Вы здесь

Прогулочная лодка «Неман-2»

Прогулочная лодка «Неман-2»

28.07.2014 Автор: 0 1013
Facebook Twitter Google+ Pinterest
 Общий вид
 Вид на кормовую часть кокпита
 Вид на носовую часть кокпита

Новая модель «Неман-2» представляет собой дальнейшее развитие серийной мотолодки типа «Неман». Лишь незначительно увеличив размерения, конструкторы добились существенного повышения комфортабельности и безопасности эксплуатации, усовершенствовали конструкцию корпуса и сделали более современным внешний вид лодки. Таким образом, можно сказать, что это развитие — качественное. Добавим еще, что новая лодка — результат совместных усилий коллектива конструкторов и производственников, сотрудников ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, специалистов-дизайнеров ЦНИИ «Лот».
Какие же задачи ставили перед собой разработчики? С учетом накопленного опыта постройки и испытаний серийных лодок «Янтарь» и «Неман», а также подготовки ряда опытных образцов так и не освоенных производством мотолодок «Серебрянка», «Мотылек» и т. д., надо было подготовить проект универсальной 4-местyой прогулочно-туристской глиссирующей мотолодки минимальных размерений, возможно более технологичной, имеющей лишь обязательный минимум оборудования. Имелось в виду, что при практическом сохранении эксплуатационных качеств более крупных лодок традиционного «4-метрового» класса новый «Неман» будет иметь меньший вес и обводы, позволяющие, в отличие от остальных «моторок», выходить на глиссирование с более экономичным и менее мощным, чем «Вихри» и «Нептуны», 14-сильным «Ветерком».
Специально оговаривалось, что конструкция мотолодки должна обеспечивать возможность выпуска «Немана-2» на существующих конвейерных линиях, с использованием части той технологической оснастки, которая была изготовлена для производства мотолодки «Неман».

Теперь уже можно сказать, что поставленные перед создателями лодки задачи решены.
Архитектурное решение — традиционное: лодка имеет открытый кокпит и подмоторную нишу, носовую палубу с панорамным ветровым стеклом. Необычность внешнего вида «Немана-2» заключается в применении высоких бортовых комингсов — ограждения кокпита в виде фальшборта, плавно переходящего в округлое ветровое стекло. Такое решение позволило увеличить полезную площадь кокпита за счет отказа от бортовых потопчин, повысить безопасность эксплуатации лодки благодаря увеличению фактической высоты борта на миделе с 530 до 750 мм, придать ей современные черты. Получившиеся размеры кокпита (1,80 X 1,25) практически такие же, как на значительно более крупной (длиннее на 0,7 м) «Казанке-5», и лишь ненамного меньше, чем на «Крыме», «Днепре», «Ладоге» и т. п.

Для размещения пассажиров предусмотрены две жесткие поперечные двухместные банки; банки сделаны металлическими с соответствующими выштамповками. Кормовая банка служит одновременно и крышкой рундука. Для размещения багажа и снаряжения используется также пространство под носовой палубой и под носовой банкой. На краю палубы — под защитой стек- па — выштампована ниша для хранения мелких предметов. Такие же углубления сделаны и на участках кормовой палубы; они будут удобны при работе с мотором.

Пайол на «Немане-2» — деревянный, решетчатый. Непотопляемость обеспечивается закрепленными под носовой палубой и в районе подмоторной ниши блоками плавучести (пенопласт ПСБ-С; 0,26 м3). Лодка снабжается распашными веслами, черпаком, спасательным пинем; имеются носовой рым и кормовые швартовные утки.

