.

Вы здесь

Из архива Нептуна

Из архива Нептуна

17.07.2014 Автор: 0 309

В НАЧАЛЕ ВЕКА

1  

До революции в Камском бассейне с ведома и согласия судовладельцев, не желающих уступать друг другу первенство, между пароходами систематически организовывались своеобразные «соревнования». Лишь огромный материальный ущерб охлаждал пыл «гонщиков». В конце прошлого века в результате многих аварий возникла проблема безопасности судовождения.
Это нашло отражение на страницах «Пермских губернских ведомостей». Так, 1 января 1900 г. газета писала: «Между пароходами Каменских и Любимова состоялось соглашение на навигацию 1900 г. об изменении расписаний с целью прекращения гонок пароходов. До 1899 г. суда этих владельцев отходили от главных пристаней Камы в одни и те же часы, причем нередко устраивались гонки. С целью предотвратить их принято решение назначить отвал в разное время».

ПО МАРШРУТУ ГЕРОЯ ЖЮЛЯ ВЕРНА

 2 Во второй половине ХХ века кругосветное путешествие уже перестало быть чем-то из ряда вон выходящим. Тем не менее 50-летнему французскому журналисту Клоду Моссе удалось заставить заговорить о себе. Дело в том, что он заключил пари с лондонским «Клубом реформ»: Моссе намеревался в точности повторить маршрут Филеаса Фогга, причем пользуясь теми же транспортными средствами.
С Британских островов он на пароме перебрался во Францию, поездом доехал до Марселя, затем пароходом отплыл в Бомбей; он передвигался на слонах, вело-рикшах, джонках. Уже в Нью-Йорке пересел на лайнер «Элизабет-2», на котором и завершил путешествие в английском порту Саутгемптон. Весь путь вокруг света он проделал ровно за 80 дней.

ДАНЬ ТРАДИЦИИ

4   Во время очистных работ со дна озера Морское Око в Польских Татрах было поднято два полных таза и большая лейка... мелких монет. Преобладали монеты достоинством в один и два злотых. Но среди них были и лиры, шиллинги, копейки, форинты, кроны, марки и т. д. Этот факт говорит о том, что обычай бросать в воду деньги приобрел международный характер. Всего со дна озера было поднято 15 тысяч злотых. Эти деньги были переданы в фонд строительства Центра здоровья ребенка в Польских Татрах.

МАЯК В ТЮРЬМЕ

 3 Залив Сан-Франциско по праву можно назвать одной из лучших гаваней мира. Но опасностью для судов, входящих сюда через Золотые Ворота, является небольшой остров Алькатрас. Частые кораблекрушения у его скал во время тумана побудили американцев соорудить на острове в 1854 г. маяк. Прошло всего пять лет, и маячная башня высотой около 70 м оказалась... в тюрьме. Дело в том, что правительство превратило остров Алькатрас в место заключения для уголовных преступников, осужденных пожизненно. По иронии судьбы смотрители маяка оказались соседями самых отпетых преступников и убийц. Маяк «Алькатрас» получил «свободу» лишь в 1963 г., когда остров перестал быть местом заключения.

О суевериях

В глубокой древности в среде моряков возник целый «кодекс» суеверных обрядов, обычаев, примет. И неудивительно. Ведь, не обладая ни надежными судами, ни надежными навигационными средствами судовождения, они вынуждены были вступать в схватку с грозной стихией, полагаясь в основном на «удачу»!
У английских моряков считалось, например, плохим предзнаменованием, если какой-либо деревянный предмет падал за борт. Это явно предвещало кораблекрушение. Спасти могла только «быстрота реакции»: следовало тотчас же извлечь из воды упавший предмет.
— За едой нельзя было переворачивать булку, от которой отрезан ломоть: в этот момент где-нибудь мог перевернуться корабль!
— В домах рыбаков старались держать только черных кошек: было отмечено, что это уберегает ушедших на промысел от непогоды.
— Провожавшей моряка женщине следовало поглаживать его форменный воротник: только это гарантировало счастливое возвращение из плавания.
В семьях французских рыбаков было принято делать кораблики из хлеба: это, якобы, сохраняло рыбачьи суда.
— Чтобы разогнать штиль, настоящий французский матрос должен был как можно крепче ругаться и громче свистеть; этим он будил заснувшего бога ветров.
— Рыбаки из Сен-Мало уверены, что, если от рыб исходит запах вина, их сородичи заинтересуются этим и сами будут стремиться попасть в рыбацкие сети. Поэтому здесь никогда не оставляют первую пойманную в новом сезоне рыбу, а выбрасывают ее обратно в море, предварительно «напоив».
Если возвращающимся на корабль датским морякам попадалась идущая навстречу женщина в белом фартуке, они сворачивали на другую дорогу: белый фартук считался предвестником шторма и гибели.
Аргентинские и бразильские моряки считали звон стеклянной посуды погребальным: чтобы спасти тонущего где-то моряка, надо было быстро положить ладони на зазвеневшие предметы.
Долгое время (вплоть до наших дней) определенные дни недели и числа считались счастливыми и несчастливыми. Например, у испанских мореходов счастливым днем считалась пятница— день выхода в море экспедиции Христофора Колумба. А вот у англичан и французов пятницы, даты 2 февраля и 31 декабря, а также первые понедельники августа считались днями несчастья, так как они совпадали с днями крупнейших кораблекрушений.
Известен случай, происшедший с огромной шхуной «Томас Лоусон», которая в конце 1907 г. на подходе к Английскому каналу была разбита во время шторма о прибрежные скалы о-ва Аннет. Через два часа от стального гиганта остались лишь груды металла. Авария произошла в пятницу 13 декабря, а единственная книга писателя Томаса Лоусона, чье имя дали этой удивительной по размерам и количеству мачт шхуне (мачты, а их было семь, называли, считая от носа, днями недели), называлась именно «Пятница, тринадцатое»...
Моряки многих стран были убеждены, что выход в море 13 числа в понедельник равносилен самоубийству и под всяческими предлогами старались поднять якорь не ранее 00.01 вторника. Существует легенда об английском капитане Манди (в переводе с английского — «понедельник»), который пытался опровергнуть это поверье. Он в понедельник приступил к командованию судном, которое было спущено на воду в понедельник; более того, он набрал экипаж в понедельник, вышел в море в понедельник и — надо же быть такому совпадению! — потерпел аварию тоже в понедельник.

