Вы здесь

Швартовая вьюшка под палубой

Швартовая вьюшка под палубой

15.03.2013 Автор: 0 10065
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Ю. В. Ночевалов, Н. В. Яшунин «Катера и яхты» №2 (66) март-апрель 1977г.

 

Швартовая вьюшка под палубой

 viushka1

Швартовно-якорная вьюшка, которая установлена нами на крей­серской яхте, перестроенной из «Дракона», не занимает полезно­го пространства на палубе. Вьюш­ку мы расположили в ахтерпике под палубой, поместив ее в свар­ной кожух 1 из легкого сплава АМг-5. На боковых стенках кожу­ха 14 для жесткости накатаны зиги, поскольку толщина материала 2 мм. В кожухе предусмотрен штуцер 2 для сливного шпигата, выведенного за борт.

Подшипниковый узел вьюшки проектировался так, чтобы по воз­можности исключить станочные работы. Барабан 4 сделан из лег­косплавной трубы 32X2; шарико­подшипники 5 (№ 7000101) наде­ты на ось 6 из стального прутка диаметром 12 мм. Диски выреза­ны из 3-миллиметрового листа АМг-61; в них просверлены отвер­стия для облегчения, по кромкам приварены ободки из прутка. На­правляющая 10 представляет со­бой скобу из легкого сплава тол­щиной 4 мм с фигурным вырезом для перемещения оси вьюшки и отверстиями для крепления нап­равляющих к кожуху.

При сборке в подшипники вьюшки вставляется ось, на конец оси устанавливаются шайба 3, на­правляющая, вторая шайба и все это крепится шплинтом 7. Вьюшку вставляют в кожух, направляющие приклепывают к его боковым стенкам, причем поддержка при клепке нижних заклепок 13 заво­дится через одно из шести отвер­стий в диске (крепление можно выполнить и на болтах).

Между двумя соседними бим­сами 12 в палубе делается прямо­угольный вырез по размерам ко­жуха. По краям выреза между бимсами устанавливаются карленгсы 15. Место для вьюшки луч­ше расположить поближе к кнех­ту, причем днище кожуха должно быть выше ватерлинии. Штуцер кожуха соединяется дюритовым шлангом П с бортовым стаканом 18, а концы шланга стягиваются хомутиками 16. Кожух по пери­метру   крепится шурупами 11 к бимсам и карленгсам. Крепление кожуха производится с уплотнением, например, на тиоколовой ленте и герметике.

Крышка 9 негерметична, так как имеет щелевой вырез для по­дачи троса на палубу при закры­том лючке. Снизу к крышке над ободами дисков вьюшки подкле­иваются две полоски резины — фрикционы 8 так, чтобы при за­крытой крышке трение между фрикционом и ободом гасило из­лишнюю скорость вращения ба­рабана вьюшки при подаче троса.

Для уборки троса лючок от­крывают, барабан вьюшки подни­мают по направляющим и уста­навливают в верхнем рабочем по­ложении.

Вьюшку можно сделать и из других материалов, например, ко­жух выклеить из стеклопластика, а вместо шариковых подшипников сделать бронзовые втулки.

Длина рабочей части барабана нашей вьюшки 340 мм, максималь­ный диаметр барабана 220 мм, минимальный — 30 мм. На бара­бан можно намотать около 50 м синтетического  троса  диаметром 16 мм.

Установка вьюшки позволяет значительно сократить время на подготовительные операции при швартовке и отдаче якоря с кор­мы; вероятность же того, что ко­нец запутается, практически иск­лючается.

 viushka2

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo