.

Вы здесь

Как самому сшить парус

Как самому сшить парус

23.01.2009 Автор: 0 14732

Д.  Н.  Коровельский
Журнал КиЯ №2 1964г

Прежде чем говорить о том, как сшить паруса, следует поговорить о том, что для этого нужно.

Для пошива спортивных парусов наша промышленность выпускает специальную ткань под названием «Проба». Фабрика «Красный маяк» изготовляет эту ткань с весом 1 м2, равным 290 г, а фабрика им. Ф. Э. Дзержинского (обе фабрики в г. Ленинграде) весом 214 г/м2. Ткани «Проба» приданы необходимые для парусных тканей свойства.

Главное, чтобы такие ткани имели одинаковую нить и по основе и по утку; паруса, сшитые из них, тянутся благодаря этому равномерно в обоих направлениях. Кроме того, ткань должна иметь достаточно гладкую поверхность и нужную плотность, а также ровные кромки (особенно «Проба» фабрики «Красный маяк»).

Однако нельзя не отметить, что за последние годы качество ткани «Проба» значительно снизилось; она очень сильно тянется и для сохранения нужной формы паруса его приходится часто перешивать.

С успехом могут быть использованы для пошива парусов и ткани, изготовляемые для технических целей. Сюда относится, в первую очередь, фильтроткань, затем ткань для плащпалаток, фильтр-миткаль и перкаль («А» и «АМ-100») — для спинакеров.

Московский научно-исследовательский институт шелка изготовил несколько образцов синтетических тканей: лавсана — для лавировочных парусов и капрона — для спинакеров. Некоторые из этих образцов не уступали тканям, выпускаемым зарубежными фирмами; особенно удачной была ткань капрон весом 52 г/м2 (артикул 22285). Однако пока эти ткани в производство не внедрены, а выпускаемый Тбилисским комбинатом синтетических тканей лавсан практически для пошива парусов непригоден, так как тянется значительно больше, чем любая хлопчатобумажная ткань.

В табл. 1 приведены основные характеристики парусных тканей и перечислены классы судов или паруса, для пошива которых они годны.

Для ликовки грота и стакселя (при наличии штаг-пирса)   применяют  пеньковый   или  сизальский  трос окружностью 20—40 мм. Трос следует выбирать такой окружности, чтобы он всегда (даже при сильном намокании и разбухании) легко входил в ликпаз и в то же время не выскакивал из его щели. Переднюю шкаторину грота (на многих крейсерских яхтах), а также стакселей ликуют мягким стальным обязательно оцинкованным тросом, а еще лучше — тросом из нержавеющей стали.

Лучше всего шить паруса на машине, делающей шов «зигзаг». Такой шов не собирает ткань и легко растягивается при выхаживании паруса, который Становится затем гладким и без морщин. Можно рекомендовать имеющуюся в продаже машину марки «Тула»; такие ткани, как «Проба» и «плащ-палатка» она шьет хорошо и лишь при прошиве нескольких слоев могут возникнуть некоторые затруднения.

Вычерчивание рабочего чертежа. Практика показывает, что по высоте (и особенно по передней шкаторине) грот довольно сильно вытягивается; кроме того, вытягиваются задняя и нижняя шкаторины, а в поперечном сечении, наоборот, грот уменьшает свои размеры (рис. 1).

Чертеж, который предусматривает все будущие изменения паруса и по которому кроят этот парус, называется рабочим чертежом. Принимаясь за вычерчивание рабочего чертежа, нужно знать, каково назначение данного паруса — на слабый, средний или сильный ветер. Необходимо учесть величину судна, характеристики его рангоута и обязательно материал, из которого будет шиться парус.

Рис. 1. Изменение размеров паруса

При составлении рабочего чертежа можно воспользоваться данными табл. 2 и 3. В них после первых двух граф, в которых указаны названия и назначение парусов, приведены относительные величины растягивания по шкаторинам. Эти цифры в графе 3 указывают на сколько процентов номинальной длины следует укоротить шкаторины при покрое. Поскольку в поперечном сечении парус, наоборот, садится и эти размеры уменьшаются, в графе 4 приведены цифры, указывающие, на сколько процентов шире следует закроить парус, чем это позволяет обмер или чертеж.
Для того чтобы парус хорошо работал или, как говорят парусники, «тянул», он не должен быть совсем плоским, а должен иметь определенный профиль, образуемый под действием на него ветра. Этот профиль похож на профиль крыла самолета. Стрелку выгиба паруса под ветер принято называть пузом паруса. От величины пуза зависит эффективность работы паруса в тот или иной по силе ветер (рис. 2).

Рис. 2. Пузо паруса.
1 - мачта; 2 - парус.

Величину пуза принято измерять в процентах от размера сечения паруса в данном месте. Пузо у грота создается  в основном за счет  закроя  кривых (выпуклых) передней и нижней шкаторин; эту кривизну шкаторины принято называть серпом (рис. 3). Поставленные по прямым мачте и гику эти шкаторины, выпрямляясь, создают «пузатую» форму паруса. Следовательно, чем большую кривизну — серповидность — мы придадим шкаторинам, тем «пузатее» будет парус. Но при этом следует учитывать, что чем мягче рангоут, т. е. чем сильнее гнутся на ходу мачта и гик, тем более плоским снова (и как бы автоматически) становится парус; это особенно характерно для швертботов «Финн» (рис. 4).
Обращаясь снова к табл. 2 и 3, увидим, что в графе 5 приведены данные, дающие возможность задаться тем или иным процентом «пузатости» по шкаторинам при покрое грота с расчетом на те или иные ветровые условия. Теперь нам нужно узнать, какова должна быть величина серпа по шкаторинам, чтобы получилось пузо требуемой величины. Для решения этого вопроса можно воспользоваться формулой и графиком, разработанным ленинградским мастером спорта Б. В. Мирохиным.   Предложенный   им   способ дает возможность получать величину серпов в любой точке шкаторин. Однако предварительно необходимо установить, где будет максимум серпа по длине шкаторины.
Величина    серпа    по    передней шкаторине f (рис. 5):
где G — коэффициент, который находят по графику (рис. 6), а l — ширина паруса от передней до задней шкаторины на нужной высоте паруса. На графике по оси абсцисс отложена величина пуза в процентах, а по оси ординат — величина искомого коэффициента С. Найдя на оси абсцисс нужный процент и поднявшись вверх до кривой, передвигаемся от нее на ось ординат, где и читаем величину коэффициента G.

Рис. 6. График для определения коэффициента G.

В формуле все величины, кроме коэффициента G, выражены в сантиметрах. Поэтому, подставив полученный   нами   коэффициент   в   формулу   и   помножив его на ширину паруса в данном месте /, мы получим величину серпа по передней шкаторине.

Если вы хотите получить несколько точек, через которые проходит кривая серпа, то можно найти величины f1, f2, fз и выше взятого максимума; они, естественно, получатся меньше, так как парус кверху сужается и величины l1,l2, l3 будут уменьшаться.

Серп по нижней шкаторине F находят по аналогичной формуле:

где   величина   L   равна   высоте паруса.

Максимум серпа по передней шкаторине может быть расположен на различной высоте,  но у  килевых  яхт  он  находится в пределах от 5 ДО длины шкаторины вверх от галсового угла. На нижней шкаторине максимум находится на 1/3—1/2 длины шкаторины от галсового угла. На швертботах (и в частности, на «Финне», имеющем сильногнущуюся мачту) максимум обычно расположен на 1/3 высоты, а то и выше. Расположение    же    максимума    по    передней    шкаторине вблизи галсового угла позволяет регулировать величину пуза паруса, передвигая точку крепления галсового угла по гику (рис. 7).

Способ, по которому мы только что «скроили» грот, хорош для получения паруса на сильный и средний ветер, так как пузо у него получается близко к мачте. Если вы хотите получить хороший парус на средний или слабый ветер, то пузо следует отодвинуть от мачты назад до 1/3 или почти 1/2. Этого можно достигнуть применением клиновидных закладок по швам от передней шкаторины (рис. 8). В швейном деле их называют вытачками, В том месте, где вы хотите получить пузо, шов надо постепенно расширять, доводя до максимума у передней шкаторины; таким образом, полотнища между швами соответственно как бы сужаются (рис. 9).

