.

Вы здесь

Применение карбюратора «Йиков» на «Нептуне-23»

Применение карбюратора «Йиков» на «Нептуне-23»

14.05.2013 Автор: 0 12425

В. И. Стукин «Катера и яхты» №2 (72) март-апрель 1978г

 

Применение карбюратора «Йиков» на «Нептуне-23»

 

На подвесных моторах обычно применяются карбюраторы мотоциклетного типа. В частности, на моторе «Нептун-23» установлен мото­циклетный карбюратор К.36Л. Наря­ду с такими несомненными достоинствами, как простота конструкции и доступность, он имеет и ряд суще­ственных недостатков. Из-за отсут­ствия обогатителя холодный двига­тель запускается тяжело. Трудно до­биться высокого качества приготовляемой горючей топливно-воздушной смеси, так как компенсация ее со­става осуществляется лишь дозирую­щей иглой, что не обеспечивает одно­родности смеси на всех режимах ра­боты двигателя. П-образный дрос­сельный золотник вибрирует в дроссельном колодце, что особенно ощу­тимо на малых и средних оборотах.

Избавиться от перечисленных не­достатков очень просто: достаточно заменить карбюратор, установив другой, более совершенный мотоцик­летный карбюратор – «Йиков» (произ­водства ЧССР). Сделать это действи­тельно просто, поскольку посадочные фланцы у них одинаковы. В карбю­раторе «Йиков» компенсация состава смеси осуществляется дозирующей иглой и воздушным насадком, что обеспечивает достаточно хорошее и стабильное качество смеси и препят­ствует образованию жидкой пленки на стенках газовоздушного тракта.

ikov2

Карбюратор «Йиков», установленный на «Нептуне-23»

 ikov1

Схема карбюратора «Йиков» с пусковым устройством.

1— насадок на входном патрубке; 2 —дроссельная заслонка; 3 — трос управления дросселем; 4 — трос управления пусковой системой; 5 — дозирующая игла; 6—винт качества топливной смеси холостого хода; 7 — винт количества  смеси холостого хода; 8 — главный топливный жиклер; 9 — пробка топливного колодца.

ikov3

Пробка топливного колодца; латунь

 ikov4

Насадок; дюралюминий.

 ikov5

Главный топливный жиклер; латунь.

Лучшим вариантом является уста­новка на «Нептун-23» карбюраторов со специальным пусковым устрой­ством «Йиков» типа 2926СД или бо­лее распространенного 2924СД, имеющего меньший диаметр диффузора. Если таких карбюраторов приобрести не удалось, можно установить и кар­бюраторы типов 2926СБД или 2924СБД, однако следует иметь в ви­ду, что они, в отличие от карбюра­торов типа СД, специального обога­тительного устройства не имеют и поэтому менее эффективны.

Доработка карбюраторов «Йиков» несложна. У карбюраторов с диамет­ром диффузора 24 мм (т. е. 2924СД и 2924СБД) необходимо увеличить его до 25,4 мм. Для повышения про­изводительности главного жиклера диаметр его калиброванной части на­до увеличить до 1,3 мм. Еще лучше этот диаметр подбирать индивиду­ально для каждого мотора с учетом его характеристик и климатических

условий эксплуатации. Рекомендует­ся иметь в наличии несколько жик­леров с диаметрами калиброванной части 1,25; 1,3; 1,35; 1,4 мм. Прини­мая во внимание, что производитель­ность жиклера зависит от многих факторов, учесть которые судоводи­тель-любитель, как правило, не имеет возможности, необходимо строго вы­держивать все конструктивные пара­метры жиклера и регулировать про­изводительность лишь изменением диаметра калиброванной части жик­лера.

Карбюратор «Йиков» несколько выше, чем К36. С целью уменьшения высоты необходимо изготовить но­вую пробку топливного колодца. На некоторых моторах этого может ока­заться недостаточно; тогда на кор­пусе реверса под резьбовой пробкой напильником надо будет сделать лыску для устранения нежелательного соприкосновения пробки и корпуса.

На входной патрубок карбюрато­ра ставится насадок, длина которого (40 мм) выбрана с таким расчетом, чтобы надевался капот мотора. На­садок не только снижает уровень шу­ма, но и способствует возврату части горючей смеси при обратном выбросе из карбюратора.

Управление дроссельной заслонкой выполняется так же, как и на штат­ном карбюраторе, — тросиком в обо­лочке, но с несколько иными разме­рами (длина тросика 340 мм, обо­лочки — 200 мм). Если устанавлива­ется карбюратор типа СД, необходи­мо сделать привод для управления пусковым устройством. Управление осуществляется манеткой мотоциклет­ного типа при помощи тросика в оболочке.

Манетка может быть установлена в любом удобном месте на поддоне или румпеле.

По опыту уже двух сезонов экс­плуатации могу сказать, что в ре­зультате установки карбюратора «Йиков» на «Нептун-23» улучшился его запуск, снизился уровень шума, уменьшился расход топлива.

