Вы здесь

II соревнования на приз сборника

II соревнования на приз сборника

30.04.2013 Автор: 0 9436
Facebook Twitter Google+ Pinterest

Д. А. Курбатов «Катера и яхты» №1 (71) январь-февраль 1978г

 

II соревнования на приз сборника

na priz1

Собираясь на вторые соревнования по виндсерфингу на приз сборника, в спортивных коллек­тивах особенно тщательно подбирали составы команд: еще свежи были воспоминания о сильных ветрах и накатистой волне, которые свирепствовали на рейде Зеленогорска во время первой встречи 1976 года! Но на этот раз погода постаралась оправдать славу Се­верной Ривьеры: всю первую неделю августа здесь преобладали слабые ветры, светило яркое солнце, бирюзовая рябь залива радовала глаз.

Как бы то ни было, а виндсерфисты 23 команд, прибывших на соревнования, порадовали устроителей и зрителей заметно возросшим за год мастерством в управлении виндсерфером. Можно было отметить более строгое соблюдение правил парусных соревнова­ний, умение использовать в ходе гонок приемы ближ­ней тактической борьбы. А острая спортивная борьба с соперниками разгоралась уже на старте, когда каждый из 100 участников старался начать гонку из наиболее выгодного положения.

Уступая общему пожеланию спортсменов, устрои­тели  откорректировали  положение  о соревнованиях перед самым их открытием. Дело в том, что по анало­гии с крупнейшими международными встречами по виндсерфингу и буерному спорту, собирающими боль­шое число участников, положением предусматривался следующий порядок: сначала — квалификационные (отборочные) гонки для двух стартовых групп по 50 спортсменов в каждой, а затем четыре финальные гонки для 50 лучших участников из обеих групп. Это позволяло избежать сутолоки на старте и облегчало работу судейской коллегии. Но сделать это ценой исключения из финальных гонок 50 спортсменов, многие из которых приехали издалека и впервые участвовали в соревнованиях подобного масштаба, устроители на этот раз просто не решились.

Итак, на каждый старт выходило по 100 человек одновременно, и приходилось проявить незаурядную технику вождения виндсерфера, чтобы не только протолкнуться к стартовой линии, но и оказаться в нужном месте в нужный момент. Даже для опытных яхтсменов, ранее участвовавших в гонках таких мас­совых классов, как «Финн» или «Летучий Голландец», предстартовая толчея оказалась непривычной; именно в первые секунды гонки было много дисквалифика­ции и отзывов на повторный старт. Однако затем, пройдя лавировку на наветренный знак, участники вытягивались в цепочку уже соответственно качеству техники и гоночной подготовке.

Роль судна и паруса в этих соревнованиях была особенно важной. Даже сейчас, уже два года после проведения первой всесоюзной встречи по виндсер­фингу на Заславльском водохранилище, среди судов участников не было строгой идентичности ни по од­ному из параметров, влияющих на ходовые качества (размерения, вес, площадь парусности, покрой пару­са, гибкость мачты и т. п.). Подавляющее большинство лодок вообще не имело каких-либо мерительных свидетельств, подтверждающих соответствие основных параметров правилам класса. Более илн менее равной техникой обладало лишь около трети спортсменов, выступавших на пластмассовых виндсерферах «Пагги» производства Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения. Но даже выступая на этих снарядах, более опытные спортсмены предпочитали использовать не заводские лавсановые паруса, а перекроенные по своему вкусу и сшитые из дакрона, обладающие лучшими тяговыми качествами. Более то­го, сами таллинские корпуса подвергались переделке с целью облегчения и устранения водотечности.

Можно было видеть и несколько настоящих фир­менных виндсерферов и парусов, закупленных яхт-клубами Литвы и Ленинградского кораблестроитель­ного института у голландской фирмы «Тент Кейт». Но подавляющее большинство корпусов было изготов­лено самостоятельно и из самых различных материа­лов — от пенопласта и фанеры до стеклопластика.

Нельзя удержаться от упрека в адрес наших пред­приятий, выпускающих спортивный инвентарь: за два года ни одно из них так и не наладило серийный вы­пуск виндсерферов в объеме, достаточном для удовле­творения потребности спортивных организаций и яхт-клубов. Поэтому путь каждого виндсерфиста к спор­тивным достижениям и сегодня чаще всего начинает­ся с постройки снаряда своими руками, с поисков чертежей и необходимых материалов. Может быть, именно этим объясняется довольно солидный средний возраст участников наших соревнований: 70% из них были старше 25 лет! А ведь виндсерфинг на мировой арене имеет прочную репутацию молодежного вида спорта, в котором чемпионами становятся в 14—20 лет. Именно простота содержания снаряда и сравнительно невысокая его стоимость (виндсерфер в 2,5 раза де­шевле популярного швертбота-одиночки класса «Ла­зер») привлекают к нему самых молодых привержен­цев паруса.

Есть и другое соображение, свидетельствующее о необходимости скорейшего освоения серийного произ­водства виндсерферов на верфях. В парусном спорте стало уже непреложной истиной, что объективные результаты в соревнованиях могут быть получены лишь при участии в них строго монотипных судов и что эта монотипность лучше всего обеспечивается при «лицензионном» производстве лодок, когда практиче­ски одинаковые качества судов являются результатом строгого контроля технологии и исходных материалов, применения одинаковых фирменных матриц при формовании и т. п. мер. Конечно, в нашей стране нет нужды в том, чтобы, скажем, Ленинградская экспери­ментальная судоверфь ВЦСПС покупала лицензию на постройку виндсерферов у Таллинской ЭВСС. Однако какое-то одно из предприятий должно быть держате­лем эталона класса, и именно оно должно предостав­лять другим верфям оснастку и строгую технологию его производства. Пока этого сделано не будет, можно говорить о результатах любых соревнований лишь как о грубо относительных.

Тем не менее, прошлогодний победитель наших соревнований Евгений Печенкин вновь выступил очень стабильно: его худшим результатом было 5-е место в первой гонке. Именно этой стабильности явно не хва­тало его основным соперникам — рижанину Г. Розенбергу, минчанину В. Михневичу и другим. Элементы остроты внесло в соревнования участие очень сильных спортсменов из яхт-клуба «Ветрунге»: С. Кайриса, Р. Кукляускаса, Г. Маркявичюса, — признанных ма­стеров хождения в сильные ветра. Показательно, что во второй гонке, когда единственный раз за два дня соревнований подул 3-балльный ветер и на дистанции разгулялась волна, все три эти спортсмена показали свой лучший результат: Кукляускас занял 1-е место, Кайрис — 2-е, Маркявичюс — 6-е. Однако для занятия призового места литовской команде нужен был силь­ный ветер еще хотя бы в одной гонке...

Успех сопутствовал команде Центрального Респуб­ликанского яхт-клуба Риги (М. Далле, Н. Арманович и Г. Розенберг), которая и завоевала главный трофей соревновании — переходящий командный приз, а Г. Розенберг занял 2-е личное место, потеснив опыт­ных виндсерфистов из Белоруссии.

Еще один латвийский спортсмен П. Мелзобс был отмечен дипломом I степени как конструктор лучшего виндсерфера самостоятельного изготовления. Петер вместе со своими товарищами представлял на гонках рыболовецкий колхоз «Падомью» (Латв. ССР), моло­дежь которого серьезно увлеклась новым спортом и в прошедшем сезоне смогла наладить изготовление ма­лой серии пластмассовых виндсерферов. Гонки в Зеленогорске были одной из первых проб этих снарядов, Работа латвийских умельцев получила признание.

Попутно отметим, что среди дебютантов зеленогорских соревнований приятно было видеть спортсменов из г. Сосновый Бор Ленинградской области и из сол­нечной Ялты. Хуже ожиданий выступили на своей воде сами ленинградцы. Главная причина, видимо, в том, что виндсерфинг не получил должного признания в яхт-клубах города; серьезной методической работы по подготовке спортсменов к соревнованиям, по суще­ству, еще не ведется. Наиболее многочисленная сек­ция виндсерфинга при спортклубе Ленинградского кораблестроительного института по-прежнему много сил и времени тратит на поиски оптимальной конст­рукции н постройку виндсерферов в ущерб трениров­кам и чисто спортивной подготовке.

Слабые ветры и спокойное море способствовали успешному выступлению 11 девушек, которые входили в состав команд, участвующих в розыгрыше Кубка СССР по виндсерфингу. Студентка Ленинградского гидрометеорологического института Надежда Будилова возглавила женскую часть таблицы итоговых резуль­татов, опередив при этом нескольких кандидаток в мастера и мастеров парусного спорта. Старт давался общий и 30-е место из 100 — это не так уж плохо да­же для представителей сильного пола, которые до сих пор уверенно считают парусный спорт своей привиле­гией! Минчанки Нина Матусевнч, Елена Бабичева и Алла Рпчик, Нана Ксоврелп из Тбилиси н Аве Орг из Таллина внесли свою лепту в борьбу команд за Кубок СССР, финишируя чаще всего среди первой половины всех участников.

na priz2

Члены команды Центрального Республиканского яхт-клуба г. Риги (слева направо) П. Эгле, Г. Розенберг, М. Далле с переходящим призом сборника. Фото И, Федорова.

na priz3

Девушки из минского „Спартака" (слева направо): Галина Астрейко, Елена Бабичева и Алла Ричик. Фото Н. Федорова.

100 лодок на старте не могли не поставить перед судейской коллегией и прежде всего перед секретариатом ряда проблем. Сложности начинались уже при выходе участников на старт. Много времени занимали подсчеты результатов — в дальнейшем вряд ли можно будет обойтись без помощи ЭВМ! (Кстати говоря, программа для машинного подсчета уже была разра­ботана, но увы — она оказалась рассчитанной всего на 65 участников!) Недостаточно четко была органи­зована работа судей на поворотных знаках. Не исполь­зовались предоставленные в распоряжение судейской коллегии портативные радиостанции. Спортсмены ис­пытывали трудности с питанием.— Эти и ряд других претензий, высказанных участниками в адрес устрои­телей соревнований, приняты к сведению. Но и эти недостатки не могли   омрачить   того   праздника солнца, ветра и молодости на воде, кото­рым стали два незабываемых августовских дня для многих тысяч ленинградцев, отдыхавших на Зеленогорском пляже.

В заключение от лица всех участников соревнований считаем необходимым выразить благодарность дирек­ции Зеленогорского парка культуры и отдыха, оказав­шей помощь в базировании участников, спасательной службе г. Зеленогорска и яхт-клубам Ленинграда, оказавшим посильную помощь в проведении соревно­ваний.

Facebook Twitter Google+ Pinterest

Boatportal.ru

logo