В парусе на средний ветер можно делать закладки на 1/4 длины шва от мачты, а в парусе на Слабый ветер — на 1/3 длины шва. На килевых яхтах закладки делают только в нижней трети паруса, на   швертботах — до   самого   верха.   Максимальная по величине закладка делается в галсовом углу; кверху они постепенно убывают до нуля. Грот, сшитый с закладками, имеет пузо, расположенное сразу по концам закладок. В табл. 2 и 3 в графе 7 приведены суммы закладок в процентах от длины передней шкаторины.

Во  избежание   чрезмерного   отваливания   задней шкаторины   под   ветер  делают   одну-две   закладки Длина  закладок  примерно   1/10 длины  шва;  сумма закладок равна примерно 0,5 длины задней шкаторины. На судах с мягким рангоутом («Финн») такие закладки делают сразу же при пошиве паруса, на других судах — по мере вытягивания задней шкаторины. Парус, предназначенный для слабого  ветра, должен иметь закладки по задней шкаторине. Величина закладки определяется разницей между шириной  закладки у  передней  или  у  задней  шкаторины и шириной нормального шва (рис. 10).

Из сказанного выше ясно, что у грота на свежий ветер закладок не делают; лишь в галсовом углу для сочетания пуза, получаемого за счет нижней и передней  шкаторин, делают небольшую  закладку. Следует иметь в виду, что пузо грота, полученное за  счет   кривизны  шкаторин,  можно  регулировать изгибом рангоута, а  пузо, полученное  за счет закладок,  является  постоянным.  Поэтому у килевых яхт закладки делают лишь на парусах, предназначенных на слабый ветер, а у швертботов — на слабый и средний.

На рабочем чертеже следует указать; расположение полотнищ; величину и количество боутов; места нашивки рифбантов и кренгельсов; толщину ликтроса; место расположения и размеры латкарманов, фаловой дощечки и прочих деталей паруса, которые вы сочтете необходимым упомянуть (например,     количество     фальшвов     на     полотнище и т. д.).

Если грот ликуется растительным ликтросом, парус должен быть заликован таким образом, чтобы при постановке его на рангоут основную нагрузку по шкаторинам принимал на себя ликтрос. Для этого шкаторина паруса при ликовке сажается по ликтросу,  т.  е. ликтрос берется  заведомо  короче шкаторины. В графе 6 табл. 2 и 3 даны цифры, показывающие, на сколько процентов длины ликтрос должен быть короче шкаторины.

Для   примера   составим   рабочий   чертеж   грота яхты «Дракон», имея в виду универсальный парус(рис 11). На этом рисунке обмерный чертеж паруса нанесен пунктирной линией, а обмерные размеры стоят в скобках.

Рис. 11. Схема рабочего чертежа паруса.

Обратимся к табл. 2, где против графы «Грот» берем все данные, относящиеся к среднему ветру. Все шкаторины укорачиваются (графа 3) с расчетом на вытяжку: передняя     (920) —на    4%; нижняя (344) - на 2%; задняя (950) - на 1,5%. Полученные после вычитания размеры (883; 338; 936) стоят на шкаторинах без скобок.

Теперь нужно провести кривые серпов по передней   и   нижней   шкаторинам  для  того,  чтобы  парус стал пузатым.  Из  той же табл. 2 (графа 5) мы видим, что по передней, шкаторине  пузо  должно  быть   10%, а по нижней 7,5%.

Действуя таким же образом, для нижней шкаторины мы найдем:
Отложив на нашем чертеже величину f на 1/4 высоты паруса (вправо от прямой линии передней шкаторины), мы вычертим серп в виде плавной кривой. То же делаем и по нижней шкаторине, где откладывается величина F, т. е. 15 см. Плавность серпов   зависит   от   того,   насколько   мягким   или жестким будет рангоут.

Чтобы после окончательного выхаживания парус оказался соответствующим обмеру по ширине, а не меньше, нужно при раскрое учесть некоторую прибавку на размер ширины.

По табл. 2 (графа 4) находим, что эта прибавка должна быть равна 4% ширины паруса. Следовательно, размеры нашего грота по ширине будут соответственно вместо (208) — 216 и вместо (117)—122 см.

Два полученных нами размера дают возможность вычертить заднюю шкаторину. Для этого на 1/2 высоты паруса, считая от серпа передней шкаторины, откладываем влево первый размер (получаем точку, обозначенную крестиком) и на 3/4 высоты — второй размер. Через две полученные точки проводим горб задней шкаторины, плавно загибая его к фаловому и шкотовому углам.

Следует иметь в виду, что приведенные в табл. 2 и 3 данные по величине пуза осреднены и в зависимости от рангоута, свойств ткани и других причин могут быть изменены. При покрое же швертботного грота, например на «Финн», кроме рангоута и материала, необходимо учитывать вес рулевого; тяжелые рулевые могут иметь более пузатые паруса, легкие—соответственно более  плоские.

Составляя рабочий чертеж стакселя, следует иметь в виду, что при работе паруса задняя и нижняя шкаторины его вытянутся; то же самое произойдет и с передней шкаториной, но она должна быть еще дополнительно растянута по стальному ликтросу для получения пуза в передней части. Пользуясь табл. 2 и 3, вы можете подобрать нужные размеры. При раскрое грота его передняя и нижняя шкаторины имели выпуклую форму или, как говорят, «положительный серп»; передней шкаторине могут иметь и «отрицательный» серп (рис. 12, а).



Рис.    12.    Серповидность   передней   шкаторины  стакселя.
На швертботах со штаг-пирсами генуэзские стакселя могут быть скроены с 5-образной передней шкаторинои, т. е. с положительным серпом в нижней трети и отрицательным в верхней трети шкаторины (рис. 12, б). В графе 5 табл. 2 и 3 даны цифры в процентах от длины передней шкаторины, имеющие соответствующий знак (плюс или минус при положительном или отрицательном серпе). Для стакселя, имеющего переднюю шкаторину с плавной вогнутой кривой, цифры даны в виде десятичной дроби с соответствующим знаком; для генуэзских стакселей с 5-образной шкаториной — также в виде дроби, в числителе которой указана величина серпа в верхней трети, а в знаменателе в нижней трети длины шкаторины. Нижняя шкаторина стакселя также имеет положительный серп с максимумом в передней трети, а задняя обычно делается прямой. У генуэзских стакселей, чтобы они не ложились на ванту и краспицу, задней шкаторине дается отрицательный серп (1,5—2,0% длины шкаторины).

На чертеже указываются также количество люверсов по передней шкаторине, способ заделки углов и, если передняя шкаторина скользящая, длина стального ликтроса. Кстати, несколько слов о скользящей передней шкаторине. Обычно, если передний ликтрос стальной, при пошиве шкаторину растягивают по ликтросу и концы ее заделывают в коуши галсового и фалового углов. Таким образом, передняя шкаторина такого стакселя имеет по рис.    13.    Заделка   нижнего   конца   скользящей шкаторины.

стоянное натяжение, а следовательно, и пузо будет неизменным по величине и положению; у стакселя же со скользящей передней шкаториной последняя заделана лишь в фаловом углу, а внизу она в свободном состоянии не доходит до коуша, заделанного в ликтрос (рис. 13).

Рис.    13.    Заделка   нижнего   конца   скользящей шкаторины.

При постановке такого паруса на яхте ликтрос натягивается с помощью галса, а натяжение передней шкаторины можно регулировать с помощью специальной оттяжки. Это дает возможность менять величину и положение пуза в зависимости от ветровых условий (так же, как и на гроте). В свежий ветер переднюю шкаторину сильно набивают, получая пузо впереди, у штага, а в слабый ветер — наоборот ослабляют, передвигая пузо к середине паруса.

Стакселя, ставящиеся по штаг-пирсу, обычно имеют растительный ликтрос, по которому передняя шкаторина сажается так же, как у грота.

Если наличие булиня на задней шкаторине грота дело обычное, то у стакселей мы с ним встречаемся довольно редко. А между тем на стакселе он не менее необходим, чем на гроте. Если задняя шкаторина стакселя начинает полоскать (а от этого дрожит весь стаксель и даже передняя часть грота), то достаточно обтянуть булинь на 2—3 см, и это вредное явление прекратится.