Как делить острова?

И без того небольшой островок Сен-Мартен (Мал. Антильские о-ва) разделен, однако, государственной границей на две неравные части!
Рассказывают, что когда-то здесь одновременно и с одинаковой целью — водрузить свой флаг — высадились две экспедиции: французская и голландская. Встреча вооруженных отрядов легко могла перерасти в военный конфликт, если бы командовавшие ими генералы не оказались людьми интеллигентными и в конце концов не договорились решать пограничные споры только мирным путем. А чтобы разделить остров, изобрели довольно оригинальный способ. Каждый отряд выделяет одного солдата-скорохода. По сигналу они выходят из точки А (места, где находятся генералы) и маршируют вдоль берега в противоположные стороны. Точка В — место, где они встретятся, соединяется с точкой А прямой линией. Все, как видите, справедливо и очень просто.
Восхищенные собственной мудростью генералы решили для начала отпраздновать достижение согласия. Французы доставили на берег бочонок вина, голландцы — рому. После дружеских возлияний приступили к делу. Долговязый солдат, выставленный голландцами, доверия не оправдал (оказалось, что он плохо переносит мешанину спиртного): далеко не твердым шагом он успел пройти вдвое меньше крепыша-француза...

Где лечатся акулы?

Аквалангист Карлос Гарсия, обследовавший подводные пещеры в скалистых берегах Мексиканского залива, наткнулся на... тысячи неподвижно лежащих акул. Он высказал предположение, что это — гигантское акулье кладбище, однако последующие наблюдения показали, что акулы просыпаются и покидают пещеры. Сенсацию вызвало сообщение зоологов, установивших, что эти пещеры служат не кладбищем, а «больницей». Благодаря особым свойствам воды погибают микробы, вызывающие болезни морских хищниц. Выяснилась и загадка летаргического состояния акул: их усыпляет углекислый газ.

Четыре имени океана

28 августа 1520 г. Антонио Пигафетта — один из сподвижников Магеллана записал в свой дневник: «Три месяца и 20 дней странствовали мы, пройдя за это время около 4000 миль по морю, названному нами Тихим, потому что ни разу нас не потревожил здесь даже слабый шторм». На карте появилось название океана — Тихий.
Другой испанский мореплаватель — Бальбоа, открывая тот же океан спустя семь лет, назвал его Южным, поскольку попал в него через нынешний Магелланов пролив, следуя сначала с севера на юг.
А в 1752 г. французский географ, составляя карту мира, назвал ту же акваторию Великим океаном, исходя из того, что это крупнейший «водоем» мира.
Было у Тихого океана и еще одно название — Восточный. Так называли его русские моряки, поскольку лежал он к востоку от берегов Азии.

Странный вымпел

Главнокомандующий флотом Соединенных Нидерландских провинций адмирал Крамп разгромил объединенные морские силы Англии и Франции, а затем очистил Северное море от датских и шведских кораблей, утвердив этим полное господство Амстердама над прилегающими водами. Возвращаясь с победой, он приказал вместо адмиральского брейд-вымпела поднять на грот-мачте флагманского корабля обычную березовую метлу — символ того, что он начисто вымел из Английского канала суда конкурирующих морских наций.

Сверхгорячая вода

В Тихом океане в придонных слоях на глубине 3000 м. взяты первые пробы воды в месте уникального разлома — трещины на дне. Проникая в нее, вода соприкасается с раскаленными слоями недр и бьет вверх на высоту порядка 50 м. над уровнем дна. Температура воды этого подводного гейзера выше точки кипения на поверхности, однако вода не кипит из-за огромного давления. До сих пор не найдено способа использования источника «сверхгорячей» воды.

Косолапый "боцман"

bocman На Амуре нередко бывают такие туманы, что судам приходится останавливаться и притыкаться к берегу в самых неожиданных местах. Во время одной из таких стоянок в тайге на борт теплохода «Степан Вострецов» забрался... маленький гималайский медвежонок.
Новичок быстро рос, осваивался с экипажем. Когда закончилась навигация, мишку-«боцмана» передали Благовещенской станции юннатов.

 

 

 

 

Старейшая в мире

«Медея» — самая старая из сохранившихся в мире паровых яхт со стальным корпусом. Построенная в 1904 г. на одной из шведских судоверфей, 200-тонная яхта служила во время первой мировой войны госпитальным судном, а во время второй — базой аэростатов воздушного заграждения.
Недавно яхту купил нефтепромышленник из Лос-Анджелеса — Виттер, который начал собирать подобные памятники старины еще 50 лет назад.

Ирония судьбы

В октябре 1898 г. у западного побережья Англии свирепствовал сильный шторм. В небольшой порт Нейгал в проливе Хеллз-Маут (что буквально можно перевести как «Пасть ада») в поисках убежища зашло много судов. Несколько дней бушевала стихия. Оказались выброшенными на прибрежные скалы и погибли три судна. Но каковы были их названия! «Вера», «Идея» и «Двенадцать апостолов»...

Под всеми подводными парусами

Знаменитый русский ученый Ф. П. Врангель во время путешествия на север вниз по Лене использовал подводные паруса: укрепил на жердях обыкновенный парус и, привязав к нему камни, опустил в глубину. Впоследствии Фердинанд Петрович писал: «Нижнее течение в реке, не будучи подвержено влиянию сильнейшего противного ветра, понесло нас вперед».

Судьба капитана

kapitan На основе анализа проб, взятых из обнаруженного у берегов Флориды нефтяного поля, был привлечен к суду капитан либерийского танкера. Повестка была вручена через 112 дней после случая сброса нефти в море, когда капитан находился в отпуске и никак не ожидал подобных неприятностей. По законам США за умышленный сброс нефтепродуктов ему угрожает штраф до 50 тыс. долл. или тюремное заключение на срок до 5 лет, либо и то и другое наказание одновременно.

 

 

 

 

Вахтенный, не спи!

vahtennyj К новейшим средствам, повышающим безопасность мореплавания, относится и нехитрое контрольное устройство норвежской фирмы «Робертсон электро». Через разные и все время изменяющиеся промежутки времени на том или ином посту включается зуммер и начинает мигать лампочка. Вахтенный обязан отключить сигнал контрольной кнопкой. Если же он этого не сделает, автоматически включается сигнал тревоги.

 

 

 

 

Где раки зимуют!

Выражение: «Я вам покажу, где раки зимуют», появилось еще при крепостном праве. Помещик посылал провинившегося крестьянина ловить раков зимой, хотя найти их подо льдом очень трудно. Самки зимуют поодиночке в норах, а самцы — большими колониями в глубоких ямах.

Осколки армады

Школьник Саймон Бэртон увлекается подводным плаванием. Погрузившись недавно в 150 м от оживленного пляжа неподалеку от Тайнмута, он обнаружил ни много ни мало, а останки старинного галеона, входившего в испанскую «Непобедимую армаду», разбитую штормами и английским флотом в 1588 г. Сначала Бэртон нашел бронзовую пушку, затем еще два орудия и десятки ядер. Благодаря песку многие предметы, в том числе и изделия из дерева, которые сейчас попадают в руки исследователей, находятся в прекрасном состоянии. Английские ученые склонны считать находку Бэртона одним из важнейших археологических открытий нашего века.

Рыбий словарь

slovar Канадский ихтиолог Алэн Эмери утверждает, что научился «разговаривать» с рыбами: ему, якобы, даже удалось получать «ответы» рыб, производя различные движения руками. Приближение вплавь (естественно, под водой!) с вытянутой рукой и согнутыми пальцами неизменно истолковывалось как нападение, «собеседник» немедленно ретировался. Изгиб рук в форма латинского «эс» представляет открытый вызов на честную борьбу: ответом в большинстве случаев является атака.
По мнению Эмери, связь может быть установлена и с помощью воспроизведения тех звуков, которые издают сами рыбы.

 

 

 

Водохранилище в море

vodohranilishhe Гонконг (4,3 млн. жителей) испытывает все большие трудности с пресной водой. До сих пор ее запасы пополняются в основном за счет сильных летних дождей, однако емкости имеющихся водосборников уже не хватает. Решено строить новое водохранилище на 270 млн. м3. Поскольку территории для размещения такого озера нет, проектировщики обратили взоры в сторону моря. Морской пролив между континентом и островом Хайгх перегораживают двумя дамбами, которые должны выдерживать натиск штормов. Останется лишь «выкачать» соленую воду на участке между дамбами...

 

 

 

Галионы Осло

Изящные носовые украшения старинных судов—скульптуры (за рубежом их называют талионами), когда-то украшавшие носовую часть едва ли не каждого судна, можно увидеть не только в морских музеях, но и на улицах ряда старых портов. В столице Операции Парус-78 - Осло таких домов с галионами немало. Как правило, на табличках сказано, с какого судна и когда были демонтированы украшения. Здесь можно увидеть самые старые фигуры мастерски выполненные из дерева где-то в начале XVIII века. Есть и скульптуры, отлитые из металла, поражающие размерами и затейливостью. К ним относятся галионы с судов «Боливар», «Блэк Принс», «Бретань»...
Город норвежских моряков свято чтит морские традиции прошлого.

Из истории самообслуживания

pochta Почтовое отделение с самообслуживанием существовало уже в XVIII веке в проливе Магеллана. Это была бочка, прикрепленная к скале. Каждое судно, проходя мимо, посылало шлюпку с письмами, которые и бросались в эту бочку; одновременно из нее забиралась вся корреспонденция в те страны, в порты которых предполагало зайти судно.
Этот почтовый ящик находился под опекой всех капитанов, которым приходилось плавать в этом районе.

 

 

 

 

Когда якоря были медными

Во время I мировой войны промышленность Германии стала ощущать острый дефицит в меди: запасы ее оказались исчерпаны, а от стран-поставщиков Германия была отрезана блокадой.
Один из найденных выходов был таким. Заказывая в нейтральных странах — Швеции, Дании и Голландии любые, в том числе и малые, суда, немецкие судовладельцы стали требовать от верфей-изготовителей комплектации этих судов огромными якорями, изготовленными непременно из... меди! Баржи, плававшие по внутренним водным путям Германии и свободно ходившие в Голландию, вдруг усиленно начали «терять» свои обычные якоря перед самым пересечением границы, и шкиперам пришлось заказывать в голландских портах новые якоря — тоже из меди. Кроме того, на всех немецких судах, заходящих в эти страны, неизменно приходи лось заменять почему-то вышедшие из строя трубопроводы, причем капитаны опять-таки соглашались платить любые деньги, лишь бы новые трубы были медными.
Естественно, как только суда оказывались в Германии, с них первым делом снимали якоря и демонтировали системы.
За первый же год действия этой хитроумной выдумки Германия получила около 1500 т необходимого стратегического сырья.

Все наоборот

все наоборот Не случайно,— утверждает поляк Юлиан Червинский (автор книжки «Восемь лет на океанах»), — Кокосовые острова в Индийском океане называют «островами, где все наоборот». Еще бы! Крабы здесь питаются кокосовыми орехами, рыбы едят кораллы, собаки ловят рыб, люди катаются на черепахах, раковины представляют собой опасные ловушки, а на верхушках пальм живут крысы.

 

 

 

 

 

Модели из объедков

Самыми редкими и потому очень ценными моделями старинных судов считаются те, которые были сделаны в период наполеоновских войн пленными французскими моряками, содержавшимися обычно на тюремных судах в устьях рек. Модели эти славятся не только исключительной точностью выполнения, необычны и примененные материалы. Даже дерево не всегда было доступно пленным; они использовали в первую очередь кости и отходы тех продуктов, которыми их кормили.

Антиакулья электроника

антиакулья электроника После многолетних экспериментов одна из западногерманских фирм в Киле приступила к выпуску устройства, которое успешно отпугивает акул, испуская неприятные для них электрические импульсы. По дну пляжа укладывается «антиакулий» кабель, под защитой которого купающиеся чувствуют себя в безопасности.

 

 

 

 

Невероятный чемпионат

невероятный чемпионат Во Франции завершился четвертый чемпионат мира по гребле в ваннах, в котором приняли участие 100 гребцов. Накал страстей был таков, что на середине 600-метровой дистанции три «судна» залило через борт и их капитанам пришлось «принять ванну». Победители—водопроводчики Жан Ференти и Пьер Лантернье — выиграли состязание с преимуществом в целых 2 мин: их «Дракон» представлял собой диковинный катамаран из двух ванн, поддерживаемых на поверхности специальной конструкцией: они достигли финиша за 7 минут

 

 

 

 

Шесть новых морских государств

По данным ежегодного справочника, издаваемого Бременским институтом экономики морского судоходства, в настоящее время насчитываются 153 страны, имеющие морской флот под собственным флагом. В их число за последние два года вошли, например: Иордания, Суринам, Мозамбик, Ангола, Камерун и Катар.

Первооткрыватель Америки

Христофор Колумб жив и здоров, проживает в Мадриде и до сих пор выходит в море (правда, нечасто). Его мундир украшают погоны капитан-лейтенанта испанских военно-морских сил. Хотя он прямой потомок «настоящего» Христофора Колумба и потому один из наиболее пышно титулованных особ Испании (герцог ДеВерага, маркиз Ямайский, вице-король Индейский, адмирал Океании и дважды гранд), это, по общему мнению сослуживцев и соседей, самый скромный человек на свете.
48-летний герцог и т.д. любит рассказывать об одной почтенной старухе-испанке, которая несколько лет тому назад, когда он присутствовал при открытии очередного памятника Колумбу (в США — в Майами), подошла к нему и во всеуслышание заявила: — Вы самозванец! Вы чересчур молоды, чтобы на самом деле открыть Америку...

Сколько лет Суэцкому каналу

Суэцкий канал, как выяснилось недавно, был прорыт древними египтянами, а потом разрушен временем и дикими кочевниками. Как сообщает «Тайм», это обнаружилось во время аэрофотосъемок дельты Нила. Геологи нашли под слоем песка насыпи и дамбы, позволившие уточнить размеры античного канала: он имел ширину 60 м и глубину от 2 до 3 м, вполне достаточную для прохода барж.

Шампанское отменяется

В 1843 г. в Англии по проекту Брунеля было закончено строительство первого в мире железного судна океанского плавания и первого в мире винтового, а не колесного морского парохода «Великобритания». Осталось только во время прилива вывести судно из сухого дока, где оно было построено, на большую воду и поднять под звуки музыки флаг. Собралась огромная толпа гостей. Когда уровень воды достиг нужной отметки, полагалось разбить традиционную бутылку шампанского и открыть ворота дока — батопорт, однако ничего подобного не произошло: было объявлено, что торжество отменяется, ибо «выяснилось», что ширина судна на миделе на несколько дюймов больше ширины ворот...

Судостроители играют в кубики

Основные типы рыболовных судов — сейнеры, траулеры и дрифтеры — существенно отличаются не только орудиями лова, но и устройством и оборудованием. Норвежская фирма «Ге- ликс» построила судно, которое в зависимости от условий промысла может быть очень быстро превращено, скажем, из траулера в сейнер. Кормовая часть судна имеет вырез, куда при помощи обычного крана вставляется сменная секция со всем нужным оборудованием и механизмами. Временно ненужные секции хранятся на берегу.
* * *
Шлюзы в старых английских каналах уже давно стали тесны — не пропускают современные суда все больших и больших размерений, однако и удлинять их не представляется возможным: слишком их много! Судостроителям пришлось приспосабливать новые суда к существующим условиям: носовую и кормовую части предназначенных для этих систем пароходов и барж делать...быстросъемными. При подходе к короткому шлюзу судно разбирается на секции, которые шлюзуются по отдельности, а затем снова стыкуются.

Из истории компаса

Еще 4000 лет назад древние китайцы в качестве компаса использовали прибор в виде фигурки человечка, вытянутая рука которого указывала на юг: фигурка стояла на магнитной каретке. В III веке применялась компасная игла, подвешенная на шелковой нити.
Викинги использовали «направляющий камень» — кусочек магнита, подвешенный к нитке или прикрепленный к деревянной дощечке, плававшей в сосуде с водой.
В Мексике найден прибор, изготовленный, как считают, не позднее X века до н. э. и представляющий собой часть железной призмы длиной 34 мм, вдоль которой идет полукруглый желобок. Эту призму укладывали на плавающий в воде кусочек дерева.
В принципе так же был устроен и европейский компас, первые упоминания о котором относятся к XII веку: намагниченная стрелка укреплялась на пробке, плавающей в воде. Прототип современного компаса был изобретен итальянцем Флавио Джойя в XIV веке.

Советы пассажирам

В начале нашего века в одном из путеводителей, составленном английской судоходной компанией и выдававшемся пассажирам трансатлантических пароходов вместе с билетом, содержались довольно ценные рекомендации:
Не считай, что всем известно высокое положение, которое ты занимаешь у себя дома. Никогда не пробуй фамильярничать с капитаном, а тем паче высказывать ему свое неудовольствие по поводу разных мелких неурядиц. Не развлекай неовных дам рассказами о кораблекрушениях и судах, исчезнувших при загадочных обстоятельствах. Не пытайся учить членов экипажа морскому делу. Не утверждай, что ты не подвержен морской болезни, пока не сойдешь на берег.

