.

Вы здесь

Описание парусной яхты "Столетие"

Описание парусной яхты "Столетие"

09.05.2013 Автор: 0 10219

Л. В.Тимофеев «Катера и яхты» №2 (72) март-апрель 1978г

 

Яхта «Столетие»

stoletie1

Сто лет назад, в ноябре 1877 г. у набережной Васильевско­го острова в Петербурге ошварто­вался небольшой парусник — шхуна «Утренняя заря». За кормой судна осталось, как писали тогда столич­ные газеты, «более 11 тысяч верст труднейшего пути» — первого в морской истории России плавания из устья Енисея в Петербург, до­казавшего возможность установле­ния прямых торгово-транспортных связей Сибири с Западной Европой Северным морским путем.

Современников поразили дер­зость замысла, мужество и мастер­ство пяти мореплавателей, состав­лявших экипаж шхуны. Капитаном «Утренней зари» был «российский шкипер с правами, сему званию присвоенными» Давид Ивановпч Шваненберг, который закончил Ар­хангельские шкиперские курсы только уже будучи опытным мо­ряком — в возрасте 32 лет.

Рейс под парусами через моря Ледовитого океана был неимоверно трудным. Шхуна едва не погибла в Карских Воротах. Весть о ее бла­гополучном появлении у северных берегов Норвегии облетела всю Скандинавию, где горячо приветст­вовали экипаж сибирского парусни­ка. От Варде до самого Петербурга скандинавские моряки сопровожда­ли «Утреннюю зарю» на всех пере­ходах между портами, что считалось самой большой честью!

В Петербург шхуна доставила образцы сибирского корабельного леса, графит, рыбу, предметы оби­хода и народных промыслов жите­лей Крайнего Севера, охотничьи трофеи. «Это плавание,— писал Ю. М. Шокальский, — вдвойне заме­чательно: как первое плавание на судне сибирской постройки и как отмеченное необыкновенной смело­стью своего командира, решившего­ся идти на такой импровизирован­ной посудине в море».

В канун 100-летнего юбилея пла­вания «Утренней зари» мы, красно­ярские яхтсмены, решили построить крейсерскую парусно-моторную ях­ту и назвать ее «Столетие» — в честь славного подвига наших земляков.

Корпусом суденышку послужил старый 30-местный спасательный зельбот. Его 16-миллиметровую диагональную обшивку из дуба мы оклеили двумя слоями стеклотка­ни на эпоксидной шпаклевке. За прототип при проектировании об­щего вида и парусного вооружения взяли построенную на основе старинных чертежей американскую ях­ту «Лоцман» («Катера и яхты» № 35). Высота каюты до бимсов была увеличена до 1,25 м; для защиты руля сделали кринолин. Во всем же остальном мы лишь незначительно отступили от архитекту­ры и стиля прототипа.

Наше судно имеет корпус дли­ной 7,6 м (с бушпритом 9,0 м); ширина его — 2,4 м, осадка — 1м. Водоизмещение яхты — 2,6 т. Об­щий вес балласта, включая сталь­ной фальшкиль, цистерны и аккумуляторы, — более 1 т. Площадь па­русности — 30 м2.

Палуба, рубка, ящик кокпита и две водонепроницаемые переборки выполнены из березовой фанеры толщиной 10—14 мм, с наружной стороны покрытой эпоксидной шпаклевкой, а с внутренней — пропитанной горячей олифой. Па­луба, уложенная на гнутые клееные бимсы с погибью 80 мм, дополнительно оклеена стеклотканью. Два года эксплуатации яхты с зимовкой под открытым небом показали, что корпус и палуба абсолютно водо­непроницаемы. (Правда, при плава­нии в плохую погоду вода прони­кала внутрь через неплотно при­легающую крышку форлюка и через вентилятор на лобовом ко­мингсе, а в моторный отсек — через дейдвудный подшипник.)

Самоотливной кокпит размерами 600X800X400 мм обнесен коминг­сом высотой 300—250 мм, который является продолжением боковых стенок рубки.

stoletie2

«Утренняя заря» в Петербурге. Фото 1877 года из музея г. Енисейска.

stoletie3

Общий вид нашей яхты.

В каюте длиной 3,6 м оборудо­ваны четыре спальных места и стол. Под койками имеются рунду­ки для инструмента и провизии. В качестве теплоизоляции подволок каюты обшит изнутри проолифлен­ной древесно-волокнистой плитой. Прямоугольные иллюминаторы сде­ланы из триплекса.

Мачта диаметром 120 мм сдела­на полой; она склеена из еловых реек и оклеена стеклотканью. Гик и гафель вырезаны из тонкостенной трубы легкого сплава диаметром 80 мм. Старенькие паруса, полученные в красноярском яхт-клубе, мы перешили, чтобы вооружить яхту гафельным тендером с кливером, вынесенным на бушприт. Такое во­оружение позволило нам при срав­нительно низкой мачте (7,5 м от палубы) нести в слабый ветер 30— 35 м2 парусов. В сильный ветер площадь грота быстро уменьшает­ся при помощи патент-рифа, а кли­вер закручивается вокруг штага.

Для остойчивости мы снабдили яхту стальным фальшкилем весом 600 кг. Топливный танк емкостью 350 кг расположили в корпусе под пайолами. Здесь же установили ак­кумуляторы и емкости для пресной воды.

Особое значение при дальних плаваниях в условиях Сибири име­ет экономичность двигателя. Так, скажем, от Енисейска до Игарки 1400 км и пет ни одной заправоч­ной станции! Мы установили на своей яхте дизель «248,5/11» мощ­ностью И л. с. Вес установки полу­чился почти 350 кг без топливного танка и заняла она чуть ли не треть подпалубного помещения! Ре­верс-редуктор, упорный подшипник, гребной вал и прочее пришлось изготовлять самим.

Полная заправка топливом обес­печивает работу двигателя в тече­ние 100—120 часов, что при скоро­сти 12 км/ч позволяет пройти 1200-1500 км.

В навигацию 1975 г. яхта «Сто­летие» прошла ходовые испытания под парусами и двигателем на Красноярском водохранилище. А в 1976 г. мы втроем под новыми лав­сановыми парусами прошли без особых приключений 2700 км марш­рутом Красноярск — Дудинка — Бреховские острова (место зимовки «Утренней зари» в 1876—1877 гг.) — Дудинка. Более трети нашего пу­ти пролегли за Полярным кругом.

Теперь «Столетию» предстоит продолжить маршрут Шваненберга от Бреховских островов—преодолеть Карское и Баренцево моря. «Утрен­няя заря» шла в Петербург вокруг Скандинавии. Мы рассчитываем войти в Белое море и прибыть в Ленинград внутренним водным пу­тем.

К такому ответственному пла­ванию необходимо тщательно под­готовиться.

Boatportal.ru

logo