.

Вы здесь

Двухтонник «Вэнгард»

Двухтонник «Вэнгард»

09.05.2013 Автор: 0 10107

Д. Л. Курбатов  «Катера и яхты» №2 (72) март-апрель 1978г

 

Двухтонник «Вэнгард»

vengard1-small

Большой формат рисунка для печати

Общее расположение яхты.

1 — румпельный отсек; 2 —кокпит рулевого: 3 - рулевая колонка с путевым компасом; 4 – трубчатый трап; 5 – отдел для хранения спасательного плота на 4 чел; 6 — кокпит экипажа; 7 — место хранения 6-местного плота; 8 – плавный; 9 – шкаф для сухой провизии; 10 — посуда; 11 — парусная кладовая; 12- ниша для спинакер-гика; 13 -форпик; 14 – унитаз с прокачной помпой;  15- контейнер с мусором; 16—дизель «Перкинс»; 17 – штурманский стол; 18 – сидение штурмана; 19 – гребной винт диаметром 508мм, со складывающимися лопастями; 20 — парусиновая подвесная койка (на правом и левом бортах); 21 – нижняя койка; 22 — цистерна  пресной воды, 90 л; 23 —цистерна дизельного топлива, 90 л; 24 - полка для кружек; 25 - холодильник; 26 —камбузный рундук; 27 — парусиновые полки для личных вещей экипажа; 28 —раковина; 29 —плитка; 30 – диван (вверху подвесная койка)

Бывает иногда так, что не­сколько оригинальных идей, предло­женных разными конструкторами и реализованных по отдельности и в разное время в их проектах, встре­чаются вдруг в одном судне и дают жизнь новому направлению в проек­тировании яхт. Естественно, что авто­рами подобных  новаторских  проектов становятся чаще молодые кон­структоры, не обремененные тради­циями, еще не обретшие своего ха­рактерного «почерка». Так было, на­пример, со знаменитым Ричардом Картером, создавшим не заре своей конструкторской карьеры «Тину», ко­торая послужила затем прототипом целого ряда «однотонников», или с«модным» ныне Роном Холландом. Так сделал имя и молодой конструк­тор английской фирмы «Миллер и Уитворт» Эдуард Дюбуа (кстати ска­зать, только что открывший уже свое собственное КБ).

Дюбуа постарался воплотить в своем проекте «двухтонника» наибо­лее современные тенденции во всех областях яхтенной архитектуры. Соб­ственно, это судно было задумано для показа достижений фирмы в из­готовлении высокоэффективных ях­тенных парусов. И не случайно ему дали столь тенденциозное название («Авангард»): фирма с самого начала требовала от конструктора соответ­ствующих — впечатляющих — резуль­татов.

И точно так же не случайно для этой цепи был избран именно «двух­тонный» класс, который к моменту на­чала работы над проектом практиче­ски еще не приобрел устойчивых спе­цифических черт. «Двухтонники»— са­мые крупные яхты среди судов крейсерско-гоночных классов IOR с фик­сированной величиной гоночного балла. Для них эта величина ограни­чена 32 футами (9,76 м), чему обычно соответствует общая длина корпуса 12,5—13,5 м. Именно яхты таких размерений наиболее популярны для океанских гонок любого ранга, так как обеспечивают размещение на борту нормального экипажа из семи человек (три вахты плюс кок или ка­питан), достаточно мореходный для выхода на любую акваторию и раз­вивает высокую среднюю скорость. И тем не менее можно сказать, что появление «двухтонников» во мно­гом обусловлено ростом популяр­ности международных гонок на Ад­миральский Кубок, которые с 1967 г. ежегодно проводятся у берегов Англии. (Напомним, что к участию в них допускаются яхты с гоночным баллом не ниже 29 и не выше 42 фу­тов). В дальнейшем предполагается уже и проведение классных (без ган­дикапа) гонок «двухтонников», вклю­чая и ежегодный чемпионат  Мира.

vengard2-small

Большой формат рисунка для печати

План верхней палубы.

1 — труба для спасательного буйка с вешкой; 2 —гнездо для спасательного круга; 3—блок спинакер-шкота; 4 – футблок для шкотов генуи одношкивный; 5 – футблок для шкотов генуи двушкивный; 6 — рельс для передних парусов; 7- лебедка гика-шкота; 8 — лебедка фалл 1енуи; 9 — лебедка оттяжки для спинакер; 10 — лебедки грота и спинакер-фалов; 11 — форлюк (крышка из плексигласа); 12- спипакер-гик; 13 — рельс форштага; 14 — релинг из трубы  20 мм; 15—перфорированный углобульбовый профиль по кромке борта; 16 - винтовая оттяжка гика;17 — главная шкотовая лебедка с двумя барабанами и колонкой с рукоятками; 18 — рулевая колонка со штурвалом диаметром 967 мм и путевым компасом

Основные данные яхты     

Длина наибольшая 12,9, м

Длима по КВЛ 10,4, м

Ширина наибольшая 3,97, м

Осадка по КВЛ 2,34, м

Водоизмещение с  половинной нагрузкой 8,92, т

Вес балластного фальшкиля 5,3, т           

Обмерная площадь парусности 79,3, м2

 

Пока что этих судов построено не так уж много. Яхта стоит довольно дорого — до 20 тыс. фунтов стерлин­гов, а поскольку это прежде всего — гоночное судно с ограниченным ком­фортом, не достаточным для семей­ных крейсерских плаваний, охотников приобретать их значительно меньше, чем близких по размерам яхт сво­бодных классов IOR.

Чертежи «Вэнгарда» были готовы к началу 1977 г., а постройка его на верфи «Суперкрафт» в Гонконге — от разбивки на плазе до спуска на воду — заняла всего три месяца. Сразу после испытаний «Вэнгард» был срочно доставлен в Англию, чтобы успеть к старту гонок Адми­ральского Кубка. В качестве шкипера яхты на этих соревнованиях выступал один из директоров «Миллера и Уитворта» — опытный парусник и гонщик Джон Оукли. 57 яхт под фла­гами 19 государств вели борьбу за обладание почетным призом, при­суждаемым за лучший суммарный результат пяти го/нок. И дебют новой яхты на большой гоночной сцене был удачным: экипаж «Вэнгарда» сумел занять общее 8-е место и обеспечил своей команде призовое 3-е место.

Первые успехи были закреплены в последующих крейсерских гонках сезона. Так что при подведении ито­гов навигации 1977 г. Королевским океанским гоночным яхт-клубом (RORC) оказалось, что «Вэнгард» за­нял почетное 3-е место (при этом учитывают сумму лучших результа­тов в четырех крейсерских гонках) среди всех яхт II класса IOR. Уже одно это дает основания считать, что расчеты конструктора вполне оправ­дались— технические решения ока­зались верными. Познакомимся с главными из них, насколько это воз­можно по предоставленным фирмой в распоряжение редакции материа­лам проекта.

«Вэнгард» имеет типичную для современных крейсерско-гоночных яхт архитектуру корпуса с гладкой палубой и высоким надводным бор­том при умеренном водоизмещении (L/D1/2=5). Характерны короткие свесы оконечностей, эф­фективный плавниковый фальшкиль, имеющий поперечное сечение пра­вильного аэродинамического профи­ля. Полубалансирный руль, оформля­ющий кормовую оконечность под­водной части судна, пересекает ва­терлинию. В данном случае конструк­тор «сэкономил» обмерную длину корпуса, так как перо руля не вклю­чается в обмеры. Той же цели сни­жения величины гоночного балла под­чинены и такие особенности обво­дов, как плоский участок днища при киле, большая ширина корпуса на миделе, значительный развал бортов. Чтобы такой корпус сохранял высокую скорость на крутой волне, очер­таниям ватерлиний придано значи­тельное заострение в носу и корме. Конструктор стремился спроекти­ровать легкий и прочный корпус, ко­торый благодаря значительной шири­не и тяжелому фальшкилю (его вес составляет 60% обмерного водоиз­мещения судна!) имел бы повышен­ную остойчивость и был бы способен нести значительную площадь парусов в свежий ветер.

Корпус выклеен из стеклопласти­ка в матрице. Сравнительно толстая обшивка подкреплена продольным набором — четырьмя стрингерами из пенопласта, обформованными стек­лопластиком, и продольными стенка­ми рундуков и коек, вырезанными из толстой фанеры и приформованными к обшивке днища. Прочность и же­сткость днища между этими стенка­ми обеспечивается установкой пено­пластовых флоров, также оклеенных стеклопластиком; через пять из них проходят сквозные болты из нержа­веющей стали, которыми крепится свинцовый фальшкиль. Общую попе­речную прочность корпусу придают переборки из 13-миллиметровой морской фанеры. Палуба выполнена трехслойной — с легким заполните­лем из бальзы между наружным и внутренним слоями стеклопластика. Известно, что корпуса с «ромби­ческими» ватерлиниями имеют ма­лый продольный момент инерции действующей ватерлинии, а потому подвержены сильной килевой качке, особенно если в оконечностях распо­лагаются тяжелые части оборудования. Поскольку размахи качки суще­ственно повышают сопротивление во­ды и снижают скорость, Дюбуа поста­рался сделать все возможное, чтобы уменьшить их. Наиболее тяжелые элементы нагрузки — мачта с такела­жем, сменные паруса, двигатель, ци­стерны с топливом и пресной во­дой — размещены как можно ближе к центру тяжести яхты.

В результате 37-сильной четырехцилиндровый дизель «Перкинс» вме­сте с реверс-редуктором оказался стоящим в кают-компании; верх его звукоизолированного капота служит обеденным столом, а в кормовой каю­те— основой для штурманского сто­ла. Под диванами кают-компании разместились цистерны емкостью по 180 л — на правом борту для топли­ва, на левом — для пресной воды. Дополнительные 90-литровые цистерны расположены под нижними койками в кормовой каюте. Под кожухом ди­зеля расположена аккумуляторная 12-вольтовая батарея емкостью 120 А.ч, питающая сеть освещения, стартер двигателя и многочисленные навигационные приборы.

Объем корпуса в нос от мачты полностью отведен под парусную кладовую — ведь паруса это главный козырь «Вэнгарда» в гонках! Ком­плект состоит из 13 парусов (грот, 5 спинакеров, 4 генуэзских стакселя, бигбой, ричер, дрифтер), рассчитан­ных на любую силу ветра и курс яхты относительно него. Паруса рас­полагаются в удобных сетках, спле­тенных из дакроновых полос, и по­даются на палубу через два светлых люка (размер в свету 600 X 600), рас­положенных по сторонам от ДП. Благодаря этому можно, например, одновременно спускать один стак­сель под палубу через подветренный люк и ставить другой стаксель через наветренный люк.

Бытовое оборудование отличается скромностью комплекта и легкостью конструкции. В кают-компании распо­ложены два дивана и две подвесные трубчатые койки. Еще четыре спаль­ных места расположены в штурман­ской каюте, которая имеет отдель­ный вход с палубы. Камбуз, работаю­щий от газового баллона емкостью 45 л, холодильник, прокачной унитаз и парусиновые полки для непромо­каемой одежды — этим, пожалуй, и исчерпывается перечень!

Зато палуба «Вэнгарда» радует глаз самого изысканного знатока па­русных гонок. Здесь есть и раздельные кокпиты для рулевого и команды, и достаточно свободная площадь для работы с парусами, множество дель­ных вещей, направляющих рельсов для шкотов, оттяжек и прочих снас­тей бегучего такелажа. Полтора де­сятка палубных лебедок облегчают работу   экипажа   при   постановке   и

управлении огромными парусами (площади генуэзских стакселей до­стигают 90 м2 при длине нижней шкаторины более 9 м!). Спинакер-гик крепится по-походному в специаль­ной палубной нише, расположенной в ДП.

Продуманно расположены спаса­тельные средства, всегда готовые к действию. В нише под пайолом кокпита команды находится 6-местный надувной плот; еще один — 4-мест­ный плотик расположен в выгородке у кормовой переборки кокпита. Спа­сательные круги (точнее — «подко­вы») вставлены в вертикальном поло­жении в специальные глубокие вы­емки, отформованные в палубе у транца и ничем в них не крепятся. Буек с вешкой помещен в наклонную трубу, выходящую в транец. При па­дении человека за борт рулевому достаточно дернуть за рычаг, чтобы буй соскользнул в кильватерный след. В случае внезапного погруже­ния яхты в воду спасательные пло­тики и круги автоматически всплыва­ют на поверхность без какого-либо участия экипажа.

Но, пожалуй, наибольший интерес в конструкции этой яхты представля­ет парусное вооружение с 17-метро­вой алюминиевой мачтой, шарнир установленной на палубе. Конструк­тор предусмотрел «тонкую» настрой­ку яхты путем регулировки наклона мачты на ходу судна и изменения длины топового штага. Топ мачты может отклоняться назад от своего нормального положения на 2,3 м! Для этого на топ- и ахтерштагах име­ются гидравлические талрепы, Ь ван­ты- закреплены строго в поперечной плоскости мачты (без обычного раз­носа в нос и корму), что позволяет осуществлять наклон, не меняя натя­жения вант. Чтобы легкая мачта, имеющая овальное сечение (211X140 мм), не потеряла устойчивости в продольном направлении, преду­смотрены штаг и бакштаги, нижние концы которых закреплены на ползу­нах, скользящих по направляющим рельсам на палубе.

Естественно, что топ- и ахтерштаги являются наиболее нагруженными снастями стоячего такелажа. Они из­готовлены из прутка высокопрочной нержавеющей стали диаметром 10,3 мм. Из такого же прутка, но диаметром 8,8 мм, вырезаны ванты. Стараясь обеспечить нормальную ра­боту огромных стакселей, конструк­тор пошел даже на то, чтобы ухуд­шить условия работы вант: ширина яхты не использована для разнесе­ния вант на возможно больший угол (при ширине палубы в районе мачты 3,5 м разнос вант всего 2,5 м). Поэтому-то для пант и пришлось использовать столь прочную и тяже­лую проволоку.

vengard3

Парусное вооружение яхты.

При увеличении наклона  мачты нижняя шкаторина подтягивается риф-шкентелем к гику.

Насколько эффективна настройка вооружения «Вэнгарда», можно су­дить хотя бы по тому, что во время испытаний яхты только регулировка наклона мачты привела (при сохра­нении прежнего курса и скорости ветра) к повышению скорости на 1 уз.

Однако все ухищрения конструк­тора и парусного мастера не привели бы к желаемым результатам, если бы экипаж по старинке руководство­вался в гонке только собственным чутьем ветра и интуицией. «Вэнгард» снабжен целым комплексом дорого­стоящих навигационных приборов.

Здесь есть суммирующий лаг «Хэрриер» и спидометр, показывающий мгновенную среднюю скорость, эхолот «Гектор», указатель скорости и направления вымпельного ветра, радиопеленгатор «Герои», гирокомпас «Неко» с двумя репитерами, установленными на верхней палубе и у штурманского стола. Связь с берегом и другими судами обеспечивает радиотелефонная станция «Сэйлор»: имеется и широковещательный радиоприемник «Герои».

Boatportal.ru

logo