Расход топлива определялся по времени его выработки из мерной ем­кости. При полностью открытой дрос­сельной заслонке и частоте вращения коленчатого вала 5000 об/мин 1 л бензина был израсходован с карбю­ратором К36Л — за 5 мин, с карбю­ратором «Йиков» — за 6 мин, что со­ответствует расходу 9,0 и 7,5  кг/ч соответственно. О повышении эконо­мичности мотора я могу судить и по тому, что общий расход топлива за сезон снизился на 30—40%, хотя экс­плуатируется мотор практически так же.

Эти результаты достижимы при условии правильной регулировки кар­бюратора, т. е. обеспечения оптималь­ного состава горючей смеси для любого эксплуатационного режима. Оп­тимальная регулировка определяется такими качествами, как легкость за­пуска двигателя, устойчивость его ра­боты на холостом ходу и под нагруз­кой, отсутствие провалов при пере­ходе с одного режима работы на другой, приемистость, максимальная скорость движения и, наконец, эко­номичность.

Сложность регулировки карбюра­тора заключается не в самом ее про­цессе, а в том, что трудно объективно оценивать получаемые результа­ты, поскольку в условиях индивиду­альной эксплуатации возможность использования каких-либо средств контроля практически исключена. Приходится полагаться только на накопленный опыт.

Прежде чем приступить к регу­лировке карбюратора «Йиков», необ­ходимо выполнить следующие предварительные операции: установить новые или проверенные свечи, подо­бранные по тепловым характеристи­кам к двигателю, обеспечить правиль­ность установки угла опережения за­жигания; приготовить топливную смесь, рекомендуемого для мотора сорта и состава; установить регули­ровочный винт качества 6 (см. схе­му) на 3/4—1 оборот от положения упора и зафиксировать дозирующую иглу 5 в третьей канавке (отсчет сверху); отрегулировать упор обо­лочки троса дросселя 3 и пускового устройства 4, обеспечив им люфт в 2—3 тлм; запустить двигатель и на­клонным винтом количества 7 отрегулировать минимально устойчивое число оборотов холостого хода; про­греть двигатель в движении на сред­них оборотах в течение 10—15 мин.

Регулировку карбюратора следует начинать с регулировки системы хо­лостого хода. После прогрева двига­теля необходимо: вращая винт коли­чества, отрегулировать минимально устойчивые обороты двигателя; мед­ленно вращая винт качества против или по часовой стрелке, добиться ма­ксимального увеличения числа оборо­тов двигателя; винтом количества опустить дроссель до получения ми­нимально устойчивых оборотов; винтом качества вновь установить ма­ксимальное число оборотов двигате­ля; винт количества установить в по­ложение минимально устойчивых обо­ротов, после чего повернуть винт качества по часовой стрелке на 1/4— 1/2 оборота и оставить в этом поло­жении.

Затем следует проверить устойчи­вость работы двигателя на холостом ходу, для чего надо резко прибавить и резко сбросить газ; при этом дви­гатель не должен глохнуть (в про­тивном случае винтом количества следует несколько увеличить число оборотов холостого хода). От регулировки системы холостого хода су­щественно зависят пусковые качества двигателя и устойчивость его работы на малых оборотах как на холостом ходу, так и в движении.

Регулировка карбюратора на оп­тимальный состав горючей смеси для эксплуатационных режимов произво­дится изменением положения дози­рующей иглы в дросселе. Для обо­гащения смеси игла поднимается, для обеднения — опускается. Выбранное положение фиксируется установкой пружинной защелки в канавку иглы.

Для проведения регулировки не­обходимо на акватории со спокойной поверхностью после прогрева двига­теля вывести судно на режим устой­чивого глиссирования (но не более). При строго неизменном положении рукоятки газа надо прослушать ра­боту двигателя. При неустойчивой работе двигателя (срывы на работу «через такт», что является признаком богатой смеси) необходимо обеднить смесь, последовательно опуская до­зирующую иглу до достижения устойчивой работы двигателя. При устойчивой работе двигателя следует обо­гатить смесь, последовательно подни­мая дозирующую иглу до достиже­ния неустойчивой работы двигателя, после чего опустить иглу на одну канавку.

Если рассмотренная выше регу­лировка не обеспечила необходимого качества горючей смеси, следует за­менить жиклер имеющим больший или меньший диаметр калиброванной части, в зависимости от необходимо­сти обогатить или обеднить смесь. Далее следует проверить работу дви­гателя при перемене режимов рабо­ты, открывая дроссель достаточно энергично, но не резко. Если при этом в работе двигателя не наблю­дается перебоев и «провалов», а рост скорости осуществляется достаточно интенсивно, регулировку карбюрато­ра можно считать законченной.

Окончательное заключение о каче­стве смеси можно составить по со­стоянию и цвету электродов свечей зажигания. Пройдя на глиссирующем режиме 1—1,5 км, надо заглушить двигатель на ходу и сразу же вывер­нуть свечи. При работе двигателя на смеси оптимального состава элек­трод свечи покрыт коричневым нале­том цвета ржавчины, а торец резь­бовой части свечи черного или темно-коричневого цвета. Отложение чер­ного нагара и копоти на электродах свидетельствует о переобогащении смеси. Электроды свечей двигателя, работающего на бедной смеси, имеют налет светло-коричневого или серого оттенка. Переобеднение смеси может привести даже к оплавлению элек­тродов.

Boatportal.ru

logo