Рыба - головоломка

Небольшая рыба — миксина, которая иногда попадает в тралы камчатских рыбаков, представляет целый комплекс загадок. Во-первых, это единственная из рыб, которая дышит через нос. Во-вторых, глаза ее затянуты кожей, и только сверхчувствительные клетки, расположенные по всему телу, помогают миксине ориентироваться. В-третьих, сердец у рыбки сразу четыре: одно — для движителя- хвоста, другие — для печени, головы и мышц. Рыбка более полугода может обходиться без пищи. В случае опасности она выделяет слизь, и вода вокруг нее становится похожей на студень. Она хорошо прячется и способна завязываться узлом, так гибок ее позвоночник.

Монахи без работы

В начале XIII в. епископ Кентерберийский основал братство монахов, члены которого были обязаны: «помогать всем, кто попал в беду у берегов Англии, снабжать их едой и пресной водой, излечивать раны, а для ориентировки мореходов ставить маяки».
Теперь ту часть обязанностей монахов, которая касается об служивания маяков, все чаще выполняет автоматика. Бездушный фотоэлемент включает огонь при заходе солнца и выключает его утром. Если тысячеваттная лампа выходит из строя, автомат включает запасную.
В Теннинге (ФРГ), например, работает центр управления 52 маяками Гельголандского залива. В его штате всего... пять электриков.

Деревянные броненосцы

Первым русским кораблем, на котором рангоут был сделан из железа, оказался деревянный броненосец «Севастополь». Интересно, что проектировался корабль как обычный фрегат, не имевший брони, когда же корпус его практически был готов («на пять шестых»), адмиралы приняли решение превратить его в... броненосец! В 1862 г. проект переделали, и на деревянный корпус надели бортовой броневой пояс и броневую палубу. В дальнейшем от строительства деревянных броненосцев, естественно, отказались, так как «они находились в ремонте намного больше, нежели находились в строю».

Взгляд со стороны

В старом парусном флоте существовал такой порядок. После того как корабль был подготовлен к походу, перед самым снятием с якоря боцману полагалось объехать на шлюпке вокруг и внимательно осмотреть его со всех сторон. С палубы далеко не всегда можно было заметить какое-либо упущение в парусном вооружении. Поэтому-то и требовался обязательный осмотр со всех сторон.

Неожиданное вторжение

Актриса А. Сирс из Филадельфии проснулась от ужасающего грохота, и далеко не сразу поняла, что произошло. Речное судно с грузом сахара развило при подходе слишком большую скорость, что-то где-то вышло на нем из строя, а в результате теплоход разворотил причал, вылетел носом на набережную и уткнулся в здание театра, где актриса занимала комнату.

Тайны Каспийского дна

Почерневшее от времени ружье с клеймом Тульского завода и цифрой «1852», судовой колокол и якорь нашли подводные археологи. Это — следы исчезнувшей экспедиции Н. А. Ивашинцова, исследовавшей в прошлом веке Каспийское море. Много десятилетий поиски затонувшей шхуны «Куба» были безрезультатными.
Более 2000 предметов найдено в прибрежной полосе. Среди них такая редкость, как 70-килограммовый каменный якорь, пролежавший на морском дне тысячу лет: подобными якорями пользовались в XI веке.

Смотри на гетры

«Гетры Зуава еще сухие»,— сообщают газеты. Следовательно, пока опасности нет. А вот если вода подымется до колен, это уже беда.
Во время сильных наводнений воды Сены нередко затопляют центральные кварталы французской столицы. В такие дни парижане измеряют уровень воды в реке по статуе Зуава под центральным пролетом моста Альма.

Деревянные гиганты

Оказывается, в XX веке еще строились огромные парусники с деревянными корпусами (правильнее сказать — композитными, поскольку отдельные узлы набора и даже целые районы обшивки делались стальными).
Самые большие суда строились в Америке, где в распоряжении корабелов имелся более крупный строевой лес. Одним из крупнейших деревянных судов в мире была шестимачтовая шхуна «Вайоминг», построенная в 1909 г. Ее вместимость — 3730 peг. т, грузоподъемность — 5300 т; длина по килю — 100,4 м, ширина — 15,27 м, высота борта — 9,26 м. Гигантом была и шестимачтовая шхуна «Орегон Фэа» («Е. Б. Стирлинг»)—1919 г., грузоподъемностью 4200 т. Не намного меньше были шестимачтовые же шхуны «Орегон Пайн» (1920 г.) и «Форт Ларами» (1921 г.).
Ллойд считал деревянное судно надежным и принимал его к страхованию, если вес всех его металлических частей и креплений был не менее 10—12% веса дерева. Длина отдельных брусьев, закладываемых в киль, доходила до 30—36 м.

Созерцание неба

Петр I почти целиком ввел в свой Морской устав те меры наказания, которые существовали в Голландии и Англии (сечение кошкой, протягивание под килем с одного борта на другой, погружение в воду с конца реи с грузом на ногах и т. п.). Однако от одного из всей шкалы «рекомендованных» зарубежной практикой наказаний он все-таки отказался. Оно носило поэтическое название «созерцание неба». Наказуемого поднимали на мачту, там растягивали лицом вверх и оставляли так висеть несколько часов. Это наказание существовало в других флотах еще сто лет.

Первые пароходы на Волге

Утром 16 августа 1817 г. раздался пушечный залп, и из Пожвы вышли два парохода. По живописной Каме они направились вниз — к Казани. Этот день считают началом парового судоходства в волжском бассейне. Эти одни из первых в России пароходов были построены под руководством замечательного русского инженера и ученого П.Г. Соболевского (1781 — 1841). Один имел машину мощностью в 6, а другой — в 36 л.с. Для большего из двух пароходов Соболевский за несколько лет до начала подобных опытов в Англии сконструировал безбалансирную паровую машину. По тем временам это был крупный пароход: длина его составляла — 30,6 м; ширина—6,9 м и высота борта — 2,6 м.
Регулярное же пароходное сообщение по великой русской реке началось только четверть века спустя. Само слово «пароход» в русский язык ввел председатель морского ученого комитета вице-адмирал И. П. Рикорд. До того паровые самодвижущиеся суда официально назывались стимботами

О масштабах пиратства

В 67 г. до н. э. римский цезарь Помпей был вынужден начать настоящую войну против пиратов. В кампании приняли участие почти все военные галеры, а также родосский флот. В ходе боевых действий было уничтожено 1500 пиратских кораблей и взято в плен свыше 30 тыс. пиратов. По этим двум цифрам можно представить себе, какую силу представляли пираты античной эпохи!

