.

Вы здесь

Такелажные скобы и карабины

Такелажные скобы и карабины

08.03.2009 Автор: 0 10181

В.В. Чайкин
Журнал КиЯ №12 1967г

Для крепления фалов и шкотов к парусам, а также для соединения различных деталей стоячего и бегучего такелажа парусных яхт обычно применяются такелажные скобы. Важность этой небольшой универсальной детали вооружения яхты трудно переоценить. Опытные спортсмены-парусники в плавании всегда имеют в кармане готовую к применению скобу.

Однако обычные такелажные скобы обладают рядом существенных недостатков. Например, в свежий ветер, когда парус рвется из рук, при порывистой качке и сильном крене, закрепить такелажной скобой шкот или фал в кренгельс стакселя или спинакера дело нелегкое. Приходится одной рукой держать парус, а Другой — скобу с заложенным концом, так что вставить и завинтить палец одному человеку удается нескоро. Часто при этом либо палец, либо скоба летят за борт.

В последнее время вместо обычных такелажных скоб все чаще применяются новые соединительные детали, работать с которыми гораздо проще. Особенно широкое применение такие детали находят на крейсерско-гоночных яхтах, на которых в течение гонки приходится много раз менять паруса и заводить дополнительные снасти.

На рис. 1 показаны скобы и карабины новых конструкций, применяемые на отечественных и иностранных яхтах, а на рис. 6 и 7 — схемы некоторых из них.

Палец усовершенствованной скобы (рис. 2) имеет флажок, проходящий в прорезь в дужке. При замыкании палец разворачивают на 180°, и флажок попадает в специальное углубление. Скоба должна немного пружинить, тогда палец защелкнется в этом положении и не будет вращаться и выскакивать. Необходимость завинчивать и отвинчивать палец отпадает.

Обычные такелажные скобы, которыми крепят к парусу шкоты передних парусов, особенно генуэзских стакселей, заходящих далеко за мачту, при поворотах часто цепляются за ванты или другие снасти у мачты. Стаксель, оставшийся после поворота на наветренном борту, доставляет много хлопот: чтобы отцепить его, приходится посылать матроса на бак, а яхта тем временем уваливается с курса, теряет ход. Этой неприятности можно избежать, если применить скобу с муфтой скругленной формы (рис. 3 а, в). Существует несколько конструкций такой скобы; с муфтой, имеющей резьбу только на верхнем конце и завальцовку нижнего конца (а), с муфтой, имеющей резьбу по всей длине (б) — эта скоба проще и надежнее первой, но требует большего времени на завинчивание муфты; с пружинной муфтой (в) — скоба почти мгновенного действия, которая, к сожалению, может неожиданно защелкнуться за любой трос. Удобны скобы типа клевантов, согнутые из 10-миллиметрового прутка (рис. 4). В спинках скобы пропилены прямоугольные пазы шириной 10,5 мм. Свободные концы скобы образуют прорезь в 8,3 мм. При соединении двух скоб паз одной вводится в прорезь другой. Соединенные таким образом скобы случайно раздаться не могут. Изготовив простейшее приспособление для гибки прутьев, можно легко наладить выпуск таких скоб.

Очень удобны защелкивающиеся скобы и карабины (рис. 5, 6 и 7), производство которых может быть налажено предприятиями, выпускающими спортинвентарь.

Раздел: 

Boatportal.ru

logo