.

Вы здесь

Устройство для обучения воднолыжников

Устройство для обучения воднолыжников

31.01.2009 Автор: 0 9919

По  материалам журнала «WATER SKIER»  1964 г.
Журнал КиЯ №6 1966г

Самое трудное в воднолыжном спорте — это первые шаги. Оставшись один на один с неверной водной стихией, ученик нередко теряется и забывает все тщательно преподанные ему советы инструктора, а «на ходу» некому его поправить, так как рядом никого нет. В результате — неприятное падение и связанное с ним разочарование, неуверенность в своих силах. Между тем воднолыжный спорт значительно менее сложен, чем многие себе представляют, и доступен буквально для всех: недаром возрастной ценз лыжников «от 7 до 70».

За границей существует множество школ, которые за короткое время обучают новичков воднолыжному искусству и, конечно, уже накопили богатый опыт. В частности, широко используется весьма несложное устройство. В сущности говоря, это простая горизонтальная укосина, которая за несколько минут может быть снята или снова поставлена на катер, либо переставлена на другой его борт.

Рассматривая приводимые фотоснимки, обратите внимание на положение ученика в момент выхода из воды: руки напряжены, колени согнуты, кончики лыж видны над водой — в общем это положение старта с глубокой воды.

Укосина выступает за борт катера немногим более 2 м и закрепляется поперек катера позади водителя. Ученик держится за рукоятку того или иного типа на внешнем конце укосины, в основном похожую на обычную рукоятку, употребляемую в воднолыжном спорте. В более сложных конструкциях устройства эту рукоятку (а следовательно, и обучающегося) можно при помощи троса, блока и небольшой ручной лебедки «отпускать» от укосины на желаемое расстояние, создавая условия действительного катания на лыжах за буксировщиком, и снова подтягивать обратно. Конечно, при этом надо учитывать некоторую опасность попадания под винт катера, поэтому пользоваться таким приспособлением лучше на водометных катерах и во всех случаях — только с опытным водителем.

Момент  выхода  лыжника   из воды.

Основное преимущество данного метода обучения воднолыжников заключается в использовании постоянного личного контакта инструктора и его ученика, которому немедленно даются соответствующие советы и указания. Одновременно и сам обучающийся чувствует себя значительно увереннее, держась за неподвижно закрепленную на укосине рукоятку и имея возможность в любую секунду посоветоваться с инструктором и влезть на катер для отдыха. Кроме того, обучение упрощается благодаря тому, что не мешает волна, идущая за кормой катера. После того как ученик встанет на пыжи, он приучается сохранять равновесие и управлять своим телом, перенося вес с одной лыжи на другую.

Водитель катера, на котором поставили укосину, должен предварительно потренироваться для освоения управлением лодкой с боковой нагрузкой. Целесообразно для начала «потаскать» в разных условиях и на разных курсах достаточно опытного лыжника, а уже после этого начинать обучение новичка.

Ни в коем случае нельзя делать резких поворотов в сторону лыжника, так как при этом укосина немедленно окажется у его колен. Конечно, если радиус поворота велик, никаких затруднений при поворотах катера не возникает. Обычно катера с обучающимися ходят по определенному курсу с поворотом в одну сторону; в этом случае укосина закрепляется с расчетом на хождение лыжника по внешнему кругу. Как правило, управление катером с укосиной и лыжником сбоку не представляет какой-либо особой трудности и легко осваивается хорошим мотористом-водителем за короткое время.

Обучение с укосиной экономит время и место. Отпадает время, необходимое для выбирания длинного буксировочного конца в начале и конце тренировки или при падении воднолыжника. Также совершенно очевидно, что катер и ученик занимают значительно меньше водного пространства, чем при обычном методе буксировки; в ряде случаев такая экономия места имеет весьма существенное значение.

Движение на лыжах за укосиной.

Переходим к кратким пояснениям по устройству укосины и ее монтажу на катере. Длина укосины 2 обычно равна 2135 мм плюс ширина катера в месте крепления. Для заготовки берется труба из легкого сплава диаметром З,5 дюйма (88,7 мм) при толщине стенки 78 дюйма (3,2 мм); при этом вес ее будет порядка 8—9 кг. Конечно, приведенные размеры не являются единственно возможными и могут несколько изменяться. Конец укосины должен быть обязательно оттянут стальным тросиком 1 диаметром 3 мм к носу катера. Для натяжения оттяжки удобно применить небольшой винтовой талреп; одновременно это значительно облегчает и ускоряет снятие укосины в случае необходимости. Для крепления носовой оттяжки к ушку 5 на внешнем конце укосины может быть применен надежный карабин на конце троса. Фиксированная (один из вариантов) рукоятка 4 для воднолыжника крепится к укосине при помощи нержавеющих болтов 6 с прокладками и шайбами. Длина рукоятки стандартная — 300 мм; материал — дерево или алюминий. Рукоятка более сложного типа, которую можно отпускать или подтягивать на нужное расстояние, монтируется в зависимости от конструкции имеющихся деталей (блока, лебедки). Можно обойтись и без лебедки, надежно закрепляя вытравленный конец буксировочного троса на утке, поставленной на укосине в той ее части, которая находится в лодке.

Укосина закрепляется при помощи двух хомутов 3, деревянные основания 7 которых, в свою очередь, крепятся болтами диаметром 5—6 мм к бортам. Болт 8, проходящий через центр хомута фиксирует укосину в данном положении, предотвращая ее вращение. Следует отметить, что деревянное основание хомута, находящегося на стороне лыжника, делается примерно на 25—30 мм выше, чем противоположное; это необходимо, чтобы несколько приподнять положение рукоятки над водой. При строго горизонтальном положении укосины рукоятка находилась бы слишком низко над водой и была бы менее удобной для обучающегося. Точная высота подбирается на практике.

Конечно, перед началом занятий с укосиной на воде каждый ученик должен пройти соответствующий инструктаж и освоить основные принципы старта с воды. Приведенные фотографии иллюстрируют различные моменты обучения воднолыжников (снимки сделаны в школе лыжников в Майами).

 
Раздел: 

Boatportal.ru

logo