Закономерная "путаница"

О-в Ратманова находится в Беринговом проливе. Это самая восточная точка нашей страны. Только 4 км отделяют его от американского о-ва Крузенштерна, однако в один и тот же день даты на них не сходятся: когда на американском острове 31 декабря, на советском уже 1 января: дело в том, что как раз между островами проходит международная линия изменения дат.

Премия, которую еще можно получить

Королева Англии Елизавета I установила (XVI в.) награду в 10 тыс. фунтов тому, кто разработает эффективный и экономичный способ опреснения морской воды. Если говорить о снабжении питьевой водой моряков на малых парусных судах, которые на протяжении многих недель находятся вдали от берегов и вынуждены брать на борт запасы воды, то проблема практически так и не решена за 400 лет.

Мелкая кража

Египетское грузовое судно «Ал Гуйза» водоизмещением 3000 т после пожара отвели в порт Александрию. В ожидании ремонта оно довольно долго стояло в тихом углу у стенки... пока не исчезло. Когда хватились, судно оказалось отбуксированным за много миль и уже проданным на слом: его вовсю «разделывали» газорезчики.

За пушку - три рубля

Среди многих обычаев, установленных Петром I, существовал и такой: главные строители после благополучного спуска на воду построенных ими кораблей получали награду — некую сумму в серебряных рублях на серебряном же блюде. Поскольку самым наглядным показателем величины и боевой мощи корабля было число орудий, размер награды и поставили в прямую от него зависимость: за 100-пушечный корабль полагалось 300 рублей, за однопушечный бот — 3 рубля...

Злополучное сено

Это было во время Крымской войны. 30 мая 1854 г. английский парусник «Европа» под командованием капитана Гарднера вышел из Плимута и направился в Черное море—к осажденному Севастополю. На борту кроме 44 моряков — членов экипажа находились 60 драгун со своими лошадьми, около 30 пассажиров и военный груз. Вечером следующего дня, в 22 часа, когда капитан только что с удовлетворением отметил, что пройдено ровно 200 миль, прозвучал сигнал тревоги — ему доложили, что на судне вспыхнул пожар.
Попытки погасить вырывавшееся из трюма пламя так ни к чему и не привели. Людей охватила паника. Капитану с офицерами пришлось подавать пример и самим спуститься в трюм, а тем временем матросы спустили на воду шлюпки и часть из них вместе со всеми драгунами уже покинула судно.
Горстка моряков так и не смогла справиться с пожаром. Капитан погиб в огне. Нескольких уцелевших сняли с горящего судна подошедшие на помощь английские корабли и немецкая шхуна «Кеннет Кингфорд».
Следствием, проведенным Британским адмиралтейством, было установлено, что причиной пожара явилось самовозгорание сена, погруженного в качестве корма для 57 драгунских лошадей на время долгого рейса.

Сильный ураган, пронесшийся над индийским портом Бхавнагаром, не только не причинил ущерба, но и оказался весьма полезным: за несколько секунд он поднял и перенес в океан тысячи тонн песку, камней и ила. В результате акватория порта расширилась на несколько сотен квадратных метров и даже стала на 3 м глубже. Для выполнения такого объема работ силами техники понадобилось бы не менее двух лет.

Что такое танктеинер

Не случайно это слово похоже на уже ставшее привычным — контейнер. Внешне танктейнеры ничем нё отличаются от существующих контейнеров; отличие в том, что внутри они имеют обогревательную систему: во время рейса обогрев осуществляется паром, а на контейнерном терминале - электроэнергией. В танктейнерах, осуществляются, например, перевозки капролактана, для которого требуется постоянная температура плюс 70°С.

Под пиратским флагом

Черная галера с золотой отделкой под ужасные звуки тамбурина, морских рожков и дудок закончила необыкновенное путешествие у моста Конкорд в Париже: 14 "пиратов"-генуэзцев, искателей приключений, ка веслах прошли за 18 дней 750-километровый путь от Безансона до французской столицы. Корабль, на котором они совершили путешествие, построен их собственными руками и, якобы, представляет собой точную копию пиратской галеры XVII века.

На ошибках учатся

Чиновники британского Адмиралтейства, рассмотрев просьбу адмирала Нельсона о выплате ему пособия за потерянный в бою глаз, постановили отказать, мотивируя тем, что своевременно не представлена соответствующая справка. Утверждают, что наученный горьким опытом адмирал, потеряв затем еще и ногу, первым делом оформил справку и был вознагражден за аккуратность: пособие за ногу ему в конце концов вынуждены были оформить.

Вода против воды

Специалисты изыскивают новые материалы, которые могли бы противостоять такой разрушительной силе, как вода. Японские гидротехники предлагают строить плотины и дамбы из необычного строительного материала— пластиковых мешков, наполненных водой. Как показали испытания, плотина, сооруженная из таких мешков весом примерно по 5 т, выдерживает напор воды в три раза больший, чем плотины из камня и песка.

 

 

Опасность комфорта

Какие суда лучше: с кондиционерами или без? Казалось бы, вопрос странный. Врач из Гамбурга X. Юнгман был крайне удивлен, установив, что при плавании в тропиках экипажи новых судов в два раза больше подвержены простудным заболеваниям, чем их коллеги на судах устаревших — не оборудованных системой кондиционирования воздуха. Очевидно, моряки, спасаясь от тропической жары в каютах, теряют контроль за самочувствием и... переохлаждаются!

Регистр Ллойда свидетельствует

По данным Ллойда, в конце 1978 г. по морям и океанам плавало более 68 ООО судов валовой вместимостью свыше 100 per. т.
Потери мирового судоходства за один предыдущий 1977 г. составили 334 морских судна общим тоннажем 1 073 тыс. per. т. Из этого числа 129 судов затонуло, а остальные получили столь большие разрушения, что было признано нецелесообразным их ремонтировать. 57 судов погибло из-за пожаров и взрывов, 32 — в результате столкновений.

Борьба за производительность труда

Петр Первый всегда много работал сам, других работать заставлял, но бестолково организованных работ не терпел. Однажды в гавани он случайно увидел, как около сотни солдат и матросов вытаскивали из воды на берег небольшое суденышко. Руководивших ими офицеров он велел судить, а прокурору Адмиралтейства объяснил: «Такие работы нужно выполнять только 20 человекам — при помощи талей и шпилей, а ежели он, прокурор, не будет следить за этим, то его самого посадят в острог...»

Не Кон-Тики, а Кэн-Тики

В Сингапурскую гавань вошла 7-метровая мотолодка с названием, написанным буквами во весь борт: «Кэн-тики» (по-английски «кэн» — консервная банка). Порт приписки — Дарвин (Австралия). Три искателя приключений за 12 суток преодолели около 1700 миль в сложнейшем для навигации районе океана на необычном судне. Собственно необычным было не само судно, а примененный при его постройке материал. В целях рекламы местного пива, прославившего Дарвин, мореходы собственноручно сложили корпус из пустых «фирменных» пивных банок (как складывают стену из кирпичей), приклеивая их одну к другой эпоксидной смолой. Прочность корпуса за время путешествия даже несколько увеличилась: по мере появления пустой тары, а питались мореходы исключительно консервами, запивая их пивом, все новые банки подкрепляли корпус в малонадежных местах.

 

 

Участник Северной войны

В 70 м от пляжа курортного поселка Нарва-Йыэсуу под 6- метровым слоем песка обнаружены остатки корабля. Шпангоуты, обшивка и другие части корпуса хорошо сохранились, видимо, благодаря отсутствию кислорода.
Ученые ведут исследования деталей парусника. Сделаны первые выводы. Этот военный корабль участвовал в Северной войне. Именно здесь сражались эскадры Петра I и шведского короля Карла XII. Возможно, что корабль был выброшен на мель в сильнейший шторм, который, как утверждают историки, случился как раз во время морских баталий у устья реки Нарвы.

 

 

Пароходы и сельское хозяйство

В конце прошлого века на реках Франции успешно использовались специально сконструированные мелкосидящие пароходики с мощными помпами: в засушливое время они орошали близлежащие поля. При водоизмещении 78 т эти суда свободно проходили даже по небольшим каналам

Много ли воды в море?

По данным Океанологического института им. П. П. Ширшова объем Мирового океана оценивается цифрой от 1,32 до 1,38 миллиарда м3. Если бы поверхность планеты была совершенно ровной, то океан затопил бы ее, покрыв споем воды толщиной 2700 м!

Циклон и картежники

Циклон «Трейси», обрушившийся на Северное побережье Австралии в декабре 1974 г., был одним из самых тяжелых стихийных бедствий в истории страны. В фонд помощи пострадавшим поступило более 7 млн. долл. Основную часть этой суммы решено было распределить среди коренных жителей северной части страны. Однако, как совершенно случайно выяснилось впоследствии, аборигены не получили ни цента. Вопрос о судьбе фонда помощи стал причиной крупного политического скандала. Мэр города Дарвина Э. Стэн скромно предположил, что «некоторая часть» собранной суммы оставлена в игорных домах и питейных заведениях чиновниками.

Чудеса страхования

Английские страховые общества предлагают страховаться от всевозможных неприятностей, проявляя при этом незаурядную изобретательность. Так, общество «Эагле Стар» выдает специальный полис рыболовам, страхующий их от действия жарких лучей летнего солнца. Есть и «наживка». Как известно, в яркие солнечные дни рыба клюет неохотно, но застрахованных фирмой рыбаков призывают не бояться зтого: убытки от неудачной рыбалки им будут возмещаться! На основании рекламных проспектов трудно сообразить, насколько «рентабельно» платить страховку и ловить рыбу тогда, когда она не ловится, чтобы получить компенсацию...

 

 

 

 

Средний не по середине

Между о-вами Ушишир и Расшуа, входящими в состав Курильской гряды, расположен пролив, обычно называемый Средним, Любопытно, что никакого отношения к слову «середина» название не имеет. По приказу командира «Дианы» В. М. Головнина проливу было присвоено имя первооткрывателя— штурмана Василия Среднего. Теоретически он и называется — пролив Среднего.

400 лет ручному лагу

Ручной лаг изобрел англичанин Хэмфри Коул, обнародовавший свое изобретение в 1578 г. Лаг этот представлял собой треугольную доску с соответствующим грузом. Будучи выброшенной за корму на вытравливаемом лаглине, доска удерживалась в частично погруженном состоянии, разворачивалась перпендикулярно движению судна и практически оставалась на месте. Длинный лаглинь был разделен узлами на соответствующие отрезки по 48 футов.

Судно - пахарь

Для борьбы с мелями нижегородский крестьянин Прокофий Печуркин в 1885 г. предложил проект специального мелкосидящего парового судна. С помощью своеобразных опущенных ниже днища плугов судно за один проход должно было разрыхлять слой песка глубиной до 50 мм и по опущенной вниз трубе принимать его в трюм. За рабочий день судно-пахарь должно было на протяжении 1 км делать канал шириной до 8 м и достаточной глубины.

Кто же был первым Робинзоном?

Первый Робинзон Из дошедших до нас источников следует, что первым человеком, проведшим несколько лет на необитаемом острове, был испанский моряк Педро Серрано. В 1540 г. он один спасся с корабля, разбившегося у берегов Перу, добрался до маленького островка и пробыл там в одиночестве три года.

 

 

 

 

 

Первые русские танкера

Первым судном, на котором нефтепродукты перевозили не в бочках, а наливом, была деревянная шхуна «Святослав», принадлежавшая волжскому судопромышленнику Бальянинову: в ее трюме установили большой железный ларь. Затем такой же резервуар построили и для шхуны «Елизавета». Вскоре таких «наливников» на Волге насчитывалось уже свыше десяти.
Золотую медаль как за большое достижение в развитии отечественной промышленности получил купец Артемьев, широко внедривший экономичный новый способ перевозки жидкого горючего наливом сразу на десяти судах. Он же первым специально заказал судно «Проход Шипки», явившееся родоначальником русского танкерного флота.

