Вы здесь

Катер \"Фотон\"

Катер \"Фотон\"

12.02.2011 Автор: 0 10300
Facebook Twitter Google+ Pinterest

В. М. Алексеев, журнал КиЯ №21

 

Основные данные катера

Длина наибольшая, м - 6,1

Ширина, м:

- наибольшая - 2,10

- по ватерлинии - 1,92

Двигатель — «М652-УМ» мощностью 77 л. с.

водоизмещение полное, кг - 1520

Скорость при полном водоизмещении, км/час - 46

 

Катер «Фотон» предназначен для обслуживания соревнований по водным видам спорта, служебных разъездов и несения спасательной службы, а также для прогулок.

При его проектировании перед конструкторами была поставлена задача — получить скорость хода — не менее 47 км/час с двумя пассажирами на борту. Обводы корпуса должны были позволить использовать для обшивки бакелизированную фанеру. Все металлические детали принимались аналогичными устанавливаемым на серийном катере «ЛС-1» («Спорт»).

В процессе решения поставленных задач были спроектированы и построены два катера с разными обводами. В первом варианте обшивка выполнялась из трех полос фанеры, которые укладывались от борта к килю кромка на кромку и приклепывались по пазам. На испытаниях по одному из соединений была замечена течь, поэтому пришлось оклеить корпус стеклопластиком. Этот катер благополучно плавает уже третью навигацию, но скорость его показалась нам недостаточной.

Второй вариант проектировался с таким расчетом, чтобы днище можно было обшить двумя листами бак-фанеры, а главное — чтобы увеличить скорость хода. Днище пришлось сделать более плоским: килеватость на транце составляет 1°, на мидель-шпангоуте 15°. Благодаря этому скорость катера превышает 40 км/час даже с десятью пассажирами на борту, а когда на нем всего два человека — достигает 49 км/час. Естественно, мореходные качества стали несколько хуже. Однако при сниженных оборотах, на малой скорости, полный нос катера легко всходил на волну тогда, когда катер типа «ЛС-1» принимал воду на палубу так, что она захлестывала через ветровое стекло в кокпит.

Полные носовые обводы способствуют раннему выходу катера на режим глиссирования, который происходит при ходовом дифференте 1° (угол атаки днища около 4°). Испытания показали, что серийный винт (D = 0,36 м; Н = 0,48 м) слишком легок, но изготовить новый так и не удалось. Многие «авторитеты» высказывались за отгиб днища вниз у транца. Ходовые испытания подтвердили правильность принятого в проекте решения: при правильной центровке и достаточной мощности двигателя такой отгиб не нужен.

Архитектурное оформление «Фотона» выполнено инженером В. Б. Осипчуком, автором известной читателям мотолодки «Бемби»; он нашел, на наш взгляд, удачное решение, отличающееся строгостью линий, целесообразностью использования материала. 

Корпус набран по продольной системе: бортовые стрингеры наполовину врезаны в шпангоуты, поэтому отпадает необходимость в малковке топтимберсов. Фанера легко ложится по обводам корпуса и крепится к набору на клею и заклепках. Борта в корме выполнены без завала, поэтому моторный отсек получился просторным; в нем легко можно установить и более мощный, чем на «Фотоне», двигатель, например, «ЗМЗ-53».

Открытый большой кокпит и расположение топливных баков вдоль бортов выгодно отличают «Фотон» от прототипа — «ЛС-1». Очень удобны раскладывающиеся сиденья с мягкими подушками. В сложенном виде на таком сиденье спиной друг к другу сидят двое, а на ночь или при перевозке 8—10 человек сиденье превращается в длинный, расположенный вдоль борта диван. Спинка кормового дивана откидывается вперед, что позволяет обслуживать двигатель, не выходя из кокпита.

Конструктивный мидель шпангоут.

Раздел: 
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo