.

Вы здесь

Многодневное соревнование по ДСП на моторных лодках представителей ДОСААФ разных городов СССР

Многодневное соревнование по ДСП на моторных лодках представителей ДОСААФ разных городов СССР

06.05.2013 Автор: 0 9775

Из опыта проведения I всесоюзного многодневного соревнования по ДСП по «звездным» маршрутам

«Катера и яхты» №2 (72) март-апрель 1978г

 

«ЗВЕЗДНЫЙ-77»

zvezd1

Июльское небо затянуто легкими серыми облаками, сквозь которые то и дело пробиваются лу­чи солнца. Разрезая крутую нев­скую волну, мимо гранитных набе­режных и заводских корпусов, мимо Смольного и «Авроры» проходят мо­торные лодки под флагами ДОСААФ. Финишируют участники I «Звездного» дохода водномоторников, посвященного 60-летию Вели­кого Октября.

На бортах мотолодок необычные надписи: «Львов — Соловецкие о-ва — Ленинград», «Петрозаводск — Ленинград», «Киев — Ленинград», да­же «Якутск — Ленинград»! Идет це­лая флотилия — шесть судов с мос­ковскими номерами и эмблемами клубов «Меридиан» и «Десант»; среди них выделиетси огромный тримаран с просторной застеклен­ной рубкой. Проходят моторки вол­жан — из города Тольятти, украин­ских досаафовцев из Днепропетров­ска. Все они спускаются сверху, с Ладоги, но вот четыре лодки появляются одна за другой из-под Кировского моста, со стороны Финского залива: это завершают морской переход суда таллинского спортклуба «Двигатель».

Лодки швартуются у причалов водной станции СТК — в саду Дзержинского, флагманы команд рапортуют об окончании спортивного плавания, сдают отчетные документы судейской коллегии во главе с А. М. Гарусовым — председателем всесоюзной комиссии многодневных соревнований по ДСП.

«Звездный» поход проводился именно как многодневное соревнование по ДСП. Его цели и задачи были сформулированы так:

— пропаганда водно-моторного спорта и соревнований по ДСП как одного из путей повышения его

массовости, привлечения к спорту широких кругов судоводителей-любителей страны;

—повышение мастерства участников: приобретение опыта много­дневных спортивных плаваний с соблюдением напряженного графи­ка движения в любых самых слож­ных условиях;

— обмен опытом работы по раз­витию водно-моторного спорта на местах и военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Этот поход был не просто фор­мально посвящен приближавшему­ся юбилею. Уже Положение о соревновании с самого начала наце­ливало участников на ведение ак­тивной общественной работы на всем пути следования судов. Преду­сматривалось, что судьи будут оце­нивать не только протяженность и сложность маршрута, затраченное время и четкость соблюдения зара­нее утвержденного графика, но и проведенные экипажем массово-агитационные мероприятия.

Команды девяти городов шли по заранее согласованным трассам — девяти лучам, сходящимся в центре

«звезды», в колыбели революции — городе Ленина, овеянном славой беспримерного мужества и трудо­вых подвигов, И вот теперь на судейской коллегии оказываются 27 крейсерских книжек и кипа су­довых журналов. Кипит работа. Сравниваются километры и скоро­сти. Придирчиво анализируются за­писи о состоявшихся беседах, до­кладах и встречах с ветеранами, посещении памятных мест.

Рассмотрев представленные мате­риалы, судьи выносят решение: Приз ЦМК ДОСААФ вручить занявшей первое место команде города Тольятти, состоящей из трех экипа­жей, руководимых м. с. А. И. Се­меновым. Их мотолодки «Прогресс-4» прошли 2340 км пути за 12 дней абсолютно точно по графи­ку; проведенные ими мероприятия признаны наиболее интересными.

zvezd2

Лодки участников «Звездного-77» швартуются в Ленинграде.

 zvezd3

Команда города Львова, маршрут которой был признан наиболее интересным (2-е зачетное место).

Второе место заняли спортсмены из сухопутного города Львова (флагманы к.м.с. В.Ф.Пискунов и К. К. Обара). Пройденная двумя их «Дрогрессами-4» с «Вихрями» трасса была признана наиболее сложной и интересной, львовская команда явно претендовала на лавры победителей, но... львовяне, как объяснил мне сам К, К, Обара, «пе­рестарались и обогнали график на сутки, чего делать никак не следо­вало!». Питсро из них уже выпол­нили нормы мастеров спорта по ДСП, трое — стали перворазрядни­ками.

Пунктом начала маршрута была столица республики — город-герой Киев, затем следовали путь водой до Орши и переброска сушей в Мо­скву. После ремонта и стоянки в ЦВМК «Меридиан», где им была оказана необходимая помощь, Львовские водномоторцнки продол­жили плавание: через Рыбинку в Северо-Двинский канал, по Сухоне и Двине дошли до Архангельска. С восторгом вспоминают они, как пересекали Белое море и посетили Соловецкие острова, как выдержа­ли шторм на Онежском озере. Отлично проявили себя Н. Г. Пискуцова — единственная женщина (врач команды), Е. Ф. Величко, Ю. В, Марченко, Д. С. Федоров.

Третий львовский экипаж (капи­тан Л. Т. Панькив) по техническим причинам на Белое море не пошел, а прямо по Волго-Балту направил­ся в Ленинград.

Надо отметить стойкость львовян, которые уже после финиша «звездного» похода — на обратном пути — прошли еще две трассы III категории трудности (Ленин­град—Москва; Москва—Луцк). Боль­шинство членов этой команды на­плавало в общей сложности по 7500 км за одно плавание!

И все-таки героями «Звездного-77» по праву следует назвать даже не их, а двух спортсменов из якут­ского спортклуба «Искатель», двух Сергеев — Фролова (капитан) и Во­ронина. Они так поздно вышли на сверхдальнюю трассу, что практиче­ски надежды на своевременный при­ход в Ленинград с 9 до 14.00 29 ию­ля было мало, однако друзья сделали невозможное. На «Крыме» с «Вихрем-25» они за 25 ходовых дней преодолели 8800 км по голубым до­рогам Сибири и европейской части России. Достаточно сказать, что дважды суточный пробег якутских спортсменов превышал 600 км! А ведь путь был сложнейшим по чис­лу препятствий. Мелководные поро­ги, переброски автомашиной и поездом в безвыходных ситуациях, про­хождение шлюзов, бесчисленные за­правки горючим, штормы на водо­хранилищах — все это пришлось выдержать экипажу. По их мнению, самым сложным для прохождения участком была Ангара с ее 32 опас­ными порогами. Случалось, что, да­же поставив второй «Вихрь-М», они не могли преодолеть и метра на стремнине бушующего порога. А бы­вали на их пути и такие перекаты, когда можно было спуститься толь­ко на якорях.

zvezd4

Самое крупное из участвующих в соревновании судов— тримаран мо­сковского клуба «Десант». Строитель и капитан — А. Толмачев

Перед их глазами открывались величественные картины преобра­зования Сибири. Они видели БАМ (в районе Усть-Кута), Усть-Илимскую и Братскую ГЭС. С восторгом рассказывают они, например, об огромной работе по развитию спор­та в молодом городе Усть-Илимске. Большое впечатление произвел на них новый городской яхт-клуб; па­рус входит в жизнь тружеников Сибири. Много различных встреч было на нелегком их пути. Им охотно оказывали посильную по­мощь рабочие лесхозов, нефтяники Тюмени, сплавщики, геологи, реч­ники, шоферы, но с особой тепло­той вспоминают они персонал неф­тебазы в Плесе и директора ее В. В. Александровского.

Вот как проходил их маршрут: Якутск — Усть-Кут— переброска машиной (165 км) до Илимска; по Ангаре и Енисею до Красноярска; за­тем переброска (525 км) на машине до Кемерова на р. Томь; далее по Оби, Иртышу, Тоболу и Туре до Тюмени, погрузка на железнодорож­ную платформу и переброска в Ка­зань; от Казани «спокойное» плавание по Волге и Волго-Балту.

Не обошлось и без происшествий. На Волго-Балте в районе поселка Аннинский Мост их плавание едва не закончилось трагически. В тем­ноте при расхождении с встречным теплоходом они вылетели на кам­ни, корпус «Крыма» получил про­боину и огромную вмятину на ле­вом борту. До Ленинграда остава­лось 700 км и очень мало времени. Предельно уставшие гонщики .заде­лали пробоину и снова помчались вперед. Они не только дошли, но и участвовали на своем судне в па­раде, посвященном Дню Военно-Морского Флота СССР.

За проявленные спортивное ма­стерство и волю к победе экипаж отважных якутян был награжден специальным призом.

Несколько слов о составе и маршрутах некоторых других ко; манд. Один из двух киевских эки­пажей (флагман Ю. С. Окороков) шел через Москву — «нормальным» судоходным путем, а второй, как и вся команда днепропетровцев (три «Прогресса-2»; флагман м. с. Н. Е. Зубрев), выбрал другой маршрут, ведущий «прямо» на север. Эти су­да поднялись по Днепру до Орши, а оттуда были переброшены на ав­томашинах в верховья Ловати. По карте местом конца «волока» и на­чала движения вниз по Ловати была выбрана деревня Подберезье— в 100 км ниже г. Великие Луки, однако практически река здесь ока­залась слишком тяжелой даже для спортивного плавания: на сравни­тельно небольшом участке пути до г. Парфино днепровским лодкам пришлось преодолеть каскад из 55 порогов с перепадом высот от 0,5 до 2 м.

Редкое и довольно сложное 400-километровое плавание по Финско­му заливу совершили таллинские водномоторники под руководством м. с. В. В. Тинта. Они шли на «Днепре», «Оке-4» и «Прогрессах-4».

Мастера спорта из г. Ровно A. Бурко (капитан) и А. Космачук выступали на полуспортивной мо­толодке,   построенной по проекту B.В. Вейнберга, приведенному в «КЯ» № 45: это самое маленькое судно среди всех участвующих в со­ревновании (длина — 3,62 м; шири­на — 1,6 м), зато можно смело ска­зать, что ни одна другая лодка не имела столь большой килеватости 21° на транце! Лодкой «мореходы» довольны:   она под «Москвой-30» хорошо показала себя при пересече­нии Рыбинского водохранилища и на Великих озерах. А еще раньше— им пришлось пройти по «закручен­ной» Горыни, красавице Припяти и седому Днепру до Смоленска, отту­да на  грузовике переброситься  в Ржев, а уже с верховьев Волги про­биваться к Волго-Балту. Трассу об­щей  протяженности  3160 км они прошли за 16 суток, включая поте­ри времени на ремонт мотора и корпуса лодки и задержку у Ры­бинки из-за непогоды. Отличные спортивные показатели!

Ленинград был представлен тре­мя судами (флагман А. Малышев), Петрозаводск — одним (В. Тропин). Самой многочисленной оказалась наша московская эскадра, занявшая третье место (флагман—автор этих строк): три тримарана, «Темп», «Казанка-2М» и «Суперкосатка».

Попутно хочется посвятить еще несколько слов судам. Выражая об­щее мнение тех, кто пришел в Ленинград на «Крымах», считаю, что на сегодня это — лодка, во всех от­ношениях самая подходящая для ДСП, совершаемых вдвоем и под одним мотором. За пять навигаций я только в ДСП прошел на «Кры­ме» более 20 тыс. км. В полном грузу под одним ПМ на нем за светлое время суток можно пройти

300—400 км, поддерживая среднюю скорость 30—33 км/ч. Конечно, его сильно «бьет» на короткой речной волне, как и любую другую прогу­лочную мотолодку, однако на боль­шой волне он ведет себя хороню. Мне не раз приходилось преодоле­вать на нем 1,5-метровую волну.

Дополнений особых не делал, установил габаритные огни и скромный пульт управления. На но­совой палубе закрепил спасатель­ный круг (на резинках от эспан­дера); в него укладываю якорь па специально наклеенную резину. На ветровое стекло поставил дворники. В кокпите добавил пенопласта, так как заводского явно недостаточно. В ДСП заднее сиденье не берем — спальные места устраиваем на двух надувных матрасах.

Большое преимущество «Кры­ма» — просторный подмоторный от­сек. В нем размещаются пять ка­нистр смеси (100 л), две 10-литро­вые канистры с автолом, 5-литро­вая канистра с чистым бензином, а также насос, шланг и т. п. Од­ним словом, кокпит от ГСМ свобо­ден! Поскольку открытый подмотор­ный отсек опасен при потере хода на волнении, пришлось сделать «мягкий» самоотливной рецесс из плотного брезента. Брезент на наружной стороне транца крепится к штатным транцевым ручкам и за­жимается струбцинами ПМ, а по бокам растягивается при помощи четырех люверсов (для прохода штуртроса делаются два отверстия 0 10 мм). Кокпит до переднего си­денья дополнительно закрываем от­дельным полотнищем на двух низ­ких (180 мм от верха бортов) про­дольных дугах.

Из лодок под два мотора непло­хо зарекомендовала себя «Казанка-2М». Как отмечали капитаны Л. Панькив и К. Острейко, минус ее в том, что она требует очень тщательной центровки при располо­жении груза (при нарушениях ее начинает дельфинировать) и мощ­ности не менее 50—60 л. с. Очень популярны для ДСП «Прогрессы-4», однако спортсмены из Тольятти и Львова рассказывали, что при при­емке запаса топлива на этих лод­ках обычно возникают трудности с расположением ГСМ в кокпите: по-прежнему вызывает опасения проч­ность транца при установке двух «Вихрей».

Прекрасно зарекомендовала себя одна из немногих лодок самостоя­тельной постройки — построенная в Москве «Суперкосатка», ведомая М. Вьюновым. На мой взгляд, это лучшая лодка для ДСП под два мотора.

Четыре дня провели в гостепри­имном Ленинграде участники 1 Всесоюзного «звездного» похода, посвященного 60-летию Великого Октября и 50-летию ДОСААФ. Орг­комитет соревнований, возглавляе­мый И. П. Мазуруком, Городской комитет ДОСААФ во главе с И. Р. Дубяго и члены ленинградского оргкомитета под руководством Л. М. Леванта сделали все возмож­ное для хорошей встречи участни­ков. Время пребывания гостей в Ленинграде было четко продумано и спланировано, подготовлены места для ремонта техники и заправки, стоянки судов, отдыха людей. Уча­стники «Звездного-77» посетили Площадь жертв революции и Пискаревское мемориальное кладбище, осмотрели Памятник защитникам Ленинграда, совершили автобусную экскурсию по достопримечательным местам. 31 июля — во время празд­нования Дня Военно-Морского Фло­та СССР — посланцы десяти городои на своих судах прошли вдоль строя стоящих на Неве боевых кораблей Дважды Краснознаменного Балтий­ского флота. За участие в параде

перед 150 тысячами ленинградцев, заполнивших набережные, водномоторннки получили высокую оценку командования ЛВМБ.

1 августа в Доме Обороны состо­ялась 1 Всесоюзная конференция спортсменов-водномоторников, занимающихся ДСП. Были подведены итоги «Звездного-77», возродившего славные традиции агитпоходов, ко­торые восходят к годам становле­ния водно-моторного спорта, начала отечественного катере- и моторо­строения. Давая в целом высокую оценку I «звездному» походу, кон­ференции приняла решение реко­мендовать проведение таких много­дневных соревнований по ДСП ре­гулярно — не реже чем через год. Выступающие отмечали, что подго­товленные ЦК ДОСААФ новые классификационные нормы по ДСП чрезмерно усложнены; что ЦК ДОСААФ надо включать в план ра­боты низовых организаций подго­товку разрядников по ДСП; что ФМВС стоило бы ходатайствовать о льготах при шлюзовании и за­правках на АЗС для спортсменов, участвующих в многодневных со­ревнованиях по ДСП. Единодушно была отмечена большая заслуга со­вета ЦВМК «Меридиан»,  возглавляемого М. П. Петровым, в органи­зации I «звездного».

Говорилось и о некоторых недо­статках в подготовке «Звездного-77». Так, выяснилось, что команды ря­да городов не смогли пойти в Ле­нинград только потому, что Поло­жение о соревновании было разослано слишком поздно, на ме­стах участие в походе не всюду успели запланировать и подгото­вить. Как это ни печально, на се­годня приходится констатировать, что в органах ДОСААФ, да и в ФВМС СССР многодневным сорев­нованиям по ДСП вообще внимания уделяют мало. Занятия этим видом спорта на местах не культивиру­ются, не планируются и соответст­венно часто не финансируются. Исключение составляет, пожалуй, только Львовский обком ДОСААФ, возглавляемый П. В. Володенковым; неудивительно, что здесь сильная команда, есть у нее и перспективы" и рост мастерства, плавают львовские экипажи очень много и по са­мым сложным трассам. (На ны­нешний год запланированы ДСП более чем тридцати львовских эки­пажей с выходом на Байкал, Кас­пий, Северный морской путь.)

Очевидно, что явный успех «Звездного-77» и проведенная после него I Конференция будут способствовать коренному изменению от­ношения к многодневным соревно­ваниям по ДСП в самом ближайшем будущем. А пока пользуюсь случаем сообщить, что, в соответст­вии с высказанными на конферен­ции пожеланиями, уже начата под­готовка к «Звездиому-78», посвященному 60-летию Советской Ар­мии. Центром «звезды» II Всесоюз­ного многодневного соревновании но ДСП будет Волгоград. Сбор команд назначен на 21 июля с 9.00 до 14.00. Экипажи должны пройти трассы не менее 3300 и не более 6000 км. Результаты соревно­вания пойдут в зачет I лично-ко­мандного чемпионата СССР но мно­годневным соревнованиям на мотор­ных судах. Победители его опре­делятся по сумме набранных очков за ДСП и две 5-мильные скорост­ные гонки, проведенные в Волгогра­де для участников «Звездиого-78».

Комиссия многодневных соревно­ваний по ДСП призывает всех водномоторников страны взвесить свои силы и активно включиться в под­готовку к походу 1978 года.

До встречи в городе-герое Волго­граде!

Boatportal.ru

logo