Юбилей рыболовного крючка

Юбилей рыболовного крюка Археологи утверждают, демонстрируя то, что найдено при раскопках, якобы рыболовный крючок был известен ни много ни мало 20 тыс. лет назад! Рыболовная сеть значительно — вдвое — моложе: она изобретена около 10 тыс. лет назад.

 

 

 

 

 

 

В приданное - плавучий сад

В приданное - плавучий сад В Бирме живет народность интха — озерные люди. На высоких бамбуковых сваях стоят в воде их дома, пагоды, школы. Снуют лодки. Перед многими домами — плавучие сады. Чтобы заложить такой сад, надо сплести плавучий настил из корней и ветвей, привезти с берега землю, а чтобы сад не уплыл — надежно его пришвартовать. Когда девушка выходит замуж, ее сад- приданое торжественно буксируют к дому будущего супруга.

 

 

 

 

Рекорд по числу названий

Самое большое количество названий имело в былые времена Азовское море. Древние греки называли его Меотидой, римляне — Меотийским, Скифским, а потом Сарматским морем. Пришедшие сюда турки называли его вначале Бахр-Ассак, а затем просто Ассак, что в переводе значит Синее море. Славяне окрестили его вначале Сурожским, а потом остановились на Синем...

Шум вреден

Летом 1885 г. по глубоководному Иртышу шла паровая шхуна «Надежда». Шлепая плицами гребных колес, она нарушала вековую тишину окружающих гор. Оттуда и пришло несчастье: часть исполинского берегового утеса неожиданно рухнула в воду, волной шхуну с полным грузом выбросило на противоположный берег. Да так, что все попытки перетащить ее обратно в воду успеха не имели.

Из истории грузовой марки

Из истории грузовой марки Когда-то соль по Каме возили в огромных деревянных ладьях-баржах. Загрузку соли в них производили без веса — до тех пор, пока баржа не садилась в воду до торчавшего в борту большого фасонного гвоздя, окрашенного в красный цвет. Погрузка «под красный гвоздь» обеспечивала не только достаточный надводный борт, но и гарантию, что осадка не превысит глубины на фарватерах.

 

 

 

 

 

Спортсмен-подводник из зоопарка

Спортсмен-подводник Дженни живет в зоопарке Нью- Джерси (США) и проявляет странную любовь к воде и водным видам спорта. Служитель, терпеливо занимаясь с животным, научил его не только хорошо плавать, но и нырять. Чтобы стимулировать занятия подводным спортом, смотрителю пришла в голову идея пустить в бассейн рыб. Дженни преследует их с большим азартом и не без успеха. Остается добавить, что Дженни — тигрица.

 

 

 

 

 

 

Вниманию писателей - маринистов

При написании морских романов (повестей, сценариев, либретто) следует соблюдать осторожность, указывая расстояние до ближайшей суши. Недавно один старый моряк, просматривавший рукопись, забраковал ее, так как герой потерпел крушение, якобы, в 2000 милях от берега: оказывается ни в одном океане на Земле нет точки, расстояние от которой до берега превышало бы 1800 миль.

Из древних патентов

Древнеримские моряки имели в своем распоряжении довольно совершенные лаги. На поверхность воды опускалось колесо с лопастями (наподобие гребных колес на речных пароходах!). Число оборотов этого колеса, определяемое примитивным счетчиком (зубчатое колесо, перебрасывавшее камушки из одного сосуда в другой), служило мерой пройденного пути, а при использовании песочных часов — и «указателем скорости».

Атака орла

Атака орла Теплоход Азовского морского пароходства «Виктор Курнатов- ский» находился в Средиземном море. Когда один из членов экипажа проходил мимо кормовой надстройки, на него с большой высоты спикировал орел. Моряк, отбивая атаку, победил большую птину и, больше того, с помощью подоспевших товарищей захватил орла в плен. По возвращении из рейса в родной порт члены экипажа передали птицу юным натуралистам.

 

 

 

 

 

Из "Морской истории" Кавказа

В «Кавказском Календаре на 1871 год», изданном в старом Тифлисе, в разделе «Хронологические показания достопримечательных событий, происшедших в Кавказском Краю», помещены были и следующие:
— «Год до Р.Х. 2500-й —Всемирный потоп. Ноев ковчег останавливается на вершине Большого Арарата...»
— «Год до Р.Х. 1350-й—Поход Аргонавтов за золотым руном в Колхиду (Мингрелию и Грузию)...».

"Весомая награда"

В фондах Государственного исторического музея в Москве хранится редкий орден восьмиугольной формы. Изготовлен он из чугуна грубой отливки, весит десять фунтов. Посередине краткая, но довольно красноречивая надпись: «За пьянство». Скрепленный с металлическим обручем орден надевался на шею «награжденного», как собачий ошейник. Орден был отлит на одном из уральских горнорудных заводов в начале XVIII века и служил для наказания злостных пьяниц.

Изобретательный смотритель

Смотритель одного из английских маяков Билл Требилкок долго ломал голову над тем, как ловить удочкой рыбу. Дело в том, что ему мешала конструкция маяка, представлявшего собой расширяющийся книзу конус. После многолетних экспериментов Билл нашел выход: он забрасывает удочку с помощью воздушного змея.

Луший компаньон - поросенок

Луший компаньон - поросенок Выбирая спутника при подготовке. к дальнему рейсу, яхтсмен- одиночка должен учитывать подверженность животного морской качке. Как утверждают ученые, с этой точки зрения самые идеальные кандидаты — свинья и утка. На них не оказывает никакого влияния даже сильная и длительная качка, которая выводит из равновесия бывалых моряков, не говоря уже о малоопытных кошках, собаках, обезьянах и попугаях.

Boatportal.ru

logo