Журнал КиЯ №2 1964г
Читатель Руичев М. А. (г. Кашира Московской области) построил гребную лодку, описанную в брошюре Ф. М. Шедлинга. Для того чтобы иметь возможность ходить на ней под парусами в лавировку, он решил установить под днищем лодки один или два киля высотой 100 мм (рис. 1). По его мнению, вариант установки киля таврового сечения (рис. 1, б) будет более эффективен благодаря увеличению его бокового сопротивления. Ниже приводим ответ тов. Руичеву, составленный Д. А. Курбатовым.
Растянутый по длине лодки киль, имеющий небольшую высоту, не сможет обеспечить лодке необходимые лавировочные качества. Эффективность киля зависит главным образом от его относительного удлинения λ=t/l (рис. 2, б). Чем уже и глубже киль, тем большая сила сопротивления дрейфу создается на нем, тем с меньшим углом дрейфа и круче к ветру идет лодка. Поэтому лучше всего установить шверт, конструкция которого описана в брошюре Ф. М. Шедлинга.
Если установка шверта нежелательна, можно рекомендовать один из трех вариантов установки съемных килей (рис. 3).
Первый вариант — установка подъемных шверцев, навешиваемых на борта шлюпки. При этом осадка с поднятыми швертами не изменится по сравнению с гребным вариантом лодки. При установке двух съемных днищевых килей осадка лодки увеличится до 0,3 м, а при установке одного киля — до 0,5 м. Во всех случаях местоположение килей по длине шлюпки должно соответствовать положению шверта, рекомендуемому Ф. М. Шедлингом.
1 — шверц (фанера 8—10 мм); 2 — болт М12; 3 — планка;
б — установка съемных днищевых килей;
1 — киль (сталь 4 мм или фанера 8—10 мм); 2 — угольник 35X35X3 (4 штуки на киль); 3 — накладка 15X100; 4 — болт М10;
в — установка съемного киля в ДП;
1 — киль (сталь 4 мм); 2 — сварная обойма; 3 — болт М10.