Раскрой паруса. Раскрой паруса состоит из двух отдельных этапов: разбивки рабочего чертежа в натуральную величину на плазе и непосредственного раскроя паруса по этому чертежу. Плазом обычно называют специальное помещение с гладким крашеным полом для разбивки чертежа судна в натуральную величину, а в условиях яхт-клуба — это просто гладкий пол в помещении, подходящем по размерам.

Разбивка чертежа производится мелом. Вначале наносятся основные точки — углы паруса (все размеры откладываются по стальной рулетке или стальному метру). Затем намеченные точки соединяют прямыми линиями, отбивая их с помощью намеленного тонкого шнура. В соответствующих местах от прямых линий откладывают величины серпов по шкаторинам. Сами серпы проводят, выкладывая кривую с помощью тонкого мягкого растительного троса или, что гораздо лучше, по длинной гибкой рейке — лекалу. Если вы не располагаете рейкой достаточной длины (примерно равной по длине задней шкаторине), можно выложить серп с помощью троса, затем наметить мелом ряд точек, через которые трос проходит, и имеющейся короткой рейкой, как лекалом, соединить эти точки.

Серп по задней шкаторине проводят через намеченные точки по тому же самому способу, но здесь необходимо учесть, что наверху серп подойдет к фаловой дощечке, которую следует уложить на плазе в 3 см от передней шкаторины и затем обвести мелом (рис. 14). Так как полотнища на гроте кладутся перпендикулярно задней шкаторине (вернее — прямой соединяющей фаловый и шкотовый углы), то из галсового угла нужно провести перпендикуляр к задней шкаторине, по которому и ляжет первое полотнище.

Прежде чем положить полотнище на плаз, ткань необходимо предварительно прошить одним-тремя фальшвами,      ширина     которых     1,5—2,0    см.

Эти швы предохраняют от смещения нитей ткани в поперечном направлении при работе паруса (рис. 15), Прошитую ткань кладут нижней кромкой по перпендикуляру из галсового угла и обрезают таким образом, чтобы полотнище выходило за линию серпа передней шкаторины на 5—6 см и за линию серпа задней шкаторины на 3 см. Эти излишки нужны в дальнейшем на подгиб и образование шкаторин (рис. 16).

Для того чтобы задняя шкаторина не загибалась и тянулась равномерно со всем парусом, ее закрепляют не обычным двойным подгибом, а с помощью фальшивки. Для этого излишек по задней шкаторине должен быть 5—6 см. Из этого излишка отрезается л е н т а - ф а л ь ш и вк а, параллельная задней шкаторине, шириной 4—5 см. При этом по задней шкаторине на одинарный подгиб оставляется 1 см. При шитье паруса задняя шкаторина подгибается один раз по линии на плазе, а сверху на этот подгиб нашивается подогнутая с обоих краев фальшивка (рис. 17). Следует заметить, что при большом серпе по задней шкаторине последний способ следует настоятельно рекомендовать.

Последующие полотнища укладываются выше первого, параллельно ему, и перекрывают одно другое на 2,5 см (для образования соединяющих швов). С целью экономии материала каждое следующее полотнище следует разворачивать на 180° (обрезанный конец у передней шкаторины должен лечь на следующем полотнище к задней шкаторине). После того как полотнища заполнят чертеж до фалового угла, укладывают полотнища вниз от перпендикуляра с той только разницей, что каждое новое полотнище теперь подсовывают под предыдущее верхнее полотнище на те же 2,5 см. Для подгиба нижней шкаторины нужен излишек 5—6 см.

При укладке полотнищ нужно следить, чтобы они ложились строго параллельно одно другому, не сдвигались и не имели складок (для этого их следует слегка разглаживать и закреплять по краям гвоздиками,    кнопками    или    шильями).    Для    того чтобы полотнища при сшивании не смещались одно относительно другого, в местах перекрытия ставят карандашом поперечные риски (так называемые мелки) через 25—30 см. Затем нижние кромки каждого полотнища отгибают вверх, а на каждой верхней кромке на расстоянии 1,8—2,0 см от нее проводят по линейке карандашную линию, по которой будет пришито соответствующее верхнее полотнище (рис. 1в).

Мы уже говорили о том, что на гроте для слабого ветра полезно сделать закладки по передней шкаторине. При разбивке на плазе закладки никак не фиксируются, но когда идет укладка полотнищ, на тех швах, где будут закладки, верхнее полотнище должно перекрывать нижнее не на 2,5 см (для образования шва), а немного более чем на величину закладки. Затем на верхней кромке нижнего полотнища проводится линия шва (на рисунке пунктир) и эта линия к передней шкаторине начинает расходиться с кромкой, образуя линию шва будущей закладки (рис. 19).

Ленинградский мастер спорта Н. М. Ермаков применил новый оригинальный способ покроя паруса. Полотнища на гроте (стакселе) он расположил при укладке на плазе перпендикулярно не прямой, соединяющей фаловый и шкотовый углы, а вогнутой кривой   (на   рис.   20 — пунктирная   линия),   стрелка прогиба которой равна 2—3% длины задней шкаторины. Сшитый по этому способу парус будет как бы автоматически становиться более плоским при выбирании шкотов. Дело в том, что при таком расположении    полотнищ    нити   утка   ложатся   параллельно вогнутой кривой и при натяжении задней шкаторины будут стремиться вытянуться в прямую линию и тем самым как бы выбрать назад мякоть паруса, сделать его плоским. В зависимости от величинь( максимальной стрелки прогиба и места ее расположения можно добиться той или иной степени приближения паруса к плоскости с максимумом в нужном месте (рис. 21).

Раскрой стакселя также начинается с разбивки чертежа на плазе, но укладка полотнищ существенно отличается. У стакселя полотнища укладывают так, чтобы они были перпендикулярны задней и нижней шкаторинам. Для этого из шкотового угла проводится медиана, на которой и встречаются полотнища, идущие от задней и нижней шкаторин, образуя центральный шов (рис. 22).

Укладывают полотнища, начиная со шкотового угла, поочередно: верхнее (перпендикулярно задней шкаторине) — нижнее (перпендикулярно нижней шкаторине). Перекрытие полотнищ на центральном шве 4,5 см. Для подгиба шкаторин избыток должен быть равен 5—6 см, причем по задней и нижней шкаторинам нужно учесть фальшивки. Перекрытие полотнищ для образования швов должно быть около 2 см.

Чтобы полотнища при сшивании не перепутать, их нумеруют; только после этого паруса — грот и стаксель — подаются на машину для сшивания.

Подкрой парусов. Сшитый по швам парус снова кладут на плаз. Операция по подкрою особенно ответственна, так как от того, насколько тщательно и аккуратно она будет выполнена, зависит качество паруса. Грот кладут на плаз так, чтобы его углы легли на места по углам чертежа, а шов, идущий из галсового угла, совпал с перпендикуляром. То же самое следует учесть и при раскладке стакселя, но его центральный шов должен лечь по медиане на плазе. Края паруса должны соответственно заходить за линии шкаторин.

Парус очень тщательно, а главное равномерно разглаживают и закрепляют по краям шильями (лучше на швах в 10 см от обреза). Затем производят подгиб шкаторин — парусина по краям подгибается строго по линии шкаторин на плазе. Линия подгиба «затирается», т. е. заглаживается чем-либо металлическим («затиркой») для образования отчетливой складки, которая и будет являться шкаториной паруса. Для того чтобы при окончательной отделке паруса эта складка не потерялась, вдоль нее отступя 1—2 мм от края проводят карандашом пунктир, а в 3—6 см — прямую линию, ло которой обрезанная кромка будет подогнута внутрь и прошита.

Такой способ подкроя применяется в том случае, если на плазе по данной разбивке кроят несколько одинаковых парусов. Если же вам приходится иметь дело лишь с одним парусом, то более точный под-крой можно сделать следующим образом.

Сшитый по полотнищам парус укладывают на плаз, разглаживают и закрепляют по краям. Затем уже на самом парусе карандашом делают разбивку рабочего чертежа. Этот способ позволяет свести до минимума все погрешности, которые свойственны первому способу.

Вслед за разбивкой шкаторин выкраивают отдельные детали паруса—боуты, латкарманы, ромбики для рифов — и размечают их положение на парусе. Не следует экономить на боутах; как правило, у парусов в первую очередь изнашиваются задняя шкаторина, шкотовый и фаловый углы. Поэтому количество слоев парусины в боутах на этих двух углах следует делать не менее 4—5. Форма и расположение боутов могут быть различными, но если отдельные слои имеют одинаковую форму, как, например, на фаловом углу, их обычно делают разного размера с тем, чтобы вниз был нашит самый малый, на него больший и т. д. (рис. 23). Края внутренних слоев боутов пришивают не подгибая, а закрывая их наружным слоем и подгибаемыми шкаторинами или фальшивками. Следует учесть, что подогнутые края боутов или излишнее их количество могут настолько утолстить сами шкаторины, что они не будут входить в ликпазы рангоута. Латкарманы кроятся на 2—3 см шире и длиннее, чем сами латы.

Шитье паруса. О том, что шить паруса лучше всего на машине, делающей шов «зигзаг», уже говорилось, но, в крайнем случае, можно воспользоваться и машиной, делающей прямой шов. Главное, чтобы( машина была настроена на данный материал. Она не должна сажать его, делая мелкие складки, или шить так, чтобы верхняя и нижняя нити шва были натянуты неодинаково. Нужно взять небольшой кусочек материала, сложенный в три раза, и прошивать его, добиваясь получения качественного шва. При шитье основных парусов идут нитки № 10 (3-сложн.).

Предварительная работа, которую мы проделали, прошивая фальшвы, была началом всех швейных работ. Фальшвов обычно бывает один или три — так легче производить их разметку (складывая полотнище пополам, либо еще каждую половину снова пополам). Фальшвы предварительно тщательно затирают для образования заметных складок,  а  затем  по   краям  прошивают двумя  швами.

Прошивая шов, нужно следить за тем, чтобы он все время шел ровно по краю.

После раскроя отдельные полотнища сшивают между собой круглым швом. При этом кромку одного полотнища подгибают на 4—5 мм и накладывают на кромку другого полотнища вдоль проведенной при раскрое карандашной линии. Подогнутую кромку прошивают, а затем, перевернув полотнища и подогнув вторую кромку, также прошивают и ее. Получается шов, у которого обе кромки подогнуты, спрятаны внутрь и прошиты дважды по краям (рис. 24).

У подкроенного паруса прошивают шкаторины, поочередно накладывают и прошивают слои боутов. Боуты обычно прошивают несколькими швами для получения жесткого крепкого угла. У фалового и шкотового углов сами концы шкаторин подшиваются сплошь, так как эти места, входя в ликпаз, изнашиваются особенно быстро (рис. 25). Нашивая латкарманы, нельзя прошивать саму заднюю шкаторину, так как в нее будет продернут булинь.

Прошивая швы или нашивая детали паруса, нужно следить за тем, чтобы не было сдвига верхнего и нижнего слоев ткани; мелки, поставленные при раскрое, не должны расходиться. Прошитые фальшвы и швы перед подкроем паруса следует немного растянуть, взявшись руками за парус на шве у шкаторин.

Отделка паруса. Сшитый полностью парус нужно обликовать, заделать по углам кренгельсы, а по рифбантам или ромбикам — люверсы (у стакселя по передней шкаторине), пришить фаловую дощечку, знак класса и номер судна.

Ликовка грота. Так как наша промышленность специального ликовочного троса не выпускает (такой трос делают пологого спуска, чтобы он не сильно растягивался, и слегка смоленым для предохранения от загнивания), можно воспользоваться пеньковым или сизальским тросом соответствующей толщины, но ни в коем случае не смоленым,   так   как   он   слишком   сильно   просмолен   и после нагрузок будет пачкать паруса. Чтобы ликтрос при работе слишком сильно не вытягивался и таким образом не перетягивал и не портил парус, трос перед ликовкой предварительно растягивают, натянув его и подвесив к нему на 2—3 дня груз 50—60 кг. Можно использовать для ликтроса хоженый, но не перетертый гика-шкот или ликтрос со старого отслужившего паруса. Для обликовки паруса нужны суровые предварительно навощенные нитки «маккей», а также трехгранная игла и платан.

Ликуя парус, нужно слегка обтягивать шкаторину, зацепляя ее за специальный крючок. Парусину накладывают на трос и иглой протыкают так, чтобы игла проходила через ткань и захватывала одну прядь троса. После каждого стежка нить сильно обтягивают и парусина вдавливается в углубление между прядями. В результате шкаторина как бы последовательно огибает пряди троса, и поэтому ликтрос обязательно должен быть короче шкаторины на величину, указанную в табл. 2 и 3 (графа 6). Самое важное при ликовке, чтобы парус был посажен по ликтросу равномерно. Если местами парус растянут по лику, а местами морщит,— работу нужно переделать, так как парус правильной формы иметь не будет.

При отсутствии опыта можно воспользоваться табличными данными для нахождения длины лика, а затем, закрепив лик по углам, прикрепить к нему равномерно обтянутый парус через равные отрезки (около метра). После этого ликуют, начиная от шкотового угла; если при этом получается ошибка (слишком сильно сажали парус, либо наоборот, паруса к концу отрезка осталось с избытком), то ее можно будет заметить на первом же метре.

Заделка кренгельсов по углам паруса. Предварительно должны быть изготовлены детали. Нужны кольца диаметром 2,5 см, изготовленные из 1,5-миллиметровой латунной проволоки и спаянные на стыке, а также медные или латунные трубки с толщиной стенок 1 мм, диаметром 2 см и длиной около 2 см (рис. 26, а).

В месте, где должен быть поставлен кренгельс, в боуте прорубают отверстие диаметром около 1,5 см, т. е. меньшим, чем диаметр кольца. Затем на отверстие накладывают проволочное кольцо, которое обметывается вокруг (рис. 24, б). После этого в обметанное кольцо вставляют трубку, края которой с помощью специальной оправки развальцовывают (рис. 26, в).

Заделка люверсов. Люверсы заделывают тем же способом, что и кренгельсы, обметывая кольца меньшего диаметра (около 1  см), либо заштамповывают специальные латунные пистоны (наподобие тех, что ставятся в ботинки, но большего диаметра).

Заделка фаловой дощечки. Фаловую до-щечку изготовляют размером не больше разрешенного для данного класса из бакелизированной фанеры или дюраля в виде двух пластин (иногда делают ее литой).

Дощечку накрепко пришивают к боуту или вшивают в него; поверх нее пускают пеньковую косичку, один конец которой идет вдоль передней шкаторины (в 2,5 см от ликтроса), а второй по задней шкаторине (на 0,5—1,5 м вниз). Верхняя кромка дощечки упирается в косичку и пришита к ней. По всей своей длине косичка пришита к парусине, распределяя таким образом нагрузку, ложащуюся на фаловую до-щечку, на всю верхнюю часть  паруса  (рис.  27).


Рис.   27.   Заделка   фаловой  дощечки.
Если парус имеет ряды рифов, то они располагаются не строго параллельно гику, а чуть приподнимаясь к задней шкаторине. Люверсы следует ставить не менее чем через 25—30 см; при редко поставленных люверсах зарифленный грот в нижней своей части стоит плохо, со складками, а главное — больше шансов, что грот будет порван по этому Ликовка стакселя. Ликовать стаксель по стальному ликтросу в том случае, если шкаторина не скользящая, следует таким образом. Отмеряют кусок стального ликтроса нужного размера, в концы которого заделывают коуши. Трос оплетают шкимушгаром шлагами и затем продевают сквозь переднюю шкаторину. Углы паруса обшивают вокруг коушей, и в таком виде парус растягивают за ликтрос. Так как парусина была скроена соответственно короче лика, то теперь она окажется в натянутом состоянии. Чтобы в дальнейшем передняя шкаторина не передавалась по лику, ее прошивают (приликовывают), захватывая каждым стежком шлаг шкимушгара на тросе.

Ликовка стакселя растительным тросом под штаг-пирс производится подобно ликовке грота.

В тех случаях, когда соединение грота с мачтой происходит с помощью ползунков, парус по передней шкаторине ликуют стальным ликтросом, но большего диаметра, чем у стакселя.

Скроить, а затем сшить хороший парус дело нелегкое. Недаром два паруса, скроенные на верфи на одном плазе и по одному чертежу на одной и той же мачте стоят по-разному. Все работы должны выполняться очень тщательно. Если же вы впервые сами шьете парус, то предварительно ознакомьтесь с этой работой по готовому парусу (если, конечно, такая возможность есть). Это поможет   избежать   многих  возможных  ошибок.

Раздел: 

Boatportal.ru

logo