Сейчас проводим проработку тентового устройства.
Конструктивный миндель-шпангоут Корпус мотолодки имеет остроскулые обводы с разворачивающимися на плоскость поверхностями днища, килеватость на миделе составляет 16°, на транце — 8°. Продольных реданов нет, но сделаны по одному ребру-отсекателю, препятствующему поперечному растеканию потока (за днище выпущена нижняя часть стрингера, на котором выполнен стык секций). Отказавшись от бортовых булей, имевшихся в кормовой части «Немана», конструкторы новой лодки соответственно увеличили ширину корпуса в корме. Существенно (с 1,1 м до 1,25) возросла ширина на транце по скуле, хотя наибольшая ширина лодки не изменилась. Для повышения прочности транца, а также увеличения плавучести кормовой части лодки — уменьшения опасного дифферента, возникающего при работе с мотором, на транце, в надводной его части, выштампован 50-миплиметровый уступ на уровне Дна подмоторной ниши.Особое внимание уделялось выбору рациональной конструкции корпуса. В качестве материала, как и на предыдущих моделях тех же разработчиков, применен сваривающийся коррозионно-устойчивый алюминиево-магниевый сплав АМг-5, обладающий хорошими пластичными и приемлемыми прочностными качествами. Малые толщины обшивки (1,5—2,0 мм) и опасность появления значительных деформаций при приварке сплошным швом поперечного набора предопределили выбор смешанной системы набора днища, позволяющей существенно уменьшить протяженность сварных соединений и объем ручной — немеханизированной сварки. Скулы на кормовой половине длины корпуса выштамповываются на бортовых листах. Это позволило избавиться от выполнения сварки угловых соединений по скулам. К обшивке привариваются (механизированная контактная сварка) только днищевые продольные связи, служащие опорой для шести флоров с отогнутыми по кромкам фланцами.

Напомним, что на серийном «Немане» была применена поперечная система набора с приваркой его к обшивке ручной аргоно-дуговой сваркой.

Эскиз обводов и продольный разрез лодки

Ссылка на увеличенное изображение

Второй отличительной особенностью новой модели является расчленение корпуса на отдельные секции, сборка которых будет производиться в специализированных сборочных кондукторах. Это и позволило широко применить контактную сварку при установке набора, а ручную аргоно-дуговую сварку по соединениям листов производить при жестком закреплении конструкций и достаточном отводе тепла, выделяемого при сварке. Благодаря принятым мерам удалось значительно уменьшить сварочные деформации и в результате получить хороший товарный вид корпуса.

Применены и такие передовые методы изготовления тонколистовых конструкций, как использование вытяжных, гибочных и вырубных штампов, придание деталям жесткости при помощи выштамповок и гофров, отбортовок, фланцев и т. п.

Заводские и межведомственные испытания опытных образцов «Немана-2», а также участие новой лодки в традиционных соревнованиях на приз сборника «Катера и яхты» показали, что надежды конструкторов и технологов оправдались.

Лодка под мотором «Нептун-23» легко выходит на глиссирование и показывает высокие скоростные качества как при полной, так и при минимальной нагрузке, легко управляется, устойчива на курсе не только на тихой воде, но и при встречно-боковом волнении. При высоте волны до 0,5 м лодка испытывает лишь умеренные ударные нагрузки и может идти без существенного снижения скорости. Это позволило увеличить предельную высоту волны, при которой разрешена эксплуатация «Немана-2», до 0,5 м, тогда как соответствующее ограничение для «Немана» составляло 0,25 м. Хорошая приемистость также является важным достоинством мотолодки «Неман-2».

При некотором снижении нагрузки ее с успехом можно эксплуатировать Под «Ветерком-12»: при нагрузке 170 кг (два человека и минимум багажа) на мерной миле была достигнуто скорость 27,0 км/ч.

Сравнение основных характеристик двух мотолодок
  «Неман-2» «Неман»
Длина наибольшая, м 3,80 3,60
Ширина наибольшая, м 1,40 1,40 (по булям)
Высота борта на миделе, м 0,75 0,55
Масса лодки с оборудованием и снабжением, кг 130 110
Грузоподъемность, кг 300 300
Пассажировместимость *, чел. 4 4
Допустимая мощность, л. с. 26,5 20
Скорость **, км/ч:    
с одним человеком 43,2 около 40
с полной нагрузкой 37,9 около 34

Серьезные испытания, надо отметить — очень полезные для разработчиков, выпали на долю лодок, участвовавших в морской маршрутной гонке 1978 г. в Лиепае: два «Немана-2», выступавших в экспериментальном классе, заняли первые места в Т-350 и Т-500, успешно закончив гонку без единого нарушения прочности корпуса. Экипаж, выступавший с мотором «Нептун-23», по сумме результатов трех гонок (маршрутная, кольцевая, на эффективность) занял общее второе место среди экспериментальных судов, а экипаж, выступавший с «Вихрем-25», — третье.

Сейчас заканчивается подготовка производства к выпуску установочной партии мотолодок типа «Неман- 2».

Можно добавить, что чисто туристский вариант «Намана-2» нами не разрабатывался, но в настоящее время мы готовим к согласованию донументацию, обеспечивающую увеличение полезной грузоподъемности до 360 кг и повышение допускаемой мощности подвесного мотора до 30 л. с.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo