить рульшверт под углом к направлению движения, что значительно снижает скорость.

Остойчивость «Охтинки» под парусом оказалась вполне доста­точной. В ходе испытаний был непостоянный по силе ветер, по­этому парус приходилось выби­рать втугую и от амортизатора безопасности я отказался, также как и от подвижного блока на гикашкоте.

Каковы основные недостатки конструкции? Во-первых — недо­статочная маневренность и плохие ходовые качества на курсах бей­девинд и галфвинд при полной загрузке лодки. Во-вторых — значительные усилия, которые нужно прикладывать к румпелю при быстрой перекладке руля. Извест­ное неудобство представляет и то, что транспортировать подвес­ной парус приходится в сборе — гик и шпринт нельзя уложить внутрь мачты.

Но все это с лихвой окупается доступностью и простотой изго­товления такого паруса, возмож­ностью установки его на любую лодку и, главное,— он дает воз­можность приобщиться к увле­кательнейшему виду спорта мно­гим тысячам любителей отдыха на воде.

Раздел: 

Boatportal.ru

logo