Вы здесь

Разборная лодка с мягкой обшивкой

Разборная лодка с мягкой обшивкой

12.02.2011 Автор: 0 10712
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Наша двухместная разборная лодка легка на ходу, остойчива, весит всего 25 кг, а главное — очень удобна для транспортировки. Длина собранной лодки 4 м, ширина 1 м, высота борта 0,43 м. В разобранном виде все ее части упаковываются в рюкзак (650Х400Х160; вес 14 кг) и цилиндрический чехол (высота 2,1 м; вес 12,2 кг).

Каркас лодки — дюралевый. Основное его отличие от фабричных конструкций разборных байдарок состоит в том, что мы отказались от жестких (цельных) шпангоутных рамок. По сути дела у нас только один шпангоут — среднее звено (7 на схеме), да и то он складывается, так как пять его узлов сделаны шарнирными, а остальные узлы разъемные (на болтах или с пружинными фиксаторами). Плоские бортовые стойки 6, фиксирующие положение продольных трубок, свободно надеваются на них, а при разборке снимаются. Днищевые поперечные связи 9 и подкосы 8, 10 надеваются на трубки 1 и 3 при помощи скользящих хомутиков с шарнирами, а при разборке разворачиваются вдоль трубок. Продольные бортовые трубки, киль и днищевые стрингеры состоят всего из двух частей по длине.

Общий вес корпуса без сидений и слани 13,2 кг. Конструкция каркаса получилась довольно сложной, так как в ней много шарниров, хомутиков, трубчатых муфточек, фиксаторов с плоскими пружинами и т. п. Однако все эти узлы вполне можно сделать за зиму в домашних условиях. Все основные детали каркаса нарезаются из трубок 014X1,5 и угольника 20X20X2. Лучше всего применить дуралюмин Д16-Т, но можно использовать и сплавы других марок Д1-Т, В95-Т1 и т. п. Киль мы сделали из трубки увеличенного диаметра (022X2) от старой раскладушки. Все стальные заклепки изготовлены из гвоздей.

Сверление отверстий под крепежные винты в прямых участках киля и их подгонку по длине удобнее производить после предварительной сборки всего каркаса, так как необходимо точно согласовать длину киля с длиной бортовых трубок. Хомутики на килевых трубках также приклепываются после предварительной сборки каркаса и установки сланей. Стойки для крепления киля к днищевым угольникам имеют разную высоту, благодаря чему после сборки оконечности лодки приподнимаются. При изготовлении стоек киля из сплава Д16-Т (угольник или полоса б-2) места гибки следует быстро нагреть до покраснения, а затем, изогнув, сразу же охладить; это нужно для сохранения прочности материала. Для предотвращения сдвига вдоль трубок всех свободно скользящих деталей применены резиновые кольца (можно намотать изоляционную ленту).

Для увеличения жесткости каркаса и уменьшения нагрузки на продольные трубки применены четыре растяжки из углеродистой пружинной проволоки диаметром 1,2—2,0 мм. Накинув петли пары растяжек на крючок киля и приподняв «нос» каркаса, нажимом ноги прогибаем киль и накидываем петли на других концах растяжек на крючки в верхней части среднего звена — мидель-шпангоута. Сами растяжки должны быть на 3—5 мм короче расстояния между крючками и при этом иметь одинаковую длину для обеспечения взаимозаменяемости.

Днище оболочки шириной 1,2—1,3 м изготовлено из толстого прочного брезента, борта — из плащпалаточного. Все соединения в подводной части прошиваются швейными нитками (5—6 швов) и обязательно промазываются резиновым клеем. Вес готовой оболочки 5,6 кг.

Для придания водоотталкивающих свойств и устранения усадки необходимо перед раскроем пропитать брезент соответствующими растворами. В ванне растворяют 3 кг хозяйственного мыла в 30 л горячей воды и пропитывают брезент, затем спускают мыльную воду, ополаскивают ванну и в том же количестве воды растворяют 3 кг алюминиевых квасцов. Погрузив слегка отжатый брезент в раствор, оставляют его на 1—2 часа, после чего просушивают. Пропитывание надо повторять не реже одного раза в год. Другие рецепты раствора для пропитки оболочки даны в журнале «Рыбоводство и рыболовство» № 5 за 1966 г.

Собирать лодку надо вдвоем. У нас это занимает 45—50 минут. Натягивая оболочку, мы крепим ее к средним бортовым трубкам внутри лодки. По одному борту к краю оболочки пришиты петли (из брезента) с крючками-захватами. К трубке другого борта оболочка крепится крючками, скользящими на капроновом шнуре, продетом через пришитые к оболочке петли, что обеспечивает равномерное натяжение. Сборка заканчивается установкой фанерных сланей, ножек под сиденья, уключин и весел.

Разборка лодки производится в обратном порядке. Четыре верхние трубки связываем вместе, затем собираем и связываем средние и нижние трубки. Связав три пучка трубок в один, подвязываем к нему сложенное среднее звено, две части киля, четыре части днищевых стрингеров и весла, и упаковываем все это в чехол.

В рюкзак укладываем завернутые в сложенную втрое или вчетверо вдоль оси оболочку: слани, сиденья, ножки сидений, бортовые стойки, штевни и свернутые кольцом проволочные растяжки. Уключины, инструмент (накидной гаечный ключик и отвертка) и запасной крепеж — в отдельном мешочке. Добавим еще, что непотопляемость лодки обеспечивают баскетбольные камеры, подвязанные под сиденьями. Весла — распашные. Лопасти 400 X 126 вырезаны из дюралевого листа б = 2 и приклепаны к трубке 0 30 X 2; общая длина весла 2000 мм. Весла будут работать бесшумно и дольше не износятся, если на рожки уключин надеть полихлорвиниловые трубки. В качестве якоря используйте брезентовый мешочек 400X250 с песком.

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo