Вы здесь

Универсальное дистанционное управление газом

Универсальное дистанционное управление газом

12.02.2011 Автор: 0 11389
Facebook Twitter Google+ Pinterest

В. Н. Кузнецов, журнал КиЯ №21

Большинство выпускаемых у нас подвесных лодочных моторов не оборудовано для установки дистанционного управления газом и реверсом. Переоборудовать моторы собственными силами довольно сложно, так как, кроме изготовления деталей дистанционного управления, необходимо произвести соответствующую доработку самих моторов, заключающуюся в переделке рычагов, тяг, шестерен, установке дополнительных роликов, шкивов, кулачков и т. п. на поддон или картер двигателя.

Автором спроектировано и изготовлено универсальное устройство для дистанционного управления любым подвесным мотором, имеющим ручку газа на румпеле («Ветерок», «Москва», «Нептун», «Вихрь»).

Устройство состоит из алюминиевого ролика 9, который посредством текстолитового кольца 7 со стопорным винтом жестко связан с ручкой газа 6 на румпеле. Кольцо 7 вместе с роликом 9 свободно проворачивается в текстолитовых щеках 2, неподвижных относительно румпеля 15 благодаря упору 14.

На ролике 9 закреплен тросик 12, заключенный в боуденовскую оболочку 13. Это — «исполнительный механизм» устройства. Рычаг управления газом и проводка троса выполнены аналогично схеме, приведенной в 15 номере сборника (стр. 58). В конструкции привода использованы стальной трос диаметром 1,8 мм и боуденовская оболочка с внутренним диаметром 2 мм.

Несколько слов о деталях этого простейшего устройства. Две распорки 10 между щеками 1 служат одновременно и держателями для боуденовской оболочки троса. Трос крепится к ролику посредством припаянной к нему скобки 4 и пальца 3 2,5X8 из нержавеющей стали. Гайки 2 (М6Х.1) и шайбы 5 — стандартные. Стопорная планка 11 имеет выступ, который входит в паз стопора 14.

 

Перед запуском двигателя устройство одевается на ручку румпеля, установленного вертикально, до полного совпадения планки 11 с упором 14 румпеля. При этом ручка газа и рычаг управления должны находиться в положении «стоп». Затем ручка газа ставится в положение «запуск», и двигатель заводится. После прогрева двигателя на малых оборотах включается «передний ход», после чего управление газом двигателя можно производить дистанционно с места водителя рычагом управления.

Подобное устройство было испытано с моторами «Москва» и «Вихрь» на катере собственной постройки. Рычаг управления газом был установлен в кабине слева от штурвала. Такое расположение оказалось наиболее удобным. Кроме того, здесь же была установлена кнопка «стоп» для полной остановки. Этого, по-моему, вполне достаточно, а устанавливать устройство для дистанционного управления реверсом не обязательно.

Нормальная работа устройства обеспечивается только при вертикальном положении ручки газа, для чего на плиту (поддон) мотора необходимо установить соответствующий фиксатор. Для регулировки устройства нужно установить рычаг управления и ручку газа в положение «стоп». Регулировка производится дважды: при установке устройства на лодку и после окончательной вытяжки троса. Учтите, что чрезмерное натяжение троса ведет к возникновению дополнительных усилий в приводе и затрудняет регулировку газа при запуске.

Правильно отрегулированное и смазанное устройство позволяет изменять обороты двигателя как ручкой газа, так и рычагом управления из кабины водителя.

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo