Добавить в избранное | Сделать стартовой  
Форум  
  Обсуждаем и общаемся
Реклама на сайте  
  Для магазинов и производителей
Новости
  Новости мира катеров и лодок
Мастерская
  Информация для судостроителей
Проекты катеров и лодок
  Строим катер сами
Статьи и обзоры
  Читаем и запоминаем
Оборудование
  Все, что всегда пригодится
Лодочные моторы
  Моторы от производителей
Рыбалка и охота
  Для любителей природы
Книжная полка
  Интересно и полезно почитать
Законодательство
  Нормативные акты, лекции
Полезное
  Файлы, программы и прочее
Доска объявлений
  Покупка/продажа
Связь с администрацией
  Написать сообщение
 
 
Рекомендую
Главная Мастерская
 

На лыжах с парусом

 

В.В. Фарский
Журнал КиЯ №5 1965г

Сама идея применения паруса для движения на лыжах или на коньках не нова и использовалась сотни лет назад, но и в наш век находятся энтузиасты этого вида парусного спорта.

Известно, например, что писатель К. И. Чуковский в молодости увлекался прогулками на лыжах под парусом. Вот как он пишет об этом в частном письме от 31 января 1964 г.: «В своих воспоминаниях о Куприне я с восхищением говорю о «лыжах под парусом», на которых я ходил в 1909—1911 годах. Мы из Куоккала доходили чуть не до самого Кронштадта (при сильном ветре). Но обратный путь — против ветра, со спущенным парусом, был истинным мученьем».

Я «изобрел» парус для лыжников несколько позднее — меня «осенило» в 1938 г. в Пензе, во время производственной практики на заводе.



Раскрой паруса.

1 — сезни   для   шнуровки   передней   шкаторины;   2 — плетеный   шнур;   3 — бязь или  перкаль;   4 — боут;   5 — бензель;   6 — линь;   7 — боут  в  несколько слоев.

Первое парусное вооружение моей конструкции состояло из сосновой крестовины (рангоут) и прямоугольного паруса из сшитых вместе простыни, полотенца и носового платка (простыня и полотенце были взяты в нашем общежитии). Испытания «новинки» закончились трагически: крестовина была сломана, а парус изорван (вместе с изобретателем-лыжником) о колючую проволоку. Но после починки паруса и оказания первой помощи испытателю, даже это несовершенное вооружение двигало нас троих — меня и двух приятелей: Юру Васильева-Люлина и Толю Кулешова, — причем двух последних на буксире.


К следующей зиме я сделал усовершенствованный парус, служивший мне верой и правдой три года без всяких поломок. Парус был сшит из перкаля (можно из бязи) и натянут на крестовину, сделанную из прыжковых бамбуковых шестов и двух лыжных палок, тоже бамбуковых. Применять дюралевые палки не следует, так как сборка и разборка рангоута на ветру и при морозе производится обычно голыми руками.


Площадь моего нового составного (грот и стаксель) паруса была 5,2 м2. Вообще размеры паруса зависят от роста человека. Для лыжников небольшого роста размер А (см. чертеж) надо брать на 30 см меньше, чем расстояние от земли до плеча. Так как грот — треугольник равносторонний, а стаксель имеет углы 120° и 30°, остальные размеры получаются автоматически. Зная длину своих лыжных палок, легко определить необходимую длину бамбуковых шестов с учетом, конечно, соединений. Для меня, например, 4 = 130 см, а сторона грота равна 3 м. И грот и стаксель должны быть туго натянуты; их натяжение регулируется малыми палочками Б и В, телескопически входящими в бамбучины.


Снятые паруса укладывают в рюкзак, бамбуковые шесты (длиной примерно 150—160 см) надевают, как винтовку, через плечо, а лыжные палки используют по прямому назначению; теперь можно пробираться через любую чащобу на лыжах. Лыжи рекомендуется подобрать полегче, но длинные и широкие. У меня были березовые лыжи шириной 9 и длиной 280 см. При центровке лыж носок должен подниматься; крепления — лучше всего пружинные.

Несколько слов о технике хождения на лыжах под парусом. Начнем со старта. Встав спиной к ветру кладут на снег перед собой, на расстоянии вытянутых рук, парус тупым углом к себе. Затем парус поднимают на высоту рук, и он вытягивается по ветру. Резким рывком парус надо перебросить за спину (чуть наклонив корпус назад) и широко расставленными руками держать поперечное крепление горизонтально, прижимая крестовину к спине.

На курсе фордевинд лыжник держится прямо. На бакштаге надо перенести немного тяжесть тела на наветренную ногу, а парус чуть повернуть тупым углом к ветру. На курсе галфвинд наветренная нога сгибается в колене, парус наклоняется еще больше и одна рука переносится на длинное крепление. При курсе бейдевинд (до 70° к ветру) нога сгибается еще сильнее, увеличивается наклон корпуса к ветру, длинное крепление становится почти горизонтально.

Чтобы остановиться, надо наклониться вперед и сбросить парус через себя, для чего придется предварительно лечь на курс фордевинд. Парус улетит и спокойно ляжет на снег. Одновременно следует тормозить лыжами «плугом».

Повороты производятся медленным переступанием лыжами и соответствующим поворотом паруса. Для быстрого поворота нужно сначала резко повернуть парус, сдвинув его к внешней стороне поворота, а затем сделать поворот лыжами.

Вот, собственно и вся техника. Одеться надо потеплее. Обязательно наденьте шерстяные варежки и сверху кожаные рукавицы, теплый свитер и куртку (или ватник), хороший плексигласовый козырек. Обязательно брать с собой еду.

Когда я жил в Москве, от которой веером расходятся железные дороги, я применял следующую тактику. Утром узнавал направление и силу ветра и ехал от города на электричке на ветер, километров за 50—60. Это давало мне возможность возвращаться, спускаясь все больше и больше под ветер, делая любые повороты и заходы по пути.

При таком путешествии следует иметь туристскую карту и ручной компас. За светлое время дня можно пройти до 150 и больше километров. При скорости ветра от 4,5 до В м/сек скорость движения по полю на лыжах под парусом достигает 40—50 км/час, но долго такую скорость выдержать трудно: устают ноги от толчков на застругах; лыжа вибрирует, как камертон.

При попутных курсах можно легко буксировать одного человека на довольно далекие расстояния. Я таким образом исходил все Подмосковье. На буксире у меня ходил Юра Васильев-Люлин. Парус легко тянет двоих даже прямо в гору.

К сожалению, в те студенческие годы фотоаппарата у меня не было.

После войны, в 1954 г. мне довелось прожить полгода в Москве зимой. Я соорудил себе и Г. Н. Петрову такие же паруса, и мы с ним вместе сделали немало интересных вылазок.

Сейчас я работаю в Одессе и здесь мне приходится довольствоваться только летними походами на яхте.

 

Хотите обсудить статью? Заходите на Форум!

 
 
 

При полном или частичном использовании материалов данного сайта, ссылка на сайт "boatportal.ru" обязательна как на источник информации.

Автоматический импорт материалов и информации с сайта запрещен.

Условия копирования материалов